"Психологическое здоровье ребенка в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Автор: Васильева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №228
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: доклад
Тема: "Психологическое здоровье ребенка в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Дата публикации: 17.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Психологическое здоровье детей в рамках физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ. Чтобы сделать ребенка умным рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении. Ж.Руссо Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Основываясь на этом определении выделяют три составляющих здоровья: 1. Физическое здоровье, которое можно поддерживать занятиями спортом, здоровым питанием, экологией. 2.Социальное здоровье, проявляется способностью общаться с другими без конфликтов. 3. Психологическое здоровье. Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств. Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека.
• Состояние психического развития, душевного комфорта; • Адекватное социальное поведение; • Умение понимать себя и других; • Более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; Умение делать выбор и нести за него ответственность Вот и нам сегодня важно, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению своих детей. В последнее время все больше внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательный психологический климат в семье, излишний шум и нервозность в детском учреждение из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и чередование умственной нагрузки с физическими упражнениями. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Поэтому с самого начала надо строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания . Мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Многие психологи советуют: что ребенка нужно обнимать не менее 8 раз в день. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться подкрадывается грусть. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
С этих позиций разработана программа «Волшебная страна-страна здоровья». Она ориентирована на педагогов – практиков, осуществляющих повседневную работу с дошкольниками и их родителями. Цель нашей программы: Сохранение и укрепление психологического и физического здоровья детей. В нашем детском саду используются следующие педагогические технологии в образовательном процессе для достижения этой цели: 1.Личностно-ориентированные технологии воспитания и обучения. -игровые, проблемные ситуации -индивидуальные беседы -коммуникативные игры. 2.Здоровьесберегающие технологии -закаливание -дыхательная гимнастика -пальчиковая гимнастика -ортопедическая гимнастика (плоскостопие и правильная осанка) -оздоровительные процедуры в бассейне -оздоровительные процедуры на тренажерах -музыкотерапия -динамические паузы -подвижные и спортивные игры -музыкально-подвижные игры -игровой массаж 3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. -релаксация
-психогимнастика -сказкотерапия. Но кроме этого очень важно объединить усилия родителей и педагогов ДОУ для решения таких сложных задач, как укрепление психического здоровья детей и обеспечение их гармоничного развития. Проанализировав данные анкет полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей не высок, поэтому мы в работе с родителями используем следующие формы работы.( Таблица).