Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Власова Ирина Юрьевна
Должность: методист СП
Учебное заведение: СП "Детский сад №5" ГБОУ ООШ №7 г.Сызрани
Населённый пункт: г.Сызрань, Самарская область
Наименование материала: методический материал
Тема: Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Дата публикации: 24.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях

реализации ФГОС ДО
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в нашем дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что во ФГОС ДО отдельно выделены требования к развивающей предметно- пространственной среде (п.3.3. ФГОС ДО). Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому созданная в учреждении развивающая предметно- пространственная среда многогранно влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Понятие развивающая предметно-пространственная определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт педагогический коллектив разработал и реализовал педагогический проект по организации и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в период введения и реализации ФГОС ДО.
Цель проекта:
разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и пред- метно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО; 2. Организовать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополу- чию детей с учетом их потребностей и интересов; 3. Создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игро- вой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творче- ской, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспи- танников; 4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развива- ющей предметно-пространственной среды; 5. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере. Для выполнения данных задач мы провели анкетирование педагогов и родителей с целью изучения их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности по созданию развивающей предметно-пространственной среды. В результате проведенного анализа было выявлено, что педагоги испытывают трудности в создании и организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с современными требованиями, а также в оснащении центров необходимым материалом. Совместно было решено создать творческую группу, в которую вошли воспитатели нашего учреждения. На 2013-2014 учебный год творческой группой был разработан план методической работы по реализации педагогического проекта по созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с
требованиями ФГОС ДО в который были включены цели, задачи план мероприятий по реализации данного проекта. Мы начали свою деятельность с изучения нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна. Провели анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Концепцией дошкольного воспитания (В.В. Давыдова, В.А. Петровского, 1989 г.)
,
Концепцией построения развивающей среды в дошкольном учреждении (В.А. Петровского, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г) и другими. Члены творческой группы провели изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах; разработали проект организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. В данный период нами были разработаны и проведены тематические консультации: «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения», «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы»; «Организация декоративно-оформительской работы», «Особенности работы педагогов по организации предметно-пространственной среды в разных возрастных группах». Перед нами встала задача подготовить оснащение методического кабинета по данной теме. В помощь воспитателям были организованы выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалы, чертежи, публикации из журналов по вопросам эстетического оформления помещений) Совместно с творческой группой составили и периодически пополняем:  видеотеку по теме: «Развивающая предметно-пространственная»,  методическую копилку: рекомендации по организации развивающей предметно- пространственной среды в разных возрастных группах, по зонированию групповых помещений согласно принципам построения развивающей среды,  фототеку «Мы играем»,  составлены картотеки: по центрам активности по всем возрастам, атрибутов цен- тров. Был подготовлен и проведен обучающий семинар для педагогов по теме «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в детском саду с учетом ФГОС». В соответствии с рекомендациями по организации построения развивающей предметно-пространственной среды педагоги старались подобрать различные варианты, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы, кабинетов специалистов в детском саду. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей, располагались в разных функциональных зонах. Большое внимание педагогами нашего детского сада было уделено обогащению предметно – игровых зон в группах, которые отвечали бы современным требованиям и способствовали развитию самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста. В настоящее время педагоги стараются создать условия, способствующие позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей «Социально- коммуникативной», «Познавательной», «Речевой», «Художественно-эстетической», «Физической». Все виды детской деятельности (игра, общение, познавательно-исследовательская
деятельность и др.) в пределах каждой образовательной области должны реализовываться на основе потенциала развивающей предметно- пространственной среды ДО. Педагоги учитывают всё, что может эффективно способствовать всестороннему развитию наших воспитанников, обеспечивать психическое и эмоциональное благополучие с учётом склонностей, интересов, уровня активности каждого ребёнка. Организуют предметную среду в группах, музыкальном зале, раздевальных комнатах. Также наши педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно- игровая среда в детском саду отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изобразительной деятельностью, опытно- экспериментальной работой и т. д. Воспитатели создают атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в ДОУ развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников. При создании предметно-пространственной среды в нашем детском саду педагогический коллектив руководствовался требованиями ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, материалы и оборудование подбираются такие, которые помогают нам создавать оптимально насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную среду. В построении предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия воспитанников, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. В группах созданы условия, при которых ребенок чувствует себя психологически защищенным. Информативность среды была достигнута нами с помощью разнообразия тематики материалов и оборудования. Это позволило обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие развивающей предметно-пространственной среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программа – образовательной программы дошкольного образования.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в нашем учреждении, мы стремились к тому, чтобы окружающая детей обстановка была уютной, комфортной, гармоничной и эстетичной, ведь красота формирует личность ребенка. Как «театр начинается с вешалки», так и организация пространства нашего детского сада начинается с оформления холлов. В нашем детском саду оформлены уголки: «Правила дорожного движения должны знать все без исключения!»; «Информация для родителей»; «Наши достижения»; «Музыкальный калейдоскоп»; а также проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества наших воспитанников. Большое внимание мы уделили оформлению уголков в группах и кабинетах, предлагаемых ребенку демонстрационных пособий, раздаточного материала, игр и игрушек. Реализация принципа педагогической целесообразности помогла сделать наш детский сад привлекательным для детей, побуждает их к самостоятельной активной творческой деятельности, вызывает у них чувство радости, создает положительный эмоциональный настрой, вызывает у детей желание поддерживать порядок в уголках и воспитывает бережное отношение к тому, что их окружает. Современные возможности позволяют придерживаться в оформлении учреждения единого стиля. Приобретая мебель и игровое оборудование, стремимся к тому, чтобы они гармонировали друг с другом, отдаем предпочтение теплым, пастельным тонам. Развивающая предметно - пространственная среда групп создана с учетом доступности, открытости каждому воспитаннику. Мы организуем ее так, чтобы детям был обеспечен выбор и доступность различных предметов, материалов, игр в самостоