"Возникновение земледелия и скотоводства"

Автор: Микушева Альбина Валериевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Чистополь
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Возникновение земледелия и скотоводства"
Дата публикации: 17.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока: 6.

Предмет: Всеобщая история. История Древнего мира.

Класс: 5

Тема урока
: Древнейшие земледельцы и скотоводы.
Тип урока:
комбинированный
Задачи урока
: 1. Охарактеризовать возникновение скотоводства и земледелия как грандиозный скачок в истории первобытного общества. 2. Познакомиться с родоплеменным строем. 3. Изучить вопрос о ремесле, скотоводстве и земледелии.
Планируемые результаты урока

Предметные
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Метапредметные
Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства, земледелия и скотоводства. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия.
Личностные
Объясняют значение открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
Ресурсы урока
: Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Ф.А. Михайловский; под ред. Г.М. Бонгард – Левина. – 13 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. История Древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. 2-е изд., исп. И доп. – М.: ВАКО, 2005. Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс/Ф.А. Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. Презентация по теме.
Оборудование урока:
ноутбук учителя, интерактивная доска, проектор.
ХОД УРОКА.

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания обучающихся. - Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы прошли с вами «Культуру и религию первобытных людей». -Расскажите о пещерной живописи. Как она была открыта? Что называется религией? Учащиеся приветствуют учителя. Учащиеся отвечают на вопрос.
1.

Постановка цели и задач урока. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
Сегодня мы приступаем к изучение новой темы «Возникновение земледелия и скотоводства». План урока: 1. Родоплеменной строй. Учащиеся слушают.
2. Приручение животных и скотоводство. 3. Возникновение земледелия. 4. Развитие ремёсел.
2.

Актуализация знаний.
Более 2 миллионов лет люди жили, занимаясь охотой и собирательством. Они не производили для себя пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Поэтому охоту и ремесло называют присваивающим хозяйством. Но людям предстояло совершить важнейший переворот в своей жизни- научиться самим производить продукты питания, т.е. перейти к производящему хозяйству. Наивысшими достижениями людей далёкого прошлого стали земледелие и скотоводство. Они возникли одновременно около 10 тысяч лет назад. О том как был подготовлен и совершился переход к земледелию и скотоводству мы узнаем на этом уроке. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ Учащиеся слушают.
Первичное усвоение новых знаний
.
Первичная проверка понимания
.
1. Родоплеменной строй.
-Читаем по очереди «Родоплеменной строй» на стр. 27. -Записываем определение, что такое род. Род- это группа людей, ведущих своё происхождение от общего предка. Родовая община — это коллектив людей, связанных между собой родством. - Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины. Роль старейшин в родовых общинах: 1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода. 2. Разрешает споры внутри рода. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ Учащиеся записывают определения слов род и родовая община. Записывают таблицу.
При родовом строе
совет старейшин
рассматривал вопросы: 1. Касающиеся всех родовых общин, проживающих рядом, или целого племени. 2. Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание.
2. Приручение животных и скотоводство.
После потепления на земле, когда были изобретены лук со стрелами, ловушки и капканы, некоторые племена сумели приручить диких животных, и перешли к скотоводству. Охотники теперь были хорошо вооружены и охотились не на таких крупных животных как раньше. Родовые общины помогали друг другу в трудные времена. Порой у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров. Самым первым прирученным животным стала собака: 1. Следовали за охотниками в надежде получить еду. 2. Помогали людям в охоте. 3. Охраняли стада. На стоянках каменного века археологи находят даже собачьи захоронения. Охотничью собаку первобытные люди хоронили порой с не меньшим почетом, чем человека. В одном захоронении собаки археологи нашли дорогое ожерелье. Не меньшие почести воздавались кошке, причем с самого начала ее приручения.В Египте кошка была священным животным. Кошкам устраивали дорогие погребения, порой хоронили рядом с царскими погребениями. Почему же кошке оказывали такие почести? Это связано с другим великим изобретением людей — земледелием. Запасы зерна нужно было охранять от мышей, а на земле нет ни одного животного, которое могло бы заменить в этом кошку. Даже яды и мышеловки по своей эффективности не могут сравниться с кошкой в уничтожении мышей.
3. Возникновение земледелия.
Возможно, появление земледелия было связано наблюдательностью женщин. Занимаясь собирательством, они заметили, что павшие в землю зёрна прорастают, а из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Женщины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ Учащиеся отвечают на вопрос. Учащиеся составляют таблицу
По тексту учебника составляем таблицу «Съедобные растения и их родина» (в два столбика): 1. Ячмень, рис, чай- Азия. 2. Пшеница- Азия, Африка, Европа 3. Капуста- Европа 4. Кукуруза, картофель, подсолнечник, какао и тыква- Америка. Земледелие было тяжёлым делом. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Было 2 вида земледелия: мотыжное и плужное. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем дав высохнуть дереву, подживали. Поле рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку. Через несколько тысяч лет был изобретён плуг. На смену мотыжному земледелию пришло плужное.
4. Развитие ремесла.
Кроме скотоводства и земледелия, люди занимались и другим необходимым трудом. Они изготовляли орудия труда, одежду, посуду, строили жилища. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань. Вначале для хранения продуктов использовали пустые скорлупы кокосов или высушенные тыквы. Делали сосуды из дерева и коры, корзины из тонких прутьев. Все материалы были в готовом виде. Затем посуду стали делать и из обожженной глины или как её называют керамика. Керамика — это обожженная глина, материал, изобретенный людьми, которого в природе нет. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
Первичное закрепление.
- Какие изменения в жизни произошли у людей с приручением одомашненных животных? - Как возникло земледелие? Ученики отвечают на вопрос
- Чем отличается мотыжное земледелие от плужного?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:
§4, прочитать, пересказать. Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Озвучивание оценок, полученных за урок обучающимися.
- Ребята, у меня отличное настроение и показываю вот так – жест большой палец вверх.
- А как ваше настроение? Если отлично, показываем большой палец и говорим «Отлично!». - Мне понравился наш урок и, как вы на нем работали. Хлопает в ладоши. - А вам понравился наш сегодняшний урок? Если понравился, то похлопайте друг другу в ладоши. - Есть то, что не понравилось? Почему? - Благодарю всех за отличную работу. Урок окончен. До свидания. Ученики оценивают свое настроение, анализируют урок, вносят предложения. В течение урока учитель отмечает в своей схеме ответы учеников для выставления оценок.