Проект "Книга в жизни ребенка"

Авторы: Адмайкина Татьяна Васильевна, Дроворуб Евгения Викторовна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №122 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Книга в жизни ребенка"
Дата публикации: 15.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Образовательный проект "Книга в жизни ребенка"

Тип проекта:
– По доминирующей деятельности информационно-практико- ориентированный; – По числу участников групповой, ориентированный на детей 4- 7 лет, родителей, педагогов, библиотекарей, учителей начальной школы; – По времени проведения долгосрочный; – По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей, взаимосвязь с библиотеками города, музеями, детскими писателями , газетой, ТВ, интернет-пространство.
Адресная направленность.
Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов образовательных учреждений, учителей – логопедов, библиотекарей. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.
Срок реализации
– 2 года
Актуальность темы.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать, у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом,
читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Восприятие вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его. Важность приобщения детей к книге, к красоте родного слова отмечали педагоги, психологи, лингвисты такие, как К.Ушинский, Е.А.Флерина, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, Л.А.Айдарова и другие. Говоря о задачах литературного образования дошкольников, Л.С.Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы "вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства. Что это значит? Ввести ребёнка в мир словесного искусства - значит, познакомить его с существование этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге". Дальнейшее развитие эта проблеме получила в исследования А.В.Запарожца, Д.Б.Эльконина, Н.А.Карпинской, Р.И.Жуковской, Е.А.Флериной и других, которые создали теоретические и практические предпосылки для разработки, содержания литературного образования дошкольников. В современной дидактике это содержание определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны. Первая из них - это тот учебный материал, который должен освоить ребёнок, то есть детская художественная литература. Второй стороной является формирование умения воспринимать и понимать произведение литературы. Данный вопрос достаточно широко и полно разработан педагогами и психологами. Ученые (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, О.С.Ушакова, Н. Короткова и другие) отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребёнка. Психологи выделяют два периода, имеющие редкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К.Чуковский. Первый длится от "двух до пяти", после пяти начинается второй период, когда искусство слова отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. У детей пятилетнего возраста возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

Цель и основные задачи проекта

Цель:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и способностей к чтению.
Задачи:
 расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами литературы (воспитание разностороннего читателя);  формирование готовности к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя);  формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя);  формирование готовности к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя);  активизация и обогащение словарного запаса дошкольников; воспитание любви и бережного отношения к книге.
Принципы реализации проекта:
 Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.  Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.  "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);  дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;  развивающий характер обучения, основанный на детской активности;  сочетание научности и доступности материала;  наглядность;  характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;  профессиональная компетентность педагога;  принцип от близкого к далекому;  принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;  принцип учета региональных условий. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Концепция

