"Публичное выступление. Тренинги ораторского искусства"

Автор: Нугаева Зульфия Бахадыровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД Дом пионеров и школьников
Населённый пункт: п. Чишмы, Республика Башкортостан
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: "Публичное выступление. Тренинги ораторского искусства"
Дата публикации: 22.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План-конспект урока объединения «Школа социальной

активности «Перспектива» на тему:
«Публичное выступление. Тренинги ораторского искусства»
Цель:
Формирование навыков публичного выступления у обучающихся.
Задачи:

Образовательная:
обучить правилам построения содержания публичного выступления;
Воспитательная:
воспитать уверенную личность;
Развивающая:
развить навыки публичного выступления
Необходимое оборудование:
ручки, тетради, раздаточный материал для упражнения
Оргмомент:
приветствие, объявление новой темы
Новый материал:

Педагог:
Что такое публичное выступление?
Ученики:
Это выступление на сцене, перед публикой.
П:
Верно! Но это не только выступление на сцене, но и любое выступление, как, например, если вы отвечаете на уроке, семинаре, защищаете научную работу, участвуете в конкурсе и так далее. Давайте отметим в своих тетрадях, публичное выступление – это выступление не только на площадях и стадионах, по телевидению, и перед большой аудиторией. Публичным выступлением может стать и обращение к руководству, и беседа с новым работодателем, и общение в дружеской компании. Выступление на публике - это возможность наиболее выгодно подать себя (например, при соискании новой должности) и возможность оттачивать навык самопрезентации.
П:
А вы когда-нибудь выступали на публике?
У:
Конечно. Каждый день мы отвечаем в школе, мы выступаем на семинарах, участвуем в конкурсах, выступаем с музыкальными и театральными номерами.

П:
Так и есть. Давайте поговорим о том, как вы строите свое выступление?
У:
Мы пишем вводное слово, рассказываем об актуальности проблемы, затем идет основная часть и заключение как подведение итогов.
П:
Хорошо. Существует несколько ступеней построения публичного выступления. Давайте их отметим в тетрадях. Первая из них – это подготовительная, это одна из самых важных этапов. Здесь вы продумываете время и место вашего выступления, важно очень хорошо владеть информацией, которую вы будете доносить слушателям. И еще один важный момент – не нужно перегружать ваш доклад ненужной информацией и аспектов не должно быть много, то есть вы выбираете одну тему, один аспект и говорите только по-настоящему важную информацию. Приведите примеры, пожалуйста. (Примеры учеников)
П:
Правильно. Второй ступенью является налаживание связи с аудиторией. Здесь важно расположить людей к себе. Каким образом вы это будете делать?
У:
Говорить по теме, улыбаться, говорить понятным языком.
П:
В чем-то вы правы. Чтобы расположить слушателей к себе, необходимо улыбнуться им, ни в коем случае излишне не размахивать руками, потому что хаотичные движения рук отвлекут публику от темы вашего доклада. А вам спокойнее, когда в зале есть ваши знакомые, которые за вас болеют?
У:
Да! Конечно!
П:
Этот фактор так же входит во вторую ступень, когда докладчику необходимо сакцентировать свое внимание на нескольких слушателях из зала, которые так же доброжелательны к вам и заинтересованы темой вашего выступления. Какая одежда должна быть?
У:
Строгая, официальная.

