"Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка"

Автор: Полянская Алла Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Средняя общеобразовательная школа №2 г.Щигры Курской области
Населённый пункт: город Щигры, Курская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка"
Дата публикации: 15.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Полянская А.В.,
учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Щигры Курской области»
Словарно – орфографическая работа

на уроках русского языка
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно являются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запоминать. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно – орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в 1 классе. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ обучающихся. Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания или графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запоминать. В своей работе я предлагаю детям написать слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении и в связном тексте. Наиболее распространенным видом словарно – орфографических упражнений использую разного вида диктанты:
1.Зрительный диктант с предварительным разбором
(обучающиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти). р .б я т а п . л ьт о м . дведь в . р о н а с . п о г

2. Картинный диктант

а/
учитель показывает карточку – картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
б/
учитель показывает карточку - картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного предмета, выделяют безударную гласную, ставят ударение.
3. Выборочный диктант /картинный, слуховой, зрительный/
Учитель предлагает детям карточки - картинки, либо карточки – слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:
а/
написать в первый столбик слова – названия животных, во второй – названия растений;
б/
записать слова в три столбика: слова с безударной «е», «о», «а»;
в/
можно предложить детям выписать из текста словарные слова, например: Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха. Огурцы как на подбор. На грядке сорвать неплохо крупный красный помидор. Пробежишься огородом –съешь морковку мимоходом. /Е.Трутнева/ В своей работе много внимания уделяю
диктантам с использованием

загадок
. К словарному слову предлагаю разные загадки, чаще всего предлагаю загадки по темам: «Овощи», «Животные», «Растения», «Школа» и т.д.
4.Творческий диктант

а/
Учитель предлагает заменить развернутое определение одним словом, например: - четвертый день недели (четверг) - прием пищи в середине дня (обед) - плод яблони (яблоко)
б/
группировка и запись слов по орфографическим признакам /по алфавиту, орфографическим особенностям/
в/
подбор однокоренных слов – других частей речи, например: металл – металлический, суббота – субботний.

г/
подбор и запись синонимов и антонимов, например: Отечество – Родина, Отчизна, граница – рубеж, межа, метель – вьюга, пурга, буря; работать – отдыхать, помогать - мешать и т.д.
д/
сочинение по опорным словам ( учитель предлагает сочинение на тему «На вокзале», используя слова: багаж, вагон, дежурный, пассажир, перрон.
е/
выполнение тестовых заданий :дается словарное слово с пропущенной орфограммой, надо выбрать правильный ответ: л . сица (е и о ) м . локо (и а о ) б . реза (о е и я)