"Памятка для учащихся 9 класса. Сдаем ОГЭ по русскому языку"

Автор: Малкоедова Эльмира Вахидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 3
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Памятка для учащихся 9 класса. Сдаем ОГЭ по русскому языку"
Дата публикации: 16.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Памятка для учащихся

«Как писать сжатое изложение»
1.Прослушайте текст первый раз
без записи
, определив количество
микротем
. 2. Прослушайте текст второй раз,
записывая ключевые

слова
и выражения. 3.
Напишите
подробное изложение. 4. Внимательно
прочитайте
написанное вами подробное изложение. 5. Сохраняйте тип речи (
в повествовании
- начало события, его ход, самый острый момент сюжета, конец;
в описании
– описываемый предмет, его значимые, существенные признаки (какой он?);
в рассуждении
- тезис, 2 аргумента - доказательства, вывод). 6. Выделите микротемы – абзацы (
их количество

необходимо сохранить!!!)
7. Определите, какие
приёмы

сжатия
текста (компрессии) вы будете использовать, обозначьте их графически:
____________
- ключевые слова;
( )
- исключение слов, части предложения;
/ /
- замена предложения с прямой речью на предложение с косвенной;
< >
- передать смысл предложения, сохраняя ключевые слова;
[ ]
- объединить несколько предложений в одно, сохраняя основную мысль;
O
- однородные члены предложения заменить обобщающим словом или самым сильным
+
- объединить простые предложения в сложное. ** - разделить сложные синтаксические конструкции на более простые, исключая второстепенные детали. 8. Напишите
черновой вариант
изложения, применяя
сжатие.
9. Проверьте написанное изложение не менее двух раз. - нет ли у вас
грамматических, орфографических,

пунктуационных ошибок,

- не нарушена
ли связь слов, - не встречалось ли
одно и то же слово
в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов) 10.
Перечитайте
ещё раз изложение и аккуратно перепишите. Объём изложения –
от 70 до 90 слов.

Памятка для учащихся

2
«Как писать сочинение-рассуждение»
1
.Выберите тему
сочинения-рассуждения. (начните свой выбор с
темы 15.3
морально-этической направленности; при необходимости обратитесь к
теме 15.1
лингвистической направленности) 2.
Сформулируйте тезис
(пользуясь шаблонными формулировками) 3. Найдите в предложенном тексте
предложение
, где есть то морально-этическое явление, которые вы выбрали в тезисе. 4. Вспомните
случаи из жизни
(своей или известных людей) которые иллюстрируют морально-этическое понятие, выбранное вами. 5. Сделайте
вывод
, построенный при помощи
шаблонных фраз
.
Шаблон для написания сочинения-рассуждения

на морально-этическую тему

(15.3)
Что такое ________________________________? Каждый человек в своей жизни хотя бы раз задавал этот вопрос. _________________ - это такое качество человека, такая черта характера, по которой мы можем судить о его нравственном содержании. В предложенном тексте писатель ___________ рассказывает о том, как люди __________ сталкиваются с проявлением ___________________. Например, в предложении № ___ герой рассказа______________ поступает _________, что позволяет нам сказать, что он ___________. В нашей повседневной жизни мы часто (редко) встречаемся с людьми, которых можно назвать по- настоящему _________________. Я однажды слышал историю о том, как ____________ . Итак, я считаю, что без ________________ человек лишается очень много в жизни, он зачастую теряет свои лучшие качества. Каждому из нас просто необходимо сохранять в себе духовные и нравственные основы.
3
Памятка для учащихся

«Как писать сочинение-рассуждение на

лингвистическую тему»

(15.1)
1. Внимательно
прочитайте
предложенное вам высказывание известного ученого (писателя) о лингвистическом (языковом) явлении. 2. Выясните, какое
лексическое
или
грамматическое
явление имеет в виду автор высказывания?
Лексические Грамматические