Ничто так не характеризует степень развития общества, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент. Н.А.Рубакин Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника , дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими . Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Как же сегодня решаются данные задачи в детском саду? В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования по образовательным областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.
Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса. При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями. Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. В соответствии с рекомендациями программы "Детство" педагогами группы оформлен книжный уголок, который имеет следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); выделяются полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами". В детском саду оформлена библиотека, которая представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и тематическими рубрикаторами. Книжный фонд пока небольшой, однако в ней создана атмосфера настоящей библиотеки. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида: 1. Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни); 2. Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста); 3. Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников); 4. Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей). В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями образовательная деятельность в детском саду состоит из непосредственной образовательной деятельности, образовательной
деятельности, осуществляемой в режимных моментах, самостоятельной деятельности и работе с семьей. В связи с этим нами были пересмотрены перспективные планы образовательной работы и приведены в соответствие с данными требованиями. Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно- поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом. Нами были разработаны несколько подпроектов «Откуда пришла книга», «Читающая семья», Создаем книгу сами», «Мы дружим с библиотекой» и др. При ознакомлении детей с художественной литературой детей знакомим с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др. Отдельное место в работе занимает знакомство с мордовскими книгами.
Этапы реализации проекта
Основные этапы проекта: Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий. Второй этап – диагностическо-методический.  Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;  Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;  Создание банка идей и предложений;  Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;  Определение задач воспитательно-образовательного процесса;  Планирование деятельности педагогов. Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.
Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно- поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов).
Направления работы по проекту
– работа с педагогическими кадрами ДОУ; – взаимодействие с родителями; – сотрудничество с социумом; – работа с детьми; – взаимосвязь с наукой.
Условия реализации.
Основные средства: 1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта; 2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; 3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов; 4. Обогащение предметно-развивающей среды. Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс. Психолого-педагогическое сопровождение представлено:  Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;  Система мониторинга для отслеживания результатов работы;  Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;  Система занятий по адаптации детей к ДОУ. Организация предметно - развивающей среды Необходимым элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате является книжный уголок - особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей.
В книжном уголке помещаем портреты писателей, иллюстраторов, тематические альбомы и т.д., можно устроить выставки книг. Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия. Для удовлетворения многообразия читательских интересов желательно создать в групповой комнате библиотеку, где будет представлена детская художественная литература разных жанров, детские справочники и энциклопедии, и т.д. Задачи:  организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.  осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;  создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;  включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению с художественной литературой.
Условия работы с детьми
Предполагаемый результат:  Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);  Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;  Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;  Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;  Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;  Формирование самосознания и адекватной самооценки;  Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;  Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;
 Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Работа с детьми представлена следующими формами:  Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.  Организованная образовательная деятельность с детьми;  Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;  Самостоятельная игровая деятельность детей;  Система коррекционно-развивающих занятий; Формы и методы работы с детьми:  литературная гостиная;  литературные вечера;  тематические недели.  викторины;  беседы и занятия;  книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок;  конкурсы чтецов;  литературные игры и праздники;  экскурсии;  просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;  акции.
Принципы работы с детьми:
 системность подачи материала,  наглядность обучения,  цикличность построения работы,  доступность,  проблемность,  развивающий и воспитательный характер учебного материала. Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.
Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ. Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Виды деятельности

Формы работы
Игровая деятельность - Дидактические игры по сборникам: А.И.Сорокина. Дидактические игры в детском саду; Л.В.Артемова. Окружающий мир в детских мирах дошкольников; А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду; - сюжетно - ролевые игры "Книжный магазин", "Почта", "Библиотека", "Типография" и другие; - настольно - печатные игры; - игры - шоу. Познавательная деятельность - Экскурсии в библиотеку, типографию, книжный магазин; - беседы о книге, чтении (какие раньше были книги, как "делают" книгу, какие бывают книги и т.д.), о людях, чьи профессии связаны с книгой, о бережном отношении к книге; - встречи с работниками библиотеки, поэтами, писателями; - игры - эксперименты "Из чего можно сделать книгу?", "Из какой бумаги можно сделать книгу?" и т.д.; - беседы, направленные на воспитание адекватной оценки прочитанного. Речевая деятельность - Словесно - речевые игры по сборникам:
Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи; А.К.Бондаренко. Словесные игры в детском саду; - литературные минутки (ежедневное чтение по 10-15 минут по желанию детей); - беседа - пятиминутка "Что читаем?"; - сказочная лаборатория (словесное творчество): сочини рекламу книги; придумай продолжение сказки; устное письмо литературному герою; салат из сказок; - пресс конференция (задай вопрос литературному герою); - экскурсия по произведениям (экскурсоводы дети); - составление лингвобанка; - сочинение стихотворений; - составление рассказов: по иллюстрациям; из личного опыта "Обо мне и обо всем"; - литературные викторины; - литературные игры: поле чудес; о, счастливчик; КВН. Театрализованная деятельность - Драматизация сказок, рассказов, стихов; - постановка спектакля по произведению; Музыкальная деятельность - Сочинение сказок на музыкальные произведения; - "рисование" музыкальных произведений словами. Досуговая деятельность - Развлечения "Почтальон принес посылку", "Волшебные странички"; - литературные праздники "Книжкины именины", "Парад любимых книг";
- кукольный спектакль "Мурзилкины загадки"; - конкурс частушек о книге, чтении; - конкурс чтецов - литературное кафе. Продуктивная деятельность (изобразительная деятельность, конструирование, художественный труд) - Рисование иллюстраций к произведениям; - выставка рисунков "Моя любимая книга"; - оформление книги "Салат из сказок" методом аппликации; - оформление сборников стихов детей; - оформление альбомов, загадок, пословиц, скороговорок и т.д. Трудовая деятельность - Книжкина мастерская (ремонт книг); - акции: подари книгу другу; сделай книжку малышам. Тематическое погружение на любую тему (творчество писателя, поэта, любимый герой, тема сказок и т.д.).
Взаимодействие с родителями
Главная задача педагога, работающего по программе приобщения детей к детской литературе и детскому чтению, - не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребёнка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения. Работа воспитателя с родителями предполагает решение следующих задач:  знакомство родителей с возрастными возможностями дошкольников - читателей, позитивными и негативными стереотипами;  расширение представлений родителей о детской литературу;  обучение родителей руководству чтением детей; привлечение к взаимодействию с ДОУ. Формы работы:
 консультации;  беседы, обсуждения, диспуты;  обучающие семинары-практикумы;  уроки библиографической грамотности;  круглые столы;  обзоры и выездные выставки книг. Предполагаемый результат:  Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами  Активизация и обогащению педагогических знаний и умений родителей  Повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей  Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности  Обобщение опыта семейного воспитания  Установление преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями Материалы занятий и обсуждаемые вопросы оформляются в виде информационных листов, рекомендаций на стенде для родителей и в папке «Для Вас, родители» Работа с родителями представлена таблицей 2. Таблица 2
Просветительская

