"Кейс-метод как педагогическая технология"

Автор: Ширяева Анна Николаевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Кейс-метод как педагогическая технология"
Дата публикации: 14.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Кейс-метод как педагогическая технология

Ширяева Анна Николаевна

ГБПОУ СПО «Нижегородский Губернский колледж»
Сегодня перед преподавателями стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения интересным и полезным. В связи с этим происходит постоянный поиск эффективных, современных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии, от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Родиной данного метода, являются США, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Кейс-технологии эффективно применять для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждают конкретные ситуации, связанные с их дальнейшей профессиональной деятельности. Этот метод позволяет: заинтересовать студентов в изучении предмета; способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы. Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения. Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач т.к задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету,
развивают у студентов такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, изменяют мотивацию к обучению. К методам кейс-технологий относятся: - метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади - изучение ситуации); - метод инцидента; - метод ситуационно-ролевых игр; - метод разбора деловой корреспонденции; - игровое проектирование; - метод дискуссии.
Структура кейса:
Предисловие. Вводная часть, дает общую информацию о кейсе. Может содержать вызов, - небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: резюме, краткое изложение кейса, исходные данные исследования, глосарий терминов, ключевые моменты, формулировка вопросов для исследования, содержание; Основная часть. Контекст, случай, факты и решения; Послесловие. Завершающая часть кейса, имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит автору лучше разобраться в кейсе. Возможно размещение информации: база данных, приложения, ссылки, библиография, список контактов.
Эффективность и возможности кейс - технологии в образовательном

процессе:
1) повышение мотивации учения у обучающихся; 2) развитие интеллектуальных навыков студентов, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности. Отличительные особенности кейс-метода Во-первых, метод предназначен для получения знания по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична.
Во-вторых, акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество. В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и опыт решения проблем. Суть «кейс» − технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию. Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Что дает использование кейс-технологии преподавателю: - доступ к базе современных учебно-методических материалов; - организация гибкого учебного процесса; - сокращение затрат времени на подготовку к занятиям; - беспрерывное повышение квалификации; - возможность реализации учебного процесса во внеурочное время студента; - работа с дополнительными материалами; - общение с другими студентами в группе и т.д. Кейс-технологии позволяют сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным. Он позволяет вовлечь практически всех обучающихся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных, позволяет создать такие условия, при которых каждый студент чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Выбирайте кейс- технологии и у вас все получится.