П:
Правильно. Помимо того, что она строгая и официальная, она должна быть опрятная, выглаженная, спокойных цветов и не нужно много аксессуаров, они будут отвлекать публику. Далее, после того как мы наладили контакт со зрителями и привлекли их внимание, важно сохранить это внимание. Старайтесь не скрещивать руки, а умеренная жестикуляция позволена только выше области талии, потому что если руки будут опущены чуть ниже, это будет свидетельствовать о неуверенности в себе докладчика. Четвертая ступень – отстаивание своего убеждения. Что это значит? Как вы это понимаете, ребята?
У:
Если у слушателя другое мнение, то из-за этого не стоит терять самообладание.
П:
Правильно. Нужно сохранять спокойствие, улыбнуться, чтобы показать собеседнику уверенность в себе. Не отвлекайтесь на споры от доклада. Что дальше? Какова будет пятая ступень? Как вы думаете?
У:
Конец выступления.
П:
Правильно. Пятая ступень – это окончание выступления. Здесь акцент должен быть на дальнейшем продолжении общения, установление более длительных контактов, мотивация на сотрудничество. В заключении выступления следует чётко и громко повторить основную идею, ради которой и было ваше выступление, обязательно посмотрите в глаза слушателям, показав, что вам очень понравилось работать с ними. Например, уточните когда будет следующая встреча, на которой вы более подробно остановитесь на тех аспектах, которые в данном докладе были освещены недостаточно. Все понятно? Есть вопросы?
У:
Вопросов нет.
П:
Отлично! Тогда давайте перейдем к практике. Я подготовила для вас несколько интересных и развивающих тренингов. Первый из них называется «Связанные слова», целью этого упражнения является тренировка креативности речи. Суть упражнения в следующем: сейчас вы будете вытягивать по карточки, на которых написаны слова различного характера,
например, утка, зонтик, солнце и так далее, то есть никаким образом несвязанные между собой. Ваша задача – составить небольшую речь на две минуты, обыгрывая эти слова. То есть нужно составить логичное выступление. Начинаем!
П:
Давайте обсудим сложно ли вам было связать эти слова по смыслу? Придумать выступление? Почему? Обсуждение
П:
Следующее упражнение называется «Собеседование». Как вы думаете, что такое собеседование? Для чего его устраивают?
У:
Это такая процедура перед принятием человека на работу. Работодатель выясняет какими навыками владеет человек, справится ли он с работой.
П:
Правильно! Сейчас мы проиграем эту ситуацию. Вы делитесь на пары. Один из вас сейчас будет работодателем, второй – соискателем. Задача соискателя добиться должности. Затем мы поменяемся ролями. Обсуждение\
П:
Следующее наше упражнение называется «Продай свой недостаток». Цель упражнения уже говорится в своем названии. Сейчас каждый из вас должен определить свой самый главный и самый большой недостаток и попытаться продать его своему партнеру. Работаем так же в парах. Обсуждение
П:
И последнее на сегодня упражнение под названием «Дебаты». Это упражнение поможет вам в тренировка выступления перед группой, развитии навыка аргументации. Двое человек выходят со своих мест, становятся лицом к группе. Сейчас мы выберем тему, по которой каждый из участников дебатов будет выступать, время выступления 2 минуты. После выступления участник отвечает на вопросы слушателей. Его оппонент имеет право спрашивать первым. Затем выступает его оппонент в таком же формате, тоже 2 минуты.
После двух выступлений слушатели голосуют за каждого из выступивших и выбирают победителя. Обсуждение
П:
В конце нашего занятия хотелось бы раскрыть содержание стати из книги Игоря Манна « Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь », где он раскрывает небольшие секреты, которые были бы для вас полезны. Давайте их запишем. 1. Используйте каждую возможность выступить публично. Никогда не отказывайтесь, если вам предлагают. Если не предлагают, напрашивайтесь сами. Поначалу будет получаться не слишком хорошо, но с опытом волнения будет все меньше, а результат – все выше. Это как в развитии любого навыка – в спорте, в изучении иностранных языков, в искусстве. 2. При любом уровне владения навыком не пренебрегайте тщательной подготовкой. Изучайте детально тему, по которой будете выступать. Предположите, какие вопросы могут быть заданы, и подготовьте ответы на них. 3. Обязательно репетируйте. Не ждите, что многочасовая работа над слайдами позволит вам лучше подготовить речь. Чтобы подготовить речь, текст нужно проговорить. Выделите специальное время, отключитесь от всего, запритесь и проговорите речь в движении, подглядывая в тезисы. Таких репетиций может потребоваться несколько, и с каждым разом будет получаться лучше и лучше. Очень эффективна репетиция в условиях реальной, но заведомо доброжелательной аудитории – среди друзей, родственников, коллег. Хотите добиться большего эффекта – запишите одно из финальных выступлений на видео. Скорее всего, это вам не понравится, зато позволит объективно увидеть недостатки и успеть их исправить. 4. Преступник всегда возвращается на место преступления. Хороший оратор всегда приходит на место предстоящего выступления. Осмотрите зал, походите по сцене, поговорите в микрофон. В знакомом зале на знакомой сцене вы будете чувствовать себя гораздо увереннее.
5. Никогда не пишите текст выступления. Делайте только тезисы или интеллектуальную карту. Это позволит вам контактировать во время выступления с аудиторией, а не с листком бумаги или экраном компьютера. 6. Двигайтесь во время выступления. Перемещайтесь по сцене, жестикулируйте, поворачивайтесь. Я не призываю вас метаться, как загнанный зверь, но живость должна быть. 7. Во время выступления постоянно поддерживайте зрительный контакт со всей аудиторией. Особое внимание обратите на сидящих на флангах и в задних рядах. Старайтесь охватить взглядом весь зал. 8. Используйте прием привлечения внимания «вовлечение»: время от времени обращайтесь в зал с вопросом, просите прореагировать на что -либо поднятием руки, провоцируйте аплодисменты. 9. Отвечая на вопрос, обращайтесь ко всем слушающим вас, а не только к тому, кто его задал. Отвечайте предельно кратко и по сути. Кстати, если ответом не владеете, лучше признаться в этом откровенно: аудитория это воспримет гораздо лучше, чем попытки выкрутиться. Если вы не поняли вопроса, попросите его переформулировать. Если вы предложили задавать вопросы, а «народ безмолвствует», можете один-два вопроса задать себе сами и сами же на них ответить. Но чтобы подобного конфуза не случилось, в начале выступления предупредите, что можно будет задавать вопросы, и предложите слушателям записывать их для того, чтобы в нужный момент задать вопрос вслух или прислать записку. 10. Следите за регламентом. Репетируйте с секундомером, а во время выступления положите перед собой устройство, которое будет показывать вам, сколько времени длится выступление. Каждая лишняя минута выступления сверх заявленного снижает общее впечатление. Будьте пунктуальны еще и потому, что организаторы планируют следующие за вашим выступления, исходя из вашего ораторского профессионализма, в котором умение управлять временем выступления – одна из важнейших составляющих.

П:
Все ли вам понятно? Я надеюсь, что наше сегодняшнее занятие было для вас интересным и полезным и вы примете к сведению прозвучавшие сегодня советы. Вы сегодня все были молодцы! Спасибо вам большое! Всего доброго! До свидания!