явления явления
Приставка Части речи (существи- Корень тельное, прилагатель- Суффикс ное, глагол, наречие) Омонимы Однородные члены Синонимы Вводные слова Антонимы Диалог Разговорная лексика Словосочетание Эмоционально-окрашенные (управление, согласова- слова и др. ние, примыкание) Эпитеты Знаки препинания Метафоры (запятая, тире, двоеточие, Сравнения точка с запятой) Олицетворения и др. 3. Вспомните, что вы можете сказать об этом лингвистическом явлении?
Сформулируйте тезис
в виде
косвенной речи
. (Воспользуйтесь шаблонными тезисами) 4. Найдите в предложенном тексте
2 предложения
, в которых это лингвистическое явление встречается и может послужить
аргументами
в вашем сочинении. 5. С какой
целью
автор использует эти явления? (Воспользуйтесь шаблонными фразами) 6. Сделайте
вывод
, где обязательно
согласитесь
с предложенным высказыванием известного ученого (писателя) о лингвистическом явлении.
4
Шаблон для написания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему

(15.1)
Известный ученый (писатель) ______________ считает, что
«_____________________»
. Фраза о лингвистическом явлении
по шаблону.
Докажу это примерами из предложенного текста. Во-первых, в предложении № __ писатель _______ использовал ____________(метафору «золотые колосья»), чтобы передать свои ощущения от ( выразить свое мнение о _____, показать читателю ________). Во-вторых, в предложении № ____ автор текста подобрал ______________( эпитет «сияющий взгляд»), чтобы более полно и многогранно раскрыть (душевное состояние героя), ярче изобразить _______, передать свое отношение к___________ (той ситуации, которую он описывает). Итак, я согласен (согласна) с мнением известного ученого (писателя) о том, что ____________________ (перестроенное своими словами высказывание ученого или писателя из тезиса).
Шаблонные фразы для тезиса и вывода:

Лексические явления
1.
Приставка
– это значимая часть слова, которая служит для образования новых слов и часто вносит в слова дополнительное лексическое значение (отрицательные не–ни, придают дополнительные оттенки при-пре и др.) 2.
Суффикс
– это значимая часть слова, которая служит для образования новых слов и придает оттенки лексического значения (уменьшительно- ласкательные -еньк, -ушк,-очк , эмоционально окрашенные –ищ, - передают отношение автора). 3.
Корень
– главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов ( слова с общим корнем говорят о том, в них заключается важный смысл содержания текста). 4.
Антонимы
– слова с противоположным лексическим значением. Часто используются для противопоставления в тексте явлений или событий ( добрый-злой, прекрасный-ужасный). 5.
Синонимы
– слова, разные по написанию и звучанию, но близкие по лексическому значению. Большое количество синонимов позволяет автору избежать повторов и придать дополнительные оттенки смысла слову ( милосердие-сочувствие- сострадание). 6.
Олицетворение
– наделение неживых предметов и явлений качествами живых существ. Позволяет сделать описание более образным и
5 выразительным. Делает картину изображаемого яркой и красочной (солнце смеялось, дерево стонало). 7.
Метафора
– это слово или выражение в переносном смысле. Помогает автору сделать создаваемый образ более ярким и красочным, показывая скрытые черты. 8.
Эпитет –
это красочное, образное определение, характеризующее предмет. Эпитеты раскрывают авторскую мысль, его взгляд на изображаемое и отношение к героям или явлениям. 9.
Сравнение –
это сопоставление нескольких предметов и явлений по сходству или различию. Сравнения помогают расширить представление читателя об изображаемом предмете или явлении или противопоставить их.
Грамматические явления
1.
Имя существительное
– это часть речи, которая обозначает предметы, признаки, количества, действия. Имена существительные в тексте помогают автору более точно описать явления и предметы, о которых он рассказывает. Это самая употребительная часть речи в любом языке. 2.
Имя прилагательное
– это часть речи, которая обозначает признак предмета и характеризует его качества, принадлежность, назначение и многое другое. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной и образной, позволяют ярче представить изображаемый предмет или явление. 3.
Глагол –
это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глагол позволяет увидеть изображаемый предмет в динамике, развитии. Может обозначать быструю смену событий и явлений. 4.
Однородные члены предложения
помогают автору подробнее и точнее изобразить происходящее, показать степень их важности, последовательность действий, смену событий. 5.
Диалог –
это точно переданный разговор двух или нескольких лиц. При помощи диалога автор может показать не только настроение персонажей, но и их культурный и образовательный уровень, происхождение и многое другие личностные качества героев. 6.
Запятая –
это знак препинания, который может выполнять две функции – разделительную и выделительную. Запятая разделяет однородные члены в простом предложении, части сложного предложения. Выделяет вводные слова, обращения, причастные и деепричастные обороты. 7.
Тире
– это знак препинания, который употребляется как в простом, так и в сложном предложении. В простом предложении тире ставится между подлежащим и сказуемым, при однородных членах. В бессоюзном сложном предложении тире отделяет одну грамматическую основу от другой, показывая границы простых предложений.
6 8.
Двоеточие
– это знак препинания, который отделяет обобщающее слово от однородных членов в простом предложении. В бессоюзном сложном предложении тире показывает границы простого предложения, отделяя одну грамматическую основу от другой.
Морально-этические понятия и

