"Синтаксис и пунктуация"

Автор: Амблямова Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ СО "Каменск-Уральская школа №1"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Синтаксис и пунктуация"
Дата публикации: 16.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока русского языка 5 класс

Учитель: Амблямова С.В.

20.11.14.

Тема : Синтаксис и пунктуация

Цели :

Образовательные:
- закрепить знания по понятиям о простом и сложном предложении, типам простых и сложных предложений;
Коррекционно-развивающие:
- развитие учебно-интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать доказательства; - -развитие организационно познавательных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в команде, сотрудничать; - развитие смысловой памяти, абстрактного мышления.
Воспитывающие:
- прививать любовь к родному языку.
Тип урока
- урок обобщения знаний.
Методы:
1. Словесные: беседа. 2. Наглядные: методы иллюстрации- показ слайдов. 3. Практические: решение логических задач, анализ, сравнение, выделение главного, объяснение понятий.
Формы организации
: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Система приемов учебной работы:
использование наглядности, работа с терминами, использование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнение, противопоставление, работа с тренировочными упражнениями, составление графических схем.
Оформление доски:
Записано число, классная работа.

Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I.

Организационны

й
Приветствие учителя. Здравствуйте, ребята. Я рада, что этот урок мы поработаем вместе. Дети встают и приветствуют учителя.
II.

Актуализация

знаний
Ребята, послушайте, какое стихотворение я предлагаю вашему вниманию. У последней точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал чудак – Восклицательный знак. Никогда не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задаёт он всем вопросы: - Кто? Куда? Откуда? Как? Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке. Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие И прочие, и прочие, И прочие… Так, - сказала точка, Точка-одиночка. – Мой кончается рассказ. Значит, я важнее вас. Это стихотворение хорошо известного вам детского писателя С.Я. Маршака.
Слайд №2


III Целеполагание
. -Ребята, вы догадались, чему посвящен наш урок? (конечно, теме «Синтаксис и пунктуация»)
Цель нашего урока
: обобщить знания по синтаксису и пунктуации, развить умения применять на практике полученные знания, прививать любовь к русскому языку.
Слайд №3

IV.Выполнение

учащимися задания по

обобщению знаний.
1)Проблемный вопрос. 2) Беседа по вопросу. 3) Историческая справка. 4) Характеристика предложений по цели высказывания. 5) Беседа с учащимися. Ребята, что могло бы произойти, если бы в нашей речи отсутствовали бы знаки препинания? -Вот видите, как необходимы нам знаки препинания в устной и письменной речи.
Историческая справка:
По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания постепенно проникли и в рукописные тексты. А уже в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный «строчным знакам», т.е. знакам препинания. Со временем число знаков препинания увеличивалось. Интересно, что со времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Показ слайда для

учеников№4

Показ слайда с

предложением№5

некоторые даже отменили. А вот знаки препинания изобретают. Может быть, в XXI столетии ещё что-нибудь появится? -Ребята, а сейчас я вам прочитаю известную фразу из стихотворения А.С. Пушкина:
Мороз и солнце день

чудесный
-Ребята, а с какой интонацией можете прочитать вы это предложение? -От чего зависел ваш выбор знака препинания в конце предложения? Вот видите, как важно уметь верно выбирать нужный знак препинания в зависимости от ситуации. Какие же предложения по цели высказывания бывают в русском языке? (побудительные, вопросительные, восклицательные) -Ребята, а вы помните, что предложения бывают простые и сложные? -Что же нужно найти в предложении, чтобы определить простое оно или сложное? -А какие ещё члены предложения вы знаете? Ответ на вопрос.
Слайд №6

6)Работа по карточке №1 Главные члены предложения / \ подлежащее сказуемое второстепенные члены предложения / I \ дополнение обстоятельство определение
Карточка №1. Раздается

каждому ученику на стол.

