"Земной путь Пресвятой Богородицы"

Автор: Безрукова Ирина Леонидовна
Должность: учитель Основ православной культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.Б.Н.Куликова
Населённый пункт: город Семикаракорск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Земной путь Пресвятой Богородицы"
Дата публикации: 21.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок разработала:
Безрукова Ирина Леонидовна, учитель ОПК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска» Ростовской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска» Ростовской области Методическая разработка урока
«

Земной



путь

Пресвятой

Богородицы

»
г. Семикаракорск

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

Цель урока:
- познакомить учащихся с земным жизненным путём Пресвятой Богородицы; – установление взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери, осмысление его учащимися; – показать нравственную высоту и славу Пресвятой Богородицы.
Задачи:

Обучающие:
- показать взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери; - придание особого значения главного человека в нашей жизни — Матери; - подготовить к самостоятельной исследовательской деятельности.
Развивающие:
- Развитие логического мышления (работа по карточкам), творческого мышления, умения формулировать и высказывать свои мысли, - развить умение работать в группе: не дублировать других членов группы;
Воспитательные:
- Воспитание духовности и нравственности на примере земной жизни Богородицы, ее любви и помощи людям, чудес от икон и молитв матерей. - Способствовать формирова нию у учащихся нравственных качеств, прививать любовь к слову, пробудить интерес к истории православия.
Формирование УУД:

Личностные УУД:

-
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; - самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов, обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:

-
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, работать по плану, делать выводы
Познавательные УУД:

-
Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к
уроку.
Коммуникативные УУД:

-
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться, общаться.
Вид урока:
интегрированный урок истории и основ православной культуры.
Форма урока :
комбинированный урок, включающий в себя проблемно- поисковое задание, лекцию учителя с мультимедийным сопровождением. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОБОРУДОВАНИЕ:  оформлена выставка различных репродукций картин, икон с изображением Пресвятой Богородицы;  аудиозаписи церковные песнопения, кант о матери, современные песни о маме.  Компьютер.  Мультимедиа.  Компьютерная презентация.  Музыкальное сопровождение.  раздаточный материал (карточки-таблицы для самостоятельной работы учащихся) План методики урока: 1.Целевая установка + умственная разминка 2.Эмоциональное погружение в тему 3.Постановка проблемной задачи 4.Выявление связей 5.Подбор ключей к решению задачи 6.Формулировка выводов

Тема урока

ЗЕМНОЙ



ПУТЬ



ПРЕСВЯТОЙ

БОГОРОДИЦЫ
Эпиграф: «Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Её Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья – Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Ход урока

1 Самоопределение деятельности.

Цель: Включение в учебную деятельность, организационный момент.
Добрый день, ребята. Скажите, кто вас утром разбудил, приготовил завтрак, проводил в школу? МАМА. Это тот человек, который всегда с вами, радуется вашим успехам, огорчается если что – то не получается. У каждого человека есть МАМА. Самый дорогой и любимый человек. Я думаю, что вы со мной согласитесь.
2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.


Цель: готовность мышления и осознания потребности построения

способа действий.
Проблемный вопрос :
Скажите, у Сына Божиего Иисуса Христа была

мама? А как её звали?
Я пишу на доске : Богородица, Дева Мария, Пресвятая Дева Мария, Божия Матерь, Благословенная, Пречистая …
(Слайд №1)

Учитель
: Вы правы. Именно Пресвятой Богородице мы посвятим наш урок.
3. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения постановки цели урока.

Учитель
: А что бы вы хотели узнать о Богородице?
Дети:
Кто были Ее родители? Как Она жила в детстве и юности? Какой была и есть Ее жизнь?
Учитель:
Молодцы, вы сами определили цель нашего урока. Действительно, мы постараемся узнать о её родителях, детстве, последующей взрослой жизни.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Цель: Построение детьми нового способа действий и способности к

выполнению творческих заданий.

(Слайд №2)

Учитель.
Давайте всмотримся в лик Божьей Матери, в ее глаза, глаза матери, скорбящей о неизбежной утрате. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у неё защиты. На её лице затаилась тревога и печаль. При всей материнской
нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности. Свершится то, что предназначено свыше. Пресвятая Дева – мать. И она очень любит своего ребенка, но она знает о предназначении его на этой земле. Мария печальна, но, глядя на нее, почему-то рождается и крепнет в душе ощущение надежды, света и любви.
Учитель
: Почти два тысячелетия отделяют нас от того дня, как родилась Пресвятая Дева Мария.
(Слайд № 3 – 4

