" Способы разработки проектов в ДОУ"

Автор: Филинова Юлия Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГБДОУ № 31
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Способы разработки проектов в ДОУ"
Дата публикации: 18.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

« Способы разработки проектов в ДОУ» Цель: познакомить коллег с различными способами разработки проектов в ДОУ и помочь им научиться разрабатывать проекты разными способами. Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования. Оборудование: проэктор, презентация Ход презентации. Слайд
№ 1
Сегодня мы с вами познакомимся с внедрением в образовательный процесс ДОУ метода проектов, поговорим о способах разработки проектов и попробуем ответить на вопросы о проэктной деятельности. Слайд № 2,3,4 2.Теоретическая часть Слайд № 5 Что же такое проэкт? ( ответы воспитателей)
Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-

либо объекта или вида деятельности, а проектирование – процесс

создания проекта.
Напомню, что проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.  Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – методов (педагогический словарь) Слайд № 6 Структуру проекта легко запомнить – это Шесть «П»: Проблема (выбор темы) . Проектирование или планирование. Поиск информации. Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) . Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.) Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.) . Существуют разные способы разработки проектов, которые могут использовать как педагоги, так и педагоги совместно с детьми. Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.
Слайд № 7 Классификация проэктов. В настоящее время проэкты могут классифицироваться по признакам: 1. По составу участников (индивидуальные, парные, групповые) 2. По содержанию монопроэкты ( 1 образовательная область), и интегративные ( 2 и более образовательные области) 3. По целевой установке, по тематике 4. По срокам реализации ( краткосрочные 1 или несколько занятий -1 – 2 недели) Средней продолжительности 2 – 3 месяца Долгосрочные – на учебный год. Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования: 5. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. 6. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. 7. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 8. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект) Слайд № 8 Типы проектов в ДОУ
:

Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов.
Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация Слайд № 9 Роль педагога при взаимодействии с семьями Слайд № 10 Структура проэкта
Деятельность педагога:
На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу. В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию. На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д. На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.
Деятельность дошкольников:
На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту. На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности. На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков
На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности Слайд № 11 Существует несколько способов разработки проектов: • «МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ» • СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ • ОБРАЗ «СЕМЬ МЫ» (по Е. С. Заир-Бек) Слайд № 12 Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: • Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом? Воспитатель организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «
Что мы хотим узнать о
? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает:
«Как нам найти ответы на

наши вопросы?»
. Полезно будет придумать с детьми разные символы - сбора информации. В заполнении модели принимают участие и родители детей. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды». Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов: • пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье. • можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»; • провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды; • сделать коллаж «Черные и красные ягоды»; • придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод; • организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»; • провести фотовыставку «Дачные ягодки» Второй способ - метод «Мыслительных карт».
Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Этот приём является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ мышления. «Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» Основателем техники «Мыслительных карт» является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Согласно методике Тони Бьюзена, эффективность мыслительных процессов можно повысить, подключив к процессу правое полушарие и разбавив монотонное логическое восприятие информации наглядными образами и ассоциациями. Для этого Тони Бьюзен использует ментальные карты – визуальное изображение проблемы, которую нужно решить или предмета, который нужно запомнить. В результате получаем «карту мышления» - визуальное отображение собственного представления о предмете или проблеме. На такой ментальной карте хорошо видны все главные аспекты проблемы, пробелы в понимании вопроса, ассоциативные связи, а главное – она отображает не результат, а сам процесс мышления. Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами. Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавит каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать. Слайд № 14. Системная паутинка по проекту. Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. В этом поможет системная паутинка. Слайд № 15. Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек)
Заир-Бек Елена Сергеевна доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург  Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).  Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).  Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).  Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).  Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).  Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).  Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта). Слайд № 16. Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.