Сделать синтаксический

разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано,

ложится поздно и усердно

светит людям на земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой

, васильками, лебедой.
-Ребята, а чем бывает осложнено простое предложение (однородные члены предложения, обращение) - Найдите в предложениях обращение? - Из какого произведения эти строки? -Ребята, а какие вы знаете виды сложного предложения? -Какая особенность у каждого из них? -Ребята, какие правила мы с вами сейчас повторили? Предложения / Два ученика работают на доске. Проводят устный разбор предложений.
Слайд№7
« Свет мой, зеркальце!Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее…» « Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…» Учащиеся ,совместно с учителем выстраивают
опорную схему в

виде слайда№8

\ Односоставные двусоставные Распространенные нераспространенные Простые сложные / \ сложносочиненные сложноподчиненные
Физкультминутка
Дети выполняют физкультминутку. 6).Письменная работа по карточкам. -А теперь, ребята, мы с вами выполним письменную работу по вариантам. Откроем тетради. Перед вами карточка. В ней задания для выполнения каждого варианта.
Карточка №2
I вариант Задания для выполнения: 1. Выписать простые предложения 2. Расставьте знаки препинания 3. Подчеркните грамматические основы предложений 4. Начертите схемы данных предложений Предложения 1. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. 2. Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты смородины 3. Дождевые капли падали на землю и тяжело Учащиеся самостоятельно выполняют задания по карточке №2( по вариантам). Три ученика каждого варианта выполняют это задание у доски.
шлёпались о листья. 4. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце. 5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. 6. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер. II вариант Задания для выполнения: 1. Выписать сложносочинённые предложения 2. Расставьте знаки препинания 3. Подчеркните грамматические основы предложений 4. Начертите схемы данных предложений Предложения 1. Семечко клёна с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось. 2. Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето 3. Но вот поднялось лесное солнышко и прогнало туман 4. Листва сомкнулась и лес потемнел 5. Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку 6. Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез III вариант Задания для выполнения:
7)Творческое задание с предложением. 8) Игра « Кто быстрее». 1. Выписать сложноподчинённые предложения 2. Расставьте знаки препинания 3. Подчеркните грамматические основы предложений 4. Начертите схемы данных предложений Предложения 1. В реке ребята ловили рыбу. 2. Когда ветка качнётся с неё упадёт снег. 3. Лёд на реке ещё не окреп. 4. Ночью ударил мороз и заморозил цветы 5. Я всегда удивлялся как изменяет природу снег. 6. Ребята пошли через мост потому что лёд на реке ещё не окреп. Молодцы, ребята! Справились с заданием хорошо. - А сейчас мы перейдём к такой работе: посмотрите на слайд . Перед вами предложение.
Настанет время, и русский

язык будут изучать во

всём мире.
- Ребята, к какому типу сложного предложения оно относится? Почему? -Спишите предложение это предложение , подчеркните грамматическую основу, начертите схему данного предложения. - Перестройте это
Ученики

работают по

слайду №9
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся выполняют задание. Зачитывают предложения несколько учеников. Два ученика составляют эти предложения на доске.
Показ слайда№10
с предложениями. Ученики отвечают на вопросы учителя, работают с предложениями.
9) Игра « Подскажи слово».
V.Формирование выводов

