"Формирование основ базовой культуры личности в процессе разнообразных видов детской деятельности"

Автор: Сотникова Наталья Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ "Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1"
Населённый пункт: город Валуйки, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ базовой культуры личности в процессе разнообразных видов детской деятельности"
Дата публикации: 08.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование основ базовой культуры личности в процессе

разнообразных видов детской деятельности.
Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Недаром игру считают одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Когда дети много и сосредоточенно играют, им некогда шалить, они становятся организованными, дисциплинированными. Присмотритесь как преображается ребенок под влиянием увлекательной игры! Молчаливый, становится разговорчивым, замкнутый – более общительным, дерзкий – вежливым. Дети играют в разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Предпочтение они отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают все, что видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношения и события современности. Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует роль. Играя в военные игры, формируется чувство патриотизма. Культура игровой деятельности зависит от условий, в которых развертывается игра. Игры с мячом уместны на спортивной площадке. Затевая подвижную игру, следует учитывать, не причинишь ли ты неудобство окружающим. Любые игры требуют от ее участников умение действовать по правилам, что приучает детей быть организованными, дисциплинированными. Трудовая деятельность особенно важна в нравственном становлении личности. В труде у ребенка формируются такие качества, как чувство ответственности за порученное, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность. В нашей школе жизнь детей наполнена трудом. Дети постоянно выполняют трудовые дела, связанные с самообслуживанием, с выполнением режима, подготовкой к занятиям и их окончанием. Они часто помогают взрослым. Это создает ощущение взрослости, своей пользы и причастности к общественным заботам. У детей необходимо формировать культуру трудовой деятельности:  развивать трудовые навыки, умение работать ловко, проявляя деловитость и смекалку;  правильно применять орудия труда, содержать их в исправности и чистоте;
 прививать умение организовать свою работу – готовить рабочее место и все необходимы инструменты и предметы труда;  учить планировать работу, предвидя ее ход, последовательность и результат;  работать аккуратно, не пачкая костюм и лицо, не создавая беспорядка в окружающем;  не оставлять дело незаконченным;  убирать по завершении работы все, чем пользовался (в чистом виде и полной исправности), приводить в порядок себя и рабочее место. Культура трудовой деятельности во многом зависит от наличия у ребенка орудий труда. Важно, чтобы в его распоряжении был необходимый инвентарь для труда на пришкольном участке, по уходу за комнатными растениями, для ручного труда и т. д. Такой инвентарь должен иметь привлекательный вид. Коллективный труд формирует такие качества как товарищество, взаимная ответственность, доброжелательность, вежливость. Культура поведения при выполнении учебных и внеклассных занятий. Дети должны слушать указания педагога и действовать в соответствии с ними; вести себя сдержанно и организованно; говорить по-очереди; не выкрикивать уважать товарищей, не мешать им, не отвлекать посторонними разговорами, не перебивать отвечающего, при необходимости оказывать помощь, проявлять доброжелательность. В процессе занятия соблюдать культуру общения с воспитателям, чтобы не нарушать общей тишины и порядка, быть доброжелательным к своим товарищам, не смеяться над их неудачами, ошибками, неправильными ответами. Остановлюсь на воспитании культуры личности посредством художественно-творческой деятельности . Одним из видов художественного творчества является работа с природным материалом, она способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, эстетического вкуса, целеустремленности, инициативы и самостоятельности. Исходным пунктом при организации такого рода деятельности является экскурсия. Материал, собранный на экскурсиях является основным для изготовления поделок. Это древесные грибы различной формы, шишки, корни, мох, листочки и др. На занятиях, я настраивала детей на то, чтобы они могли разгадать «душу» предметов, ведь не из любого камешка, шишки, листочка, грибочка можно сделать все, что угодно. С этой целью я ставила вопросы, направленные на развитие эстетического восприятия, асоциального мышления у ребенка. Например: «На что похожи эти шишки, корни, грибы? О чем могли бы рассказать эти листья, если бы они умели говорить?» Такие вопросы и задания побуждают к вдумчивому, внимательному рассмотрению. На своих занятиях я создаю обстановку психологической разгрузки, комфорта, которые характерны для рукоделия. Созданию такой обстановки
поможет неспешность, не суета в работе, спокойная и размеренная деятельность детей. Рисование, как самостоятельный вид художественной деятельности играет большую роль в коррекции личности ребенка. В процессе изобразительной деятельности играет большую роль в коррекции личности ребенка. В процессе изобразительной деятельности получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать, и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу. Дети, изображая увиденное, пытаются определить нравственную ценность изображаемого отображая жизненные факторы в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Особая роль принадлежит планированию работы, умению подчинить свои действия поставленной задаче и доведению начатого изображения до конца. Таким образом, в художественно – творческой деятельности ребенок развивается всесторонне, у него раскрываются склонности, появляется любимое дело. Участие в коллективных видах художественно – творческой деятельности помогает учащимся преодолевать скованность, боязнь неудачи, стеснительность. Робкие, застенчивые, низкоадаптированные школьники заражались общим настроением и постепенно включились в активную работу. Так совместная художественная деятельность способствовала становлению, сплочению детского коллектива.
Библиографический список
1. Воронкова В.В., Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с. 2. Выготский Л. С. Мышление и речь— М. : Педагогика, 1982. — 372 с. 3. Дульнев Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения— М. : Педагогика, 1971. — 215 с. 4. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции : учеб. пособие.— М. : Педагогика, 1998. — 293 с. 5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с. 6. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии)— М. : Педагогика, 1978. — 224 с. 7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб,
заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с. 8. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А., Добровольская [и др.] / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2003. — 320 с. 9. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника— М. : Педагогика, 1986. — 167 с. 10.Черенева, Е. А. Саморегуляция учебной и внеучебной деятельности у учащихся 5–6 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида : монография; Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2008. — 206 с.