"Музей под открытым небом. Ширинский археологический парк"

Автор: Маркевич Галина Карловна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ Республики Хакасия "Аграрный техникум"
Населённый пункт: с. Шира, Республики Хакасия
Наименование материала: презентация
Тема: "Музей под открытым небом. Ширинский археологический парк"
Дата публикации: 20.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Преподаватель ГАПОУ Республики Хакасия «Аграрный

техникум» Г.К. Маркевич



В местах где мы живем природа родного района

разнообразна, богата земля Ширинская. Настоящая

жемчужина Хакасии. Это благодатный район живописных

гор, бурлящих рек, золотых степей с голубыми глазами

пресных и лечебных озер.

А сколько птиц в речных затонах,

А сколько разного зверья,

В лесах немереных, зеленых,

Таят прекрасные края.


На уроках математики ребята с удовольствием ищут

пути решения математических задач с привлечением

природных особенностей родного района. Учителю

математики особенно трудно найти разумный компромисс

между математическим содержанием урока и уникальностью

своей «малой родины».Чаще всего приходится мириться с

тем, что математические задания являются искусственным

добавлением к какому либо аспекту нашей жизни.

Я на своем уроке попыталась органично сочетать два

этих понятия. Детьми хорошо воспринимается реальность

знакомых с детства мест с применением математических

задач.

Я считаю, что это оказывает на обучающихся

серьезное воспитательное воздействие, повышает общий

компетентностный подход. Подготовка такого

интегрированного урока требует от учителя математики

больше выдумки, поиска, искренней любви. Предлагаю

методическую разработку одного из таких уроков

посвященного уникальности природы родного района «Музей

под открытым небом».


ЦЕЛИ:  развитие познавательного интереса обучающихся к урокам математике через задачи с использованием регионального компонента;  изучение природы родного района для повышения мотивации к урокам математики. ЗАДАЧИ:  учить обучающихся логически мыслить;  пробудить интерес к родному району, бережному отношению к природе;  формировать неравнодушное отношение к проблемам родного района своей «малой родины».


Проблема :

ограниченное представления о памятниках

природы Ширинского района;

отсутствие чувства гордости за «Малую

родину», за ее народ, за ее культурное наследие;
.
ухудшение окружающей среды, природного

баланса.


История нашего Отечества неразрывно связана с историей наших «малых родин». У каждого она своя, но вместе мы единое целое, поэтому на своем уроке мы постараемся сложить хвалебную песню об уникальности природы Ширинского района «Музей под открытым небом. Ширинский археологический парк»

Привольные степи, тайга, реки, пашни Глаза голубые целебных озер Ширинский район, часть Хакасии нашей, На этом уроке о нем разговор.

Пристальное, глубокое изучение природы -есть источник самых

плодотворных открытий математики».

Ш.Фурье

Для того, чтобы ответить на вопросы, нужно выполнить следующие задания и записать ответы в строчку , соблюдая порядок заданий. Прочитайте получившееся число.
  Ширинский район характеризуется исключительным богатством разнообразных ресурсов, среди которых одно из важных мест занимают таинственные пещеры. Уникальность пещер никого не оставляет равнодушным, побывав хоть однажды в пещере, хочется еще и еще раз спуститься в непроницаемую, кромешную темноту, послушать абсолютную тишину. Ширинские пещеры района представляют как спортивный так и научный интерес.
Ширинский район характеризуется исключительным богатством разнообразных

ресурсов, среди которых одно из важных мест занимают таинственные пещеры.

Уникальность пещер никого не оставляет равнодушным, побывав хоть однажды в

пещере, хочется еще и еще раз спуститься в непроницаемую, кромешную темноту,

послушать абсолютную тишину. Ширинские пещеры района представляют как

спортивный так и научный интерес.

Смотрят камни седые глазами веков Много тайн есть в пещерах и гротах Интересны сказанья из уст стариков Здесь ученым хватает работы
Второе задание:

(самостоятельная работа для всего класса)

Узнайте, к началу какого века относятся первые сведения о пещерах района,

решив уравнение:


Одна из самых посещаемых пещер – Археологическая, где были

обследованы три кострища, вокруг которых были найдены кости

животных, керамика, костяной гарпун, два бронзовых наконечника,

костяная игла для вязки сетей, фрагменты человеческих черепов и кости

скелета. Как использовалась эта пещера? Как жилище или как временное

прибежище?