по уроку
.
VI.Оценка

результатов урока
.
VII. Домашнее задание.
предложение так, чтобы получилось сложноподчинённое предложение. Запишите в тетрадь. - Прочитайте ваше предложение. - Есть ли другой вариант? - Составьте схемы предложений у доски. Учитель задает вопросы к предложениям: 1. Птицы улетают. 2. Засинел мокрый берег. 3. Зима. 4. В саду росли астры, георгины, розы. 5. Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе. 6. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли. 7. Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы. 8. Если ветка качнётся, с неё упадет снег. 9. Дежурный сказал: « Класс к уроку готов.» Вопросы: - Ребята, из предложенных предложений назовите : 1. односоставное. 2. Двусоставное. 3. Нераспространенное. 4. Распространенное 5. С обращением. 6. С обобщающим словом при однородных членах предложениях. 7. С прямой речью. 8. Сложносочиненное. 9. Сложноподчиненное. 10.С однородными членами предложения. Учащиеся участвуют в устной игре. Отвечают ученики.
Слайд№11
. На слайде выражение. Интересно, что со
1. Когда мне было 8 лет , я пошла смотреть… ( балет). 2. Видит девица, что тут Люди добрые…..( живут) 3. С вечера метель мела, Мир калила…..( добела) 4. Бежит река, течет река, Спешит река…… издалека. Учитель задает вопрос: - Ребята , что мы повторили во время урока? Вся ваша работа на уроке показала, что вы хорошо освоили изученный материал. И я вижу ваше небезразличное отношение к родному языку. Я благодарю вас за плодотворное сотрудничество. Учитель выставляет и комментирует оценки. Ребята, вернёмся к началу нашего урока, исторической справки, последнему абзацу. Учитель зачитывает строки из исторической справки. А теперь, ребята, я задаю вам творческое разноуровневое задание на дом. Возьмите карточку №3. Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1. Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили. А вот знаки препинания изобретают. Может быть, в XXI столетии ещё что – нибудь появится?
2. Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3. Проиллюстрировать составленный текст. Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5.
1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст. Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст. Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст. Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст. Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст. Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст.
Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст. Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст. Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст. Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст. Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст.
Карточка №3 Вы можете выбрать разное количество заданий. Все задания на 5. 1.Придумать новый знак препинания и доказать свой выбор. 2.Составить текст о зиме, используя разные типы предложений. 3.Проиллюстрировать составленный текст.
Карточка №1.

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1.

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1.

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1.


Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1.

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1.

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1.

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1.

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1

Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

Карточка №1.


Сделать синтаксический разбор предложений:

1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на

земле.

2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.

III вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать сложноподчинённые предложения

2..Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.В реке ребята ловили рыбу.

2.Если ветка качнётся с неё упадёт снег.

3.Лёд на реке ещё не окреп.

4.Ночью ударил мороз и заморозил цветы

5.Я всегда удивлялся как изменяет природу снег.

6.Ребята пошли через мост потому что лёд на реке ещё не окреп.

I вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать простые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2.Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты

3.мородины

4.Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.

5.Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

6.Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

7.

Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.


II вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать сложносочинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Семечко клёна с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро

понеслось.

2.Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето

3.Но вот поднялось лесное солнышко и прогнало туман

4.Листва сомкнулась и лес потемнел

5.Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку

6.Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез

III вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать сложноподчинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.В реке ребята ловили рыбу.

2.Если ветка качнётся с неё упадёт снег.

3.Лёд на реке ещё не окреп.

4.Ночью ударил мороз и заморозил цветы

5.Я всегда удивлялся как изменяет природу снег.

6.Ребята пошли через мост потому что лёд на реке ещё не окреп.

I вариант


Задания для выполнения:

1.Выписать простые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3..Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1..Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2.Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты

смородины

3.Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.

4.Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

5.Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

6.Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.

II вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать сложносочинённые предложения

2Расставьте знаки препинания

3..Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Семечко клёна с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро

понеслось.

2.Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето

3.Но вот поднялось лесное солнышко и прогнало туман

4.Листва сомкнулась и лес потемнел

5.Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку

6.Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез

III вариант


Задания для выполнения:

1.Выписать сложноподчинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.В реке ребята ловили рыбу.

2.Если ветка качнётся с неё упадёт снег.

3.Лёд на реке ещё не окреп.

4.Ночью ударил мороз и заморозил цветы

5.Я всегда удивлялся как изменяет природу снег.

6.Ребята пошли через мост потому что лёд на реке ещё не окреп.

I вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать простые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2.Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты

мородины

3.Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.

4.Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

5.Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

6.Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.

II вариант


Задания для выполнения:

1.Выписать сложносочинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Семечко клёна с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро

понеслось.

2.Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето

3.Но вот поднялось лесное солнышко и прогнало туман

4.Листва сомкнулась и лес потемнел

5..Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку

6.Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез

III вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать сложноподчинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.В реке ребята ловили рыбу.

2.Если ветка качнётся с неё упадёт снег.

3.Лёд на реке ещё не окреп.

4.Ночью ударил мороз и заморозил цветы

5.Я всегда удивлялся как изменяет природу снег.

6.Ребята пошли через мост потому что лёд на реке ещё не окреп.


I вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать простые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2.Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты

сородины

3.Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.

4..Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

5.Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

6.Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.

II вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать сложносочинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Семечко клёна с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро

онеслось.

