"Праздник божьих коровок"

Автор: Кузнецова Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Разработка тематического занятия
Тема: "Праздник божьих коровок"
Дата публикации: 08.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тематическое занятие «Праздник божьих коровок».

Раздел «Насекомые».
Занятие предназначено для детей младшего школьного возраста, рассчитано на 45 минут.
Цель занятия:
воспитание и формирование бережного отношения к насекомым, через лепку «божьей коровки» из соленого теста.
Задачи:
 уточнить и расширить знания детей о божьей коровке;  закрепить знания детей о насекомых и их развитии;  развивать интерес к жизни насекомых;  познакомить с поэтапным выполнением изготовления «божьей коровки»;  научиться лепить божью коровку из соленого теста.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие - в страну насекомых. Насекомых на нашей планете очень много: больше, чем животных. К насекомым относятся жуки, стрекозы, бабочки, кузнечики, мухи и т.д. А о каком насекомом мы с вами сегодня поговорим, вы узнаете из загадки: Что за насекомое, Пока что незнакомое. Вперед ползет, не катится, На нем в горошек платьице. С листьев тлю она съедает, Следить за садом помогает. Вот она взлетела ловко. Это - божия ...
Дети:
божья коровка

Педагог:
Правильно. Молодцы. Теперь давайте с вами вспомним присказку про божью коровку: «Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба: черного и белого, только не горелого». Современный поэт Юрий Энтин сочинил прекрасное стихотворение.
Ребенок читает стихотворение Ю. Энтина «Небесная коровка»
Небесная коровка уселась на лошадку, Ее подброшу ловко и крикну на дорожку: - Божья коровка, улети на небо, Принеси мне хлеба, пирожков, ватрушек, Сухарей и сушек, и печенья пачку, И, конечно, жвачку!
Педагог:
Божья коровка - насекомое, которое распространено по всему земному шару. Эти симпатичные маленькие жучки живут группами на растениях. У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Такая окраска называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомое с такой окраской несъедобное. Но божьи коровки бывают и других цветов: желтые, черные, синие и голубые, и даже зеленые. А на спинках могут быть не только точки, но и полоски или другие узоры. У божьей коровки есть маленькие, а под ними жесткие коричневатые полупрозрачные подкрылья. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, может и летать на большие расстояния. Дети, какие стихи, песни вы знаете о божьей коровке? Дети читают подготовленные стих.
Дети:
1. Пауку нужна сноровка, Чтоб поймать божью коровку, Помешать хочу ему - Паутину разорву.
2. Посмотри скорее, Вовка! Это - божия коровка! Красненький кружочек, Много черных точек. Крылья раскрывает, В небо улетает. 3. Божья коровка, черная головка, Рыжая рубашка, милая Ивашка. На краю сорочки черненькие строчки. На рубашке точки - капельки от ночки. У Ивашки детки, рядом спят на ветке. Лапки у них цепки, каждый в черной кепке. Утречком проснутся, сладко улыбнутся. Полетят к цветочкам за росой с листочков, Есть и пить возьмутся, после облизнутся. На болотных кочках пьют росу глоточком, Так живут Ивашки - рыжие рубашки, Черные головки, божие коровки.
Педагог:
После ознакомления с жучками и наблюдения за ними на природе предлагаем сделать поделки. Этими симпатичными яркими насекомыми вполне можно украсить праздничный стол на детский праздник, тем более, если детская вечеринка у вас будет тематическая, например, «Вечеринка божьих коровок». Первую открытку можно использовать как пригласительный билет на праздник, жучками, сложенными из бумаги (оригами), можно оформить праздничную стенгазету, а каменных жуков разложить на празднично оформленном столе. Дети загадывают загадки друг другу.
Загадки про божью коровку

Какая коровка, скажите, пока Еще никому не дала молока? Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? Я - пятнистая букашка, Если в руку попаду- Притворюсь больною тяжко, В обморок я упаду. Надевает эта крошка Платье красное в горошек. И летать умеет ловко Это ...
Физкультминутка:

Педагог приглашает всех детей на «волшебную полянку».
Вокруг себя покружились и в божьих коровок превратились. Божьи коровки, покажите ваши головки, носики и ротики, ручки, ножки и животики. Божьи коровки, поверните направо головки. Божьи коровки, поверните налево головки. Ножками притопните, крылышками хлопните. Друг к другу повернулись и дружно улыбнулись.
Педагог:
Немного отдохнули. Продолжаем наше путешествие. Как вы думаете, чем питается божья коровка?
Ответы детей.

Педагог:
Она питается червями, паутинными клещами, личинками жуков-листоедов. А основная их еда - тля. Как вы думаете, божья коровка - полезный жук?
Ответы детей.


Педагог:
Божья коровка приносит большую пользу для сельского хозяйства. Она поедает насекомых на растениях. А как вы думаете, где живет божья коровка зимой? Какое молоко выделяет божья коровка? Для чего жуку нужна яркая окраска? Почему жуков называют жесткокрылыми?
Ответы детей.

Педагог:
Дети, сейчас мы с вами попробуем слепить божью коровку из соленого теста. (Рассказываю и показываю поэтапное выполнение изготовления «божьей коровки»). А пока вы будете лепить, я расскажу вам дети поэму о божьей коровке.
Божья коровка
Гуляла за городом божья коровка По стеблям травинок карабкалась ловко, Глядела, как в небе плывут облака... И вдруг опустилась большая рука. И мирно гулявшую божью коровку Засунула в спичечную коробку. Коровка ужасно сердилась сначала, Мычала и в стены коробки стучала. Но тщетно! Забыли о ней в коробке, Закрыли коровку в шкафу, в пиджаке. Ах, как тосковала в коробке бедняжка! Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка. Неужто в неволе остаться навек? Коровка решила готовить побег! Три дня и три ночи рвалась она к цели. И вот, наконец, вылезает из щели... Но где же деревья, цветы, облака? Беглянка попала в карман пиджака. Однако она, не теряя надежды.
Бежит на свободу из душной одежды-
Там солнце, и ветер, и запахи трав... Но вместо свободы увидела шкаф. Тоскливо и страшно божьей коровке: Опять она в темной, пустынной коробке. Вдруг видит: вверху, где вставляется ключ, В темницу сквозь щель пробивается луч! Скорее на волю! Коровка отважно, Зажмурясь, штурмует замочную скважину... И вновь очутилась в глухом коробке С огромною люстрою на потолке. О, Боже! Взмолилась несчастная крошка И вдруг увидала за шторой окошко. А там, за окном, от солнца светло. Но к свету ее не пускает стекло. Однако коровка на редкость упряма: Нашла, где неплотно захлопнута рама, И вот вылезает она из окна... Ура! Наконец на свободе она! И вновь на знакомой лужайке букашка, Под нею, как прежде, колышется кашка, Над нею плывут в вышине облака... Но смотрит на мир осторожно коровка: А вдруг это тоже большая коробка, Где солнце и небо внутри коробка?
Подводим итоги:
сравниваем и оцениваем работы, выделяем самые удачные поделки. Педагог отмечает детей: «Все дети очень старались и все справились с
заданием». Педагог предлагает детям убрать рабочие места. Педагог раздает детям текст стихотворения для домашнего чтения и заучивания.