"Пропорции тела человека"

Автор: Уткина Рамиля Нурулловна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: ОГКОУ школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пропорции тела человека"
Дата публикации: 20.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема урока: «Красота спасет мир». Цель: формировать умения практического применения знаний, полученных на уроке разных дисциплин. Задачи: Образовательные: 1. Обобщить учебный материал по теме «Пропорции тела человека». 2. Посредством живописи и выполнения набросков, аппликации приобщить учащихся к прекрасному, видеть мир в гармонии с природой. Воспитательные: 1. Развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность. 2. Формировать экологическое сознание. 3. Развивать способности к восприятию нестандартного материала и ориентации в нем. Коррекционные: 1. Коррекция памяти и внимания (заучивание сообщений, пословиц, высказываний…). 2. Коррекция мелкой моторики (работа с аппликацией). 3. Коррекция восприятия (тактильного, зрительного, осязательного). 4. Коррекция сенсорных представлений (цвет, форма, величина), через использование наглядного материала и практическую деятельность. 5. Коррекция навыков классификаций и группировки (классификация литературных жанров) 6. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (презентации творческих работ, развитие уверенности в себе, открытости в общении…). 7. Формирование словаря, словарного запаса (термины…). 8. Развитие коммуникативных навыков. 9. Развитие и коррекция умения работать по образцу (изобразительная деятельность). 10. Развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной и справочной литературой. 11. Развитие связной речи. 12. Развитие коммуникативных навыков (умение брать интервью, вести диалог), умение работать в группе.
Тип урока: обобщающий, интегрированный. Коррекционно-развивающие принципы, реализуемые на уроке: 1.Принцип единства диагностики и коррекции (работа с разноуровневыми группами) приложений № 1. 2. Принципы системного подхода (учет такого фактора, что все психические процессы взаимосвязаны и если страдает сенсорная сфера, то страдает речь, мышление, память, эмоционально-волевая сфера…). 3. Принцип комплексного подхода. 4. Принцип динамического изучения (в соответствии с учением Л. С. Выготского: зоны актуального и ближайшего развития). 5. Принцип диагностики и коррекции. 6. Принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-развивающей работы (учет возрастных этапов развития учащихся). 7. Принцип реализации деятельного подхода (опора на ведущую деятельность возраста, коррекция несформированных структурных компонентов деятельности мотивационного (учебная мотивация, мотивация на деятельность); регуляционного (навыки произвольного поведения); ориентировочно - операционного (т.е. навыки планирования, самостоятельной деятельности, умение в логике и последовательно оценивать ситуацию, свои возможности). 8. Принцип коммуникативной направленности. Ход урока. 1. Организационный момент. Постановка проблемы: - Ребята, у нас сегодня необычный урок, а тема знакомая. Но нам не хотелось бы озвучивать тему урока. Мы хотим попросить вас самим сформулировать тему нашей сегодняшней беседа в конце урока. А эпиграфом к уроку мы предлагаем взять изречение великого ученого………. «Меру знай во всем…» (эпиграф на доске). Как вы понимаете это изречение? Что значит «мера»? Выступление учащихся: 1. У.Б. - Давайте сравним ваши высказывания с научными определениями (презентация № 1 мера-это…..). Вспомните, как в русском языке называются
слова похожие по смыслу, но разные по произношению и написанию (синонимы). Подберите синонимы к слову «мера», используемые, например в математике, биологии, изобразительном искусстве, музыке… (пропорции, симметрия, ритм). Откройте буклет, стр.1, терминологический словарь, найдите термин «пропорция» и зачитайте. Вывод: пропорция это составляющая часть гармонии. Исходя из вышесказанного, какие еще есть составляющие или проявления гармонии? Попробуйте их запомнить, заполняя схему на стр.2 вашего буклета. («Основы гармонии».) У. ИЗО. – Представьте себе, что вы специалисты в разных областях, владеете профессиями например: строитель, парикмахер, конструктор, спортсмен, музыкант, повар… нужно ли людям этих профессий придерживаться совета великого ученого и пользоваться такими понятиями как «пропорция, ритм, симметрия, гармония»? (Сообщения учащихся, приложение 2). У. Б. –Как вы считаете: понятия, о которых мы с вами говорим современные? (нет). Ответы учащихся. Актуализация знаний. У. Б. –Вашим домашним заданием было: подготовить историческую справку. Давайте заслушаем сообщение и, параллельно заполните таблицу «Пропорции тела человека», буклет стр.2, только первую часть «Законы пропорции». Сообщение учащегося, работа с таблицей. 2. Практическая работа. У.Б. –давайте проверим, пропорционально ли наше тело. Разбейтесь по парам, используя пластический метр, измерьте части тела своего напарника и пользуясь законами пропорции из ваших таблиц, определите пропорциональность своего тела. Параллельно заполните таблицу, часть 2 и 3. 4. У. ИЗО. – При написании картин, портретов в частности художники всегда пользуются законами пропорции, только тогда произведение воспринимается гармонично и приносит эстетическое наслаждение. В эпоху Возрождения жил художник, который посвятил изучению пропорций всю свою жизнь. Послушайте загадку и определите имя художника. Художник, анатом он был замечательный Еще инженер, математик внимательный. Пропорции тела он изучал, Впервые он атлас рисунков создал.
Рисунков тех было всего восемьсот, «Виват!» - говорит во всем мире народ. Сегодня его как художника чтим, Джакондой любуемся, созданной им. (Леонардо да Винчи). Актуализация знаний учащихся в разных вариантах: сообщение, интервью. ( Презентация №1) У. ИЗО. - Я предлагаю вспомнить великолепное творчество великого художника, соприкоснуться с его восприятием мира. (Презентация №2) 3. Практическая работа «Набросок портрета». Учащиеся работают, используя знания, полученные на уроках биологии и изобразительного искусства по теме «Пропорции лица человека» (Работа по словесной инструкции и по образцу). Анализ работ: организация галереи рисунков. Проблемный вопрос: как воспринимаются работы? Ощущаете ли дискомфорт при восприятии? Почему? Вывод: соблюдены законы пропорции, поэтому восприятие гармоничное и так далее (высказывания детей). (Презентация №3 работы учащихся) 4. Подведение итогов: У.Б. –Заканчивая урок, хотелось бы вернуться к началу…. Вывод учащихся: Тема урока: «Красота спасет мир». У. ИЗО. – Мы сегодня хорошо поработали…, испытали множество эмоций, ребята попробуйте выразить те эмоции, которые вы испытали на уроке, но необычным способом. У вас на партах предметы аппликации, обратите внимание, что некоторые части лица в нескольких экземплярах, именно с помощью них можно передать свою эмоцию. Выполните художественную работу в стиле «Аппликация» соблюдая законы пропорции лица человека (рефлексия под музыку). (Презентация №4 выставка работ учащихся, выполненная в технике «аппликация») 5. Краткий анализ работ: нам приятно, что вам было комфортно, вы находились в состоянии гармонии, отсюда результат: оценки за урок (5). Спасибо за урок.