"Как питаются паразиты".

Автор: Цагараева Маргарита Георгиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Ир
Населённый пункт: город:Владикавказ Пригородный район
Наименование материала: Методическая разработка урока биологии ФГОС 5 класс.
Тема: "Как питаются паразиты".
Дата публикации: 14.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


15 12 2015 год .

Развернутый конспект урока биологии в 5 классе
(в рамках реализации ФГОС нового поколения),составила и провела учитель биологии Цагараева Маргарита Георгиевна. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2012
Тема.
Как питаются паразиты?
Вид урока
(по организации): комбинированный
Тип урока
(по дидактической цели): урок изучение и первичное закрепление новых знаний.
Технология обучения
: деятельностного подхода, ИК-технология.
Методы обучения
: А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль, тестирование Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Средства обучения
: мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Биология» авторов: Т. С. Сухова, В. И. Строгонов; вопросы теста, дидактические карточки «Перепутанная мозаика»
Цели урока
: Образовательные: продолжить знакомство с различными группами живых организмов по способу питания, особенностями питания паразитов; значением в природе и жизни человека. Развивающие: - продолжить формирование умений решать проблемно-поисковые задачи; работать с текстом, рисунками; заполнять схему с помощью приема «Перепутанная мозаика»; отвечать на вопросы теста; - работать в паре, проводить взаимообучение, взаимоопрос, самокоррекцию, самоконтроль; - закреплять рефлексивные навыки. Воспитательные: воспитывать положительное отношение ко всему живому на Земле, в том числе и паразитам, как животным, регулирующих численность других организмов; развивать гигиенические навыки.
Задачи урока:
1. Определить группы паразитов и виды. 2. Выявить черты паразитизма у червей-паразитов 3. Выяснить, какое значение имеют паразиты в природе и жизни человека.
Структура урока.
I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. III. Постановка учебной задачи. IV. Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания») V. Первичное закрепление. Этап применения знаний и способов действий. VI. Включение нового знания в систему знаний и повторения. VII. Рефлексия деятельности (итог урока) VIII. Домашнее задание

Ход урока
I.
Приветствие учащихся, гостей. Добрые пожелание успеха в работе
II.
Проверка домашнего задания (тестовый контроль). Самопроверка по образцу,

самокоррекция.

Слайды №1-3

Вопросы теста.
1. К каким животным по способу питания относятся белка, бурундук? А) растительноядные Б) всеядные В) хищники 2. Какое животное является хищником? А) хорёк Б) заяц В) кабан 3. Какое из этих животных – всеядное? А) рысь Б) медведь В) лось 4. Назовите животное, имеющее язык – тёрку А) зебра Б) лягушка В) улитка прудовик 5. У какого животного есть ногочелюсти? А) паук Б) муха В) рак 6. Какое животное имеет хоботок для всасывания пищи? А) бабочка Б) комар В) жук навозник 7. Питательные вещества нужны животным и человеку для… А) построения… Б) получения … Проверка: 1А 2А 3Б 4В 5В 6А 7 тело, энергия Критерии оценивания:
«5»
- нет ошибок;
«4»
- 1-2 ошибки;
«3»
- 3-4 ошибки
III.

Демонстрация слайда презентации, создание проблемной ситуации
Вопросы: - Что вы видите на картинках? … А где они живут?... Как называют такие организмы по способу питания?... - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?...А как связать с темой прошлого урока?... - Какие группы организмов вы можете назвать? (знакомились с паразитами в начальной школе) … - Какова цель урока?... - Какие задачи нужно решить? …
слайды № 4-6

IV, V
.
Задание 1
. Используя рисунок 54 §20 , запиши в схему названия групп паразитов Паразиты Растения-паразиты Черви-паразиты 1. Бактерии-паразиты Грибы-паразиты 1. 2. 1. 1. 2. 3. 2. 2. 3. 4. 3. 4. 4.
слайд №7

Задание 2
. Работа в парах по заданию своего варианта, обмен информацией, записывают ответы своего и другого варианта. 1 вариант. Рассмотри рисунок 54, запиши названия паразитов
2 вариант. Рассмотри рисунок 55, запиши название органов прикрепления червей- паразитов. Органы прикрепления червей-паразитов: а) … б) … Первичное закрепление, используя эталон (слайд с ответами)
слайды №8-11

Задание 3
. Рассмотри рисунки в презентации, запиши названия паразитов в схему (3, 4)
Слайд №12-18

Задание 4.
Прочитайте строки произведения Д. Свифта « Под микроскопом он открыл , что на блохе Живет блоху кусающая мошка : На блошке той – блошинка - крошка . В блошинку же вонзает зуб сердито Блошиночка … » и ответьте на вопросы: «О чем хотел нам сказать автор? Какое значение имеют паразиты в природе?... Сформулируйте ответ, запишите Живя внутри тела или на теле другого организма, паразиты ослабляют организм хозяина, что нередко приводит его к гибели.
Слайды №19-20

Задание 5.
Ответьте на вопрос: «А что будет, если не будет паразитов на Земле?»… Прочитай, найди ответ. Не будь паразитов, многие насекомые размножались бы в количестве, опасном для существования растений. Есть паразитические грибы, которые поражают насекомых и их личинки.
Слайд №21-22

Задание 6.
Просмотри анимационные картинки и ответь на вопрос: «Что показывают эти картинки?»… - Как человек может заразиться червями. - А как можно предотвратить заражение червями? Соблюдать правила личной гигиены, не пить сырую воду, прожаривать хорошо мясо, рыбу, мыть овощи и фрукты и т. д.
слайды №23-26

VI.

Проверьте

себя,

выполнив

задание

«Перепутанная

мозаика»,

сравни

с

выполненным заданием на слайде презентации

Соедини стрелками
Группа паразитов виды организмов - Черви паразиты Вши Холерный вибрион Грибы-паразиты головня петров крест блоха Паразиты Туберкулезная бычий цепень Растения-паразиты Трутовик аскарида Бактерии-паразиты
Слайд №27-28

VII.Рефлексия

- какие задачи ставили на уроке? - удалось ли решить задачи? Каким способом?  На все вопросы, возникшие в ходе урока, я получил ответы  На уроке я работал хорошо и цели достиг (показ карточек красного, желтого и синего цвета – рефлексия в цвете)
VIII.Домашнее задание
§20 задание на с. 64
Используемые материалы и средства:
1. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2012 2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – М.: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения) 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения) 4. Мультимедийное пособие «Биология 5-9 класс»