нравственные категории

1.АЛЬТРУИСТ (заботливый
) проявляет внимание к людям и бескорыстно заботится о них, оказывает помощь, обладает высокими нравственными качествами, безукоризнен в своих поступках, действует в интересах других.
2.ВЕЖЛИВОСТЬ
— моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности, готовность оказать услугу, деликатность, такт.
3.ВЕЛИКОДУШИЕ
— такая форма проявления человечности во взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.
4.ВЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
неукоснительно выполняет данные обязательства, постоянен в отношениях с другими людьми.
5.ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
расположен к людям, проникнут участием к ним, готов прийти на помощь, поддержать, выражает сочувствие, отзывчивый, проявляет теплоту, чуткость.
6.ИСКРЕННОСТЬ
— моральное качество, которое выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит.
7.МИЛОСЕРДИЕ
– это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к человеку, противоположное равнодушию.
8.МУЖЕСТВО
— моральное качество человека, воплощающее твердость характера, верность идеалу и самому себе. В отличие от СМЕЛОСТИ мужество предполагает воздержание от слепой отваги и ярости.
9.САМООТВЕРЖЕННОСТЬ
— добровольное принесение в жертву своих интересов ради достижения цели, идеалов. Проявление этого качества необходимо в исключительных обстоятельствах, когда от человека требуется
7 превышение меры своих обязанностей.
10.СМЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК
не поддается чувству страха, умеет преодолеть его, идет навстречу опасности, не теряет присутствия духа перед опасностью, трудностями.
11.СОЧУВСТВИЕ
— отношение к другому человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, в оказании ему моральной поддержки.
12.ТРУДОЛЮБИЕ
— моральное качество, оно проявляется в трудовой активности, добросовестности, старании и усердии; предполагает наличие потребности и привычки трудиться, увлеченности трудовым процессом, заинтересованности в достижении полезного результата труда.
13.ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
выражает свои подлинные чувства и мысли, всегда говорит правду, не скрывает от других людей и от себя самого действительного положения дел; исполнен постоянства и верности другому, на него можно положиться, ему можно довериться.
14.ЧУТКОСТЬ
— моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим его людям. Тесно связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Предполагает заботу о людях, внимательное отношение к их интересам, проблемам, мыслям и чувствам, тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства другого человека, вежливое обращение с ним.
15.ЩЕДРЫЙ ЧЕЛОВЕК
охотно делится с другими своими денежными средствами, имуществом и т. д.; не жалеет тратить, расходовать что-либо.