"Написание текста инструкции"

Автор: Донченко Любовь Петровна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №316
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема: "Написание текста инструкции"
Дата публикации: 23.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА в 6а классе ГБОУ СОШ №315 СПб

Тема урока:
«Создание текста инструкции» (по УМК Рыбченковой)
Тип урока:
изучение нового
Цель урока:
достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Формы организации деятельности:
работа в группах, парах.
Опорные понятия:
деловое письмо, официально-деловой стиль речи, инструкция как жанр делового письма
Новые понятия:
инструкция как жанр сочинения
Образовательные ресурсы:
учебник, словари, интернет
Планируемый результат:
2.6.3.1. Соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы в процессе письма (в объёме содержания курса). 1.3.1.2. Создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на прочитанный (прослушанный) текст. 1.3.1.3. Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в зависимости от цели, темы, коммуникативного замысла, адресата, ситуации и условий общения Умение создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. Правописные и пунктуационные умения.
Этап урока

Деятельность учителя
(применяемые технологии, приёмы)
Деятельность учащихся
(формы организации деятельности)
Формируемые УУД
(зависит от целевой установки, типа и структуры урока)
Организационный

момент
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: готовность к сотрудничеству
Актуализация

знаний и фиксация

затруднений
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. Определение слова
инструкция
в словарях разных типов. Обмен информацией в группах. Личностные: самоопределение Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: общеучебные; логические: анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Постановка учебной

задачи.
Анализирует знания учащихся. Создаёт Ставят цели. Уточняют/формулируют тему Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание

Мотивация

познавательной

деятельности.
проблемную ситуацию. урока. Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
Построение проекта

выхода из

затруднения.

(Изучение нового

материала)
Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию.
Составление схемы
«Официально-деловой стиль речи» Определение требований к написанию инструкции (материал прилагается)
Самопроверка по шаблону
Личностные: Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Первичное

закрепление
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Анализ инструкции по эксплуатации электрочайника Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Самостоятельная

работа (с

самопроверкой по

эталону)
Организует деятельность учащихся по применению новых знаний Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Упр 550 (учебник)
Взаимопроверка по шаблону
Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Этап продуктивного

использования

полученных знаний
Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях Самостоятельная работа. Упр 552 Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Рефлексия

деятельности

(итог урока)
Организует рефлексию. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка Познавательные: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Домашнее задание
Инструктирует учащихся Анализируют и выявляют степень готовности Упр 551 Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности
Дополнительные материалы Инструкция по выбору компьютерной игры В мире существует множество компьютерных игр. Компьютерные игры могут принести как вред - ухудшение зрения, нервный стресс, так и пользу - развитие различных навыков, получение новых знаний. Игры делятся на возрастные категории: +18, +16, +12, +6, +0. По тематике они подразделяются на игровые категории: экшен, хоррор, стратегия и инди. Выбор хорошей игры может занять много времени. 1. Определитесь с жанром игры . 2. Зайдите в интернет и наберите название жанра. 3. Найдите игру, которая понравится вам по описанию и подойдёт вам по возрасту. 4. Посмотрите на цены и найдите подходящую игру. 5. Найдите магазин, где игру можно купить. 6. Обязательно заручитесь согласием родителей на покупку понравившейся вам игры. Внимание: все эти действия можно сделать, применив поисковый фильтр.


Официально-деловой стиль — это такая разновидность литературного языка, которая обслуживает

сферу

официальных деловых отношений : отношения между государственной властью и населением, между странами,

между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом.

Функция
делового стиля заключается в том, что он придает изложению характер документа и тем самым переводит отраженные в этом документе различные стороны человеческих отношений в ряд официально-деловых.
Для официально-делового стиля характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость,

компактность изложения.


Официально-деловой стиль подразделяется на две разновидности:

1. Официально-документальный
подстиль включает язык дипломатии и язык законов. Его основной жанр — это выступления на приемах, доклады, законы, международные договоры, официальные сообщения.
2. Обиходно-деловой
подстиль включает служебную переписку и деловые бумаги (заявление, справка, приказ, акт, инструкцию и др.) Наиболее общим отличительным признаком официально-делового стиля является намеренно сдержанная, строгая, безлично-объективная тональность (официальная окраска), служащая выражению констатирующего и предписывающего характера документов. В официально-деловом стиле высок уровень общения и в то же время конкретизация, так как в текстах отражаются конкретные ситуации, есть указание на конкретных лиц, предметы, даты. Отличительным признаком стиля является также широкое использование стандартных языковых средств выражения. К тому же стандартизация затрагивает в официально-деловом стиле не только языковые средства, элементы формы, а весь документ или письмо в целом.
Выделяют следующие виды документов по функциональному значению:

Организационно-распорядительные документы
(приказ, постановление, распоряжение, протокол, инструкция, поручение и т д)
Информационно-справочные документы
(докладная записка, предложение, представление, заявление, письмо, протокол, акт, справка, инструкция)
Административно-организационные документы
(планы, уставы, правила, отчеты, контракты
Личные документы
(автобиография, дневник, письмо, мемуары или иной записанный или воспроизведенный человеком
документ
...
Деловые письма
(благодарственное письмо, гарантийное письмо, информационное письмо, рекламация и т д)
Реквизиты инструкции:
1. Наименование вида документа 2. Краткая формулировка содержания документа
3. Текст инструкции
ИНСТРУКЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЧАЙНИКА
Мощность и напряжение прибора должна соответствовать мощности и напряжению Вашей электросети. Чайник может использоваться только в вертикальном положении на подставке, входящей в комплектацию. Электрический прибор предназначен исключительно для бытового применения. Использование прибора в коммерческих целях недопустимо! При использовании чайника всегда следует придерживаться следующих правил:  Не устанавливайте прибор на мокрых, скользких и горячих поверхностях. Рекомендуется располагать чайник и шнур питания вдали от края рабочей поверхности, прямых солнечных лучей и влаги. Располагайте чайник в местах, труднодоступных для детей и людей с ограниченными возможностями.  Проверьте правильность расположения чайника на подставке перед включением питания.  Используйте чайник только для нагрева воды, никогда не используйте прибор для нагрева других жидкостей.  Не включайте чайник, если уровень воды в нем выше максимального и ниже минимального (250 мл). Если чайник переполнен, вода во время кипения может перелиться через край и обжечь Вас. При случайном включении чайника без воды или при полном выкипании сработает аварийное устройство отключения.  Перед включением чайника убедитесь, что крышка закрыта должным образом. Никогда не открывайте крышку чайника во время кипячения и до остывания корпуса чайника.  В процессе работы корпус чайника становится горячим, поэтому следует брать его только за ручку.  Ни в коем случае не помещайте чайник и его подставку в воду или другую жидкость.  Не допускайте контакта электрических элементов с водой.  Не располагайте чайник, подставку или шнур питания вблизи горячих поверхностей.
 В случае попадания жидкости на подставку прибора немедленно отключите ее от электросети.  Периодически проверяйте чайник, подставку и шнур питания на наличие возможных повреждений.  В случае обнаружения любых неисправностей необходимо прекратить использование прибора и обратиться в специализированный сервисный центр. Ни в коем случае не пытайтесь отремонтировать прибор самостоятельно.
ВНИМАНИЕ!
 Перед первым использованием чайника наполните его до максимального уровня холодной водой и доведите до кипения, после чего слейте воду. Упражнение 550 Р
а
зогрейте масло на ск
о
вороде. Выр
е
жьте в середине кусочка хлеба сердечко или кружоч
е
к
,
поджарьте с одной стороны в масле. Перев
е
рните хлеб
,
разбейте туда яйцо так, чтобы ж
е
лток остался целым, пр
и
правьте солью и перц
е
м и накройте крышкой. Через пять минут, когда желток «схвати
тся
», блюдо готово. Посыпьте зел
е
нью и под
а
вайте. Упражнение 552.
А

Б

1.Определите тип речи и стиль текста.
Описание, официально-деловой стиль.
2.Выпишите из текста антонимы.
Правая-левая, согните-вытяните,

сгибания- выпрямления..
2.Определите лексическое значение слова ОПОРНАЯ ( в данном тексте).
Опорная(нога)- та, на которую

приходится опора, в прыжке

толчковая нога.
3.Определите наклонение выделенного глагола в предложении. Я знаю, вы
научитесь
кататься на коньках.(
Изъявительное, в буд.

времени)
Выпишите из текста глаголы в повелительном наклонении.
Поставьте, согните, вытяните,

оттолкнитесь, постарайтесь
4.В каком наклонении употреблён в тексте глагол
оттолкнитесь
?
В повелительном, у него суффикс гл

пов. накл –и-.
4.В каком наклонении употреблён в тексте глагол
достигается
?
В изъявительном, в настоящем

времени.