2.Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето

3.Но вот поднялось лесное солнышко и прогнало туман

4.Листва сомкнулась и лес потемнел

5.Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку

6.Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез

III вариант


Задания для выполнения:

1.Выписать сложноподчинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.В реке ребята ловили рыбу.

2.Если ветка качнётся с неё упадёт снег.

3.Лёд на реке ещё не окреп.

4.Ночью ударил мороз и заморозил цветы

5.Я всегда удивлялся как изменяет природу снег.

6..Ребята пошли через мост потому что лёд на реке ещё не окреп.

I вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать простые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2.Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты

смородины

3.Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.

4.Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

5.Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

6..Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.

II вариант


Задания для выполнения:

1.Выписать сложносочинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Семечко клёна с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро

понеслось.

2.Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето

3.Но вот поднялось лесное солнышко и прогнало туман

4.Листва сомкнулась и лес потемнел

5.Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку

6.Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез

III вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать сложноподчинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4..Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.В реке ребята ловили рыбу.

2.Если ветка качнётся с неё упадёт снег.

3.Лёд на реке ещё не окреп.

4.Ночью ударил мороз и заморозил цветы

5.Я всегда удивлялся как изменяет природу снег.

6.Ребята пошли через мост потому что лёд на реке ещё не окреп.


I вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать простые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2.Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты

смородины

3.Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.

4.Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

5.Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

6.Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.

II вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать сложносочинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Семечко клёна с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро

онеслось.

2.Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето

3.Но вот поднялось лесное солнышко и прогнало туман

4.Листва сомкнулась и лес потемнел

5.Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку

6.Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез

III вариант


Задания для выполнения:

1.Выписать сложноподчинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4..Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.В реке ребята ловили рыбу.

2.Если ветка качнётся с неё упадёт снег.

3.Лёд на реке ещё не окреп.

4.Ночью ударил мороз и заморозил цветы

5..Я всегда удивлялся как изменяет природу снег.

6.Ребята пошли через мост потому что лёд на реке ещё не окреп.

I вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать простые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2.Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты

смородины

3.Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.

4.Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

5.Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

6.Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.


II вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать сложносочинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.Семечко клёна с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро

понеслось.

2.Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето

3.Но вот поднялось лесное солнышко и прогнало туман

4.Листва сомкнулась и лес потемнел

5.Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку

6.Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез

III вариант

Задания для выполнения:

1.Выписать сложноподчинённые предложения

2.Расставьте знаки препинания

3.Подчеркните грамматические основы предложений

4.Начертите схемы данных предложений

Предложения

1.В реке ребята ловили рыбу.

2.Если ветка качнётся с неё упадёт снег.

3.Лёд на реке ещё не окреп.

4.Ночью ударил мороз и заморозил цветы

5.Я всегда удивлялся как изменяет природу снег.

6.Ребята пошли через мост потому что лёд на реке ещё не окреп.

I вариант


Задания для выполнения:

5.

Выписать простые предложения

6.

Расставьте знаки препинания

7.

Подчеркните грамматические основы предложений

8.

Начертите схемы данных предложений

Предложения

8.

Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

9.

Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты

смородины

10.Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.

11.Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

12.Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным

местам.

13.Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.

II вариант

Задания для выполнения:

5.

Выписать сложносочинённые предложения

6.

Расставьте знаки препинания

7.

Подчеркните грамматические основы предложений

8.

Начертите схемы данных предложений

Предложения

7.

Семечко клёна с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро

понеслось.

8.

Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето

9.

Но вот поднялось лесное солнышко и прогнало туман

10.Листва сомкнулась и лес потемнел

11.Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку

12.Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез

III вариант


Задания для выполнения:

5.

Выписать сложноподчинённые предложения

6.

Расставьте знаки препинания

7.

Подчеркните грамматические основы предложений

8.

Начертите схемы данных предложений

Предложения

7.

В реке ребята ловили рыбу.

8.

Если ветка качнётся с неё упадёт снег.

9.

Лёд на реке ещё не окреп.

10.Ночью ударил мороз и заморозил цветы

11.Я всегда удивлялся как изменяет природу снег.

12.Ребята пошли через мост потому что лёд на реке ещё не окреп.