Консультативная

Информационная
Родительский лекторий: - что и как читать детям; - положи своё сердце у чтения; встречи у камина Групповые и индивидуальные устные консультации по вопросам, возникающим у родителей; Устная и письменная информация: - оформление информационных стендов (ребёнок и книга; пришли мне
(родительский читательский клуб): - обмен опытом семейного чтения; - организация и проведение семейных литературных праздников, досугов, игр, спектаклей; - встречи с поэтами, писателями; выставка детских книг; дискуссионная площадка "Первые книги ребёнка"; круглый стол "Чтение начинается с колыбели"; детско- родительское шоу "Самая читающая семья"; конкурсы: - иллюстрации детей и родителей; - сочинение сказок (детьми и родителями); творческие проекты. письменные консультации; привлечение родителей для решения общих (семьи и ДОУ) вопросов. чтения доброго и т.д.); - реклама новинок; выпуск газеты ДОУ "Лучики солнышка"; постоянная рубрика в газете "Читаем дома".
Ожидаемые результаты от реализации проекта
:  – формирование у детей интереса к художественной литературе, периодическим изданиям;  – умение пользоваться библиотечным фондом;  – бережное отношение книге – источнику знаний. Повышение интереса детей к художественной литературе.  Разработка системы работы с книгой.
 Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.  Возрождение домашнего чтения.  Позитивные изменения в речи детей.  Обобщение и распространение семейного опыта.  расширить взаимодействие дошкольного учреждения, семьи и школы, библиотеки.
Перспективы на будущее:
продолжать работать над проектом и подготовить материал для реализации в группах младшего дошкольного возраста.
Презентация проекта:
 Презентация проекта на родительском собрании (педагоги- родители), педагогическом совете;  Презентация проекта на муниципальном уровне;  Размещение проекта на сайте ДОУ.
Методическая работа с педагогами:
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности. Задачи: – повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность – развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений – развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы – формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.
Взаимодействие с социумом.
1. Школьная библиотека: - Экскурсии в библиотеку. - Помощь библиотекаря воспитателям в подготовке презентации проекта. - Помощь детям в сборе необходимой информации. - Беседы. - Непосредственное участие в презентации проекта. 2. Типография.
- Экскурсия в типографию. - Видеописьмо от директора типографии. 3. Библиотека: - Экскурсии в библиотеку - Цикл занятий в библиотеке - Работа с родителями библиотекарей - Работа с педагогами работников библиотеки 4.Музей -Экскурсии в музей В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития. Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса влияет на педагогов, детей и родителей. Погрузившись в жизнь и проблемы дошкольного учреждения, все получили хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, осталось удовлетворение от совместной работы.
Литература
1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г. 2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г. 3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992. 4. Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г. 5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г. 6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007 7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в
условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г 8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6. 9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г. 10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения. 11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г. 12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6. 13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1 14. Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г. 15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г