Третье задание:

Вариант I.Найдите длину Археологической пещеры (в метрах), решив уравнение:

Вариант II. Найдите глубину Археологической пещеры (в метрах), решив уравнение:


В двух – трех километрах от пещеры, над излучиной реки

Белый Июс, находится известная на весь археологический мир

палеолитическая стоянка, да какая! Площадь стоянки 2000-2500

кв.м. Мощность культурного слоя – 2,2-2,5 метра. Раскопки велись с

1974 по 1979 годы новосибирской археологической экспедицией под

руководством Н.Д. Оводова, а в последующем на протяжении ряда

лет под руководством В.Е. Ларичева.

Палеолитическая стоянка «Малая Сыя» на берегу реки

Белый Июс является наиболее древним поселением «человека

разумного» на территории Хакасии. Время этого поселения

определено радиоуглеродным анализом. Судя по предметам,

найденным на стоянке, Древние сибиряки занимались охотой, в том

числе на мамонта и шерстистого носорога. Интересны также находки

музыкальных инструментов из костей мамонта и разноцветных

красок, изготовленных из смеси разного порошка и растопленного

жира.


Четвертое задание:

(самостоятельная работа для всего класса)

Узнайте сколько тысяч лет назад на территории Хакасии определено

поселение «человека разумного», выполнив действия:


Необычными оказались раскопанные жилища: они носили постоянный,

а не временный характер. По предложениям археологов, это были

насыпные купола с деревянным каркасом, округлые в плане,

перекрывающие площадь до 50 кв.м. По периметру жилища

располагалось несколько кострищ – свое на каждую семейную группу.

Пятое задание:
(самостоятельная работа для всего класса) Узнайте сколько человек проживало в каждом куполе, решив уравнение:

Ниже по течению реки Белый Июс, в пяти метрах над уровнем реки

расположен грот Проскурякова – небольшая пещера, в которой в период

палеолита обитали люди. В ноябре 1973 года грот был детально изучен и

описан В.Е. Дмитриевым и Н.Д. Оводовым. От них же ранее безымянный грот

получил имя первого исследователя июсских пещер.

Место полностью отвечает «классическим требованиям» к стоянке

древнего человека. Выход из грота имеет южную экспозицию и хорошо

прогревается солнцем. Перед гротом – удобная площадка, защищенная от

ветра и достаточно скрытая от глаз. Рядом вода. В гроте Проскурякова была

собрана коллекция плейстоценовых животных более двадцати видов. Возраст

датирован радиоуглеродным методом. Здесь же, на полу грота были

обнаружены пять небольших каменных пластин из темно-серой алевритовой

породы.

В гроте Проскурякова на стенах охрой были сделаны рисунки. На

сегодняшний день сохранились лишь часть композиции: на одной стене

находятся личины с частью туловищ, на противоположной стороне – лицо

угловатой формы. Наскальных рисунков в пещерах Сибири до этого не было

известно.

Шестое задание: Вариант I. Определите возраст коллекции грота Проскурякова «в тысячах лет», выполнив действия: Вариант II. Определите возраст наскальных рисунков в гроте Проскурякова «в тысячах лет», выполнив действия:

Я не знаю нигде уголка на земле, где бы радуги краски так ярко сияли.

Седьмое задание:

Вариант I Узнать сколько пещер в районе.

Вариант II Самая большая по длине в районе и вторая по России – это

«Ящик Пандоры». Найти длину пещеры (в метрах).

В Джиримской степи, в Сибири, в 30 км от поселка Шира располагается целебное озеро Белё – самое крупное озеро Республики Хакассия. Состоит оно из двух соединенных между собой озер (Большого и Малого Белё), которых местные жители привыкли считать отдельными водоёмами. Общая площадь поверхности воды озера составляет 80 кв. км, протяжённость береговой линии – 60 км, глубина в среднем 20 м, местами доходит до 50 м.




Ребята вы заканчиваете училище. На вас лежит огромная задача,

ваше поколение обязано сохранить красоту и приумножить

богатство нашего замечательного района.
Кладовая тайги – это полная чаша Берегите ее, всех одарит она А курорт – это добрая здравница наша Ей гордится район, ее знает страна Защити, сбереги чистоту рыбных рек, Кладовую тайги и хрусталь родника, Жизнь зверья, пенья птиц, сохрани человек Поколеньям грядущим оставь на века.

« Коль суждено дышать нам

воздухом одним

Давайте же мы все на век

объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами

сохранимся».

Н.Старшинов.

Спасибо за внимание