"Инновационные технологии обучения".

Автор: Кешишьян Лилия Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Лицей 33
Населённый пункт: Город Иваново
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные технологии обучения".
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Инновационные технологии обучения

на уроках английского языка

как средство развития креативности учащихся

и повышения результативности обучения
Автор: Кешишьян Лилия Сергеевна, учитель английского языка МБОУ Лицея № 33, г. Иваново В статье рассматривается теоретическое обоснование использования инновационных технологий в процессе обучения, рассматриваются цели и задачи учителя при их использовании, а также даётся характеристика наиболее распространённых инноваций. Статья предназначена как для учителей иностранного языка, так и для более широкого круга учителей, желающих сделать свои уроки интересными и познавательными. Все более высокие требования к практическому владению иностранным языком предъявляет современность в повседневном общении и профессиональной сфере. В соответствии с новыми требованиями образовательного стандарта основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных навыклв школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Школа не может научить жить и не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии научить способам поиска основных базовых ориентиров основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования. В этом и состоит основная цель образования - не только помочь ученику в накоплении определённой суммы знаний, умений, навыков, но и научить школьника, как самостоятельного субъекта образовательной деятельности, искать и находить источники этих знаний, умений и навыков, заинтересовать ученика в самостоятельном поиске и приобретении знаний. Какие вопросы ставит перед собой учитель при подготовке к современному уроку?  Как сделать урокживым, интересным, ярким и запоминающимся?  Как привлечь ребят к самостоятельному и, возможно, более глубокому изучению своего предмета?  Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Инновационный подход к обучению позволяет дать ответы на поставленные вопросы, т.к. позволяет так организовать процесс познания, что ребёнку этот процесс и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке «зажгутся глаза
слушающего о глаза говорящего». (Цицерон) Понятие «инновация» (in-nove) означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по внедрению новации в определенную социальную практику. Что же столь актуализировало эту тему в наши дни? Сама жизнь и появление новой генерации. В нашем информационном мире невозможно жить по-старому."Кто владеет информацией, тот владеет миром"-таков девиз современного мира. Реалии современного общества, структура межличностных взаимоотношений, стремительное развитие информационных технологий требуют от учителей полной перестройки подходов к обучению. Требуют гуманизации образования, ориентации на интересы личности учащегося, что ведет за собой переход от авторитарного стиля преподавания к технологии сотрудничества, которая в конечном итоге помогает удовлетворить потребность общества в образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Актуальность инновационного обучения определяется следующими аспектами:  концепцией гуманизации образования;  технологией сотрудничества педагога и ученика (и его родителей) в системе преподавания;  личностно-ориентированным обучением;  поиском и созданием условий для раскрытия творческого потенциала ученика;  умением ученика видеть практическую направленность учения и в дальнейшем применения полученных знаний, умений и навыков в жизни. Отсюда основной целью инновационного подхода к обучению является формирование личности, обладающей качествами, способными сделать ее полноценным и полноправным гражданином страны и членом общества. Целями инновационного обучения являются:  развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;  формирование личностных качеств учащихся;  выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;  развитие различных типов мышления;
 формирование качественных знаний, умений и навыков. На учителя возложены задачи по реализации указанных целей, т.к. не только в силу своих профессиональных обязанностей, а зачастую и в силу жизненных обстоятельств именно учитель должен научить учащихся
учиться
, добывать знания, находить ответы на вопросы и выход из различных ситуаций, т.е. научить
жить
. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:  оптимизация учебно-воспитательного процесса;  создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;  выработка долговременной положительной мотивации к обучению;  включение учащихся в креативную деятельность;  тщательный отбор материала и способов его подачи. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:  развивающее обучение;  проблемное обучение;  развитие критического мышления;  дифференцированный подход к обучению;  создание ситуации успеха на уроке и т.д. Но хорошо то, что хорошо продумано. Эти технологии должны соответствовать основным принципам:  креативность (ориентация на творчество) ;  усвоение знаний в системе;  нетрадиционные формы уроков;  использование наглядности. Рассмотрим некоторые из применяемых в настоящее время инновационных технологий. Одной из них является технология критического мышления. Понятие «критическое мышление» означает способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Что же дает такая технология учащемуся и учителю? Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология критического мышления дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей Следующей широко применяемой на уроках иностранного языка, особенно в начальной школе, технологией является ролевая игра. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями. Существует большое разнообразие видов ролевых игр в зависимости от степени участия в ней учащегося: - Контролируемая ролевая игра - Умеренно контролируемая ролевая игра - Свободная ролевая игра - Эпизодическая ролевая игра - Длительная ролевая игра Преимущества ролевой игры: 1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров. 2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-
побудительного плана. 3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё собственное “я”, но через “я” соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет. 4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности. 5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Ведь её исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удаётся преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в игру. 6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей. И конечно, нельзя обойти вниманием такой аспект нашей работы, как использование ИКТ. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты. В настоящее время существует множество мнений о том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер может заменить учителя, другие - компьютер не способен подать материал так, как это делает учитель. По нашему мнению, компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Конечно, компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео- аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного
голоса и дальнейшей коррекции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой с участием преподавателя, что сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами. В качестве средства технической поддержки деятельности преподавателя компьютер открывает широкие перспективы в совершенствовании организации процесса обучения. Безусловно, существует огромное количество других методов, приёмов и способов сделать наши уроки не только яркими и интересными, но и познавательными. Главное — двигаться вперёд, ибо только движение ведёт нас и наших учеников к знаниям!