Консультация "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня".

Автор: Кулыгина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №122 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня".
Дата публикации: 21.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №122 комбинированного вида»
Консультация

«Содержание познавательно-математической деятельности в режиме

дня».
Подготовила: Кулыгина Е.А. Саранск,2016
Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дошкольная жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые по математике знания следует использовать в разных видах деятельности детей. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня. Процесс познания форм, величин, количественных отношений с детьми моей группы осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Я направляю внимание ребенка на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение, мы пользуемся определенной терминологией, побуждаю детей к ее использованию в речи. Основное внимание уделяю освоению детьми способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, сосчитывание, воспроизведение в том же количестве, воссоздание целого из частей, преобразование, комбинирование, моделирование. Планируя работу по формированию элементарных математических представлений, педагог должен продумать содержание повседневной деятельности. -Проведение прогулок и экскурсий - Участие в разных видах труда - Игры-занятия -Участие в математических развлечениях - Игры с математическим содержанием -.Сюжетно-ролевые игры ПРОГУЛКИ И ЭКСКУРСИИ – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок мы обращаем внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов. (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив…. ). мы организуем наблюдения за изменениями происходящими в разное время года, обращаем внимание на длительность дня. Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера. Нам необходимо создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решить
задачу. Каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего? ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД, ТРУД В ПРИРОДЕ, РУЧНОЙ ТРУД являются теми видами деятельности, где эффективно можно применить математические знания. Во время сборов на прогулку воспитатель обращает внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка. … в другой раз уточняет с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое ;определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т.п. (классификация); сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а кого короче. Дети расчищают снег, делают узкую и широкую дорожки. При сервировке стола, подготовке к занятиям создаются ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равночисленности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно. Работа в уголке природы тоже дает богатый материал для закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием: «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще1 сколько всего.? Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения. ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ. в работе с детьми особое место отводится играм – занятиям по сюжетам знакомых сказок. так называемый математический театр. Такие занятия помогают избежать умственных и психических перегрузок, создает свободу выбора и возможности высказаться каждому ребенку. А постоянно подкрепляемая игровая мотивация изменяет отношение к математическому содержанию задач. Виды математических театров: • Плоскостной, би-ба-бо театры по сюжетам знакомых сказок (Репка, Теремок, Три медведя, Колобок и др.) . • цифры- персонажи . • Геометрический театр (объемных фигур, плоскостных фигур) . Игры-занятия могут быть интегрированнными. Они требуют серьезной подготовки: анализа программных задач соответствующих разделов программы, работы с методической литературой, подготовки оборудования. Как показывает практика, такие занятия надо проводить на обобщающем этапе обучения по отдельным разделам программы.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ позволяют педагогу расширить и углубить знания старших дошкольников, активизировать их мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике. Это могут быть конкурсы, викторины, игры-путешествия, олимпиады. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. Их система выстроена с учетом усложнения программных задач по ФЭМП, Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами(«Убираем цифры», «Какой цифры не стало?» и т.д) 2. Игры путешествия во времени. («Круглый год», «12 месяцев» и т.д) Эти игры служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. 3. Игры на ориентирование в пространстве(«Найди игрушку», «Художник», «Разведчик») 4. Игры с геометрическими фигурами(«Геометрическое лото», «Найди фигуру») 5. Игры на логическое мышление(«Ассоциация», «Дорисуй фигуру») 6.Также играю с детьми в сюжетно- ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?
Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет. Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. В группе имеются: - развивающие игры: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Геометрические формы», «Фигуры» - дидактические игры; - настольно-печатные игры; - наборы разрезных картинок; - матрешки, пирамидки, вкладыши; - несколько видов мозаики; - наборы бус и леска для нанизывания; - природные материалы: палочки, камешки, шишки, ракушки, орехи и др.; - листы бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки; - шаблоны, линейки и трафареты; - настольные плоскостные театры; - книги; - игры-шнуровки (с «пришиванием», составлением узора); - игры-лабиринты; - игры – головоломки (геометрические конструкторы). Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того
,
загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью. Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживаю интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие продолжается за стенами детского сада). Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
Список литературы 1.А.А. Смоленцева «Математика до школы» 2.Е.В.Соловьева «Логика и математика для дошкольников» 3.Т.И.Ерофеева «Знакомство с математикой»