) 1. Рождество Богородицы
В городе Назарете жила семья Иоаким и Анна. Жили в супружестве уже пятьдесят лет, но не имели детей, и они сильно печалились. Однажды на великий праздник Иоаким пришел в храм принести жертву Богу. В храме было много народа, и первосвященник вместе с другими стал укорять Иоакима за его грехи, говоря, что Бог не благословил его детьми, и что он недостоин приносить дар свой Богу. Иоаким опечалился и ушел из храма. Иоаким безутешно горевал, не захотел возвращаться домой, ушел в поле, где паслись его стада. Там он плакал, горячо молился и дал обещание поститься в течение сорока дней и жить все это время в пустыне. Между тем жена его Анна, услышав о случившемся в храме и видя, что муж ее не возвращается, начала тоже плакать и горевать. Она сидела в саду под деревом и в горести подняла глаза, полные слез, к небу. Между ветвями дерева она увидела птичье гнездо с маленькими птенцами. И это увеличило ее горе. « Я, верно, грешнее всех в мире, – воскликнула она, – потому Бог лишил меня счастья быть матерью. Все ласкают детей своих, а я лишена этого утешения. И птицы небесные имеют птенцов своих, и звери земные детей, и земля приносит плоды во славу Отца Небесного ». И со слезами начала она молиться Богу. Вдруг увидела она перед собой Архангела Гавриила, который сказал ей: «Анна, Анна! Услышана молитва твоя, вздохи твои дошли до Господа, Он увидел слезы твои. Ты родишь дочь и назовешь Ее Марией». Анна, полная радости, дала обещание (обет) посвятить Богу свою дочь и поспешила в Иерусалим, чтобы в храме благодарить Бога.
В тот же час Архангел Гавриил явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему ту же радостную весть. Иоаким, удивленный и обрадованный, стал благодарить Бога, потом пошел в Иерусалим и. как сказал ему Ангел, нашел в храме свою жену, она рассказала ему обо всем. Когда Анна родила дочь, Пресвятую Деву Марию, Иоаким принес великие жертвы Богу, и все хвалили и благодарили Господа за явленную милость. Пресвятую свою дочь Иоаким и Анна хранили и берегли и не только любили как дочь, но и почитали, помня, что о ней сказал Ангел.
5.Первичное закрепление во внешней речи, самостоятельной работе.

Цель: усвоение нового способа действий.

видео №1 «Рождение Пресвятой Богородицы»

Записи в рабочем листе №1

(Слайд №5 – 6)

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Ученик 3 : Вся жизнь Марии, проведенная в доме, была наполнена любовью родителей. Когда Пречистой Деве исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар чудесно родившейся Дочери. Происходило оно в очень торжественной обстановке: шествие открывали девочки - ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Она училась рукоделию, пряла, ткала, шила одежду для священников. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг. Пресвятая Дева Мария сразу всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.

Заполнение

рабочего листа



№2.



Прорись №2

Слайд №

7 Благовещение
Когда Марии исполнилось 14 лет пришло время создавать свою семью, и она была обручена с плотником Иосифом. В это время к ней вошел посланец от Бога Архангел Гавриил и приветствовал Марию словами: «Радуйся, благодатная! Господь с тобой! Благословенна ты между женами!» Это событие и назвали потом Благовещением. Икон, рассказывающих о Благовещении Пресвятой Богородицы очень много. Но постоянно на всех присутствуют две фигуры: Пречистая Дева Мария и архангел Гавриил.
Видео №2 «Благовещение»

Заполнение

рабочего листа №3

Слайд №8

Рождество Христово


Господь наш родился от Пречистой Девы Марии в правление Иудеей римского кесаря Августа, который повелел произвести всенародную перепись. Дева Мария и Иосиф происходили из рода и дома Давидова, и, хотя жили в Назарете, отправились на родину – в Вифлеем, чтобы записаться. Перед рождением Христа явилась на востоке чудесная звезда. Она привела с востока на поклонение волхвов, которые поднесли Младенцу дары: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – «яко человеку смертну». О приходе в мир Спасителя также узнали вифлеемские пастухи, которым поведал о Его рождении Ангел с воинством Небесным. Они поспешили в Вифлеем и первыми поклонились Младенцу Христу.

Видео №3 «Рождество Христово»

Заполнение

рабочего листа №4 прорись №3

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: применение нового способа действия. Индивидуальная рефлексия

достижения цели.

Учащиеся выполняют задания в рабочем листе.

Вставьте пропущенные слова
Нет смиренней в целом мире Этот Ангел весть принес, Юной девушки … Что родится ей … К ней от Бога приходил Все сомнения отбросив, Ангел Божий … В Вифлеем идёт …
Учитель:
Дева Мария дала земную жизнь Иисусу Христу. Её земная жизнь была скромной и почти незаметной. Она всегда была рядом с Сыном. Когда Христос вырос, возмужал, собрал вокруг Себя учеников, Мария сопровождала Его в жизни, была ему помощницей и опорой.
(Слайд №9)
Богородица была рядом с Сыном и во время Его распятия.
Работа с учебником См уч. Зелёный с 82

Христос поручил заботиться о Матери своему любимому ученику Иоанну.
Учебник с 84-85
Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера – склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.
(Слайд №10) Учебник с 86

«Успение Пресвятой Богородицы»
В преклонные годы Она любила молиться в саду среди зеленых трав, цветов и деревьев. Однажды, во время молитвы, Ей снова явился Архангел Гавриил и принес весть, что через три дня Ее ждет Святое Успенье. Успенье – сон, покой, а понятнее для нас – смерть.
Заполнение

рабочего листа №5



7.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и

закрепление раннее изученного.
Давайте подберем слова, которыми мы можем охарактеризовать Образ Богородицы. Какой он? Давайте запишем эти слова в рабочий лист.

Подберите слова, которыми вы можете охарактеризовать Образ Богородицы.

Какой он? Впишите слова.

8. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание нового метода

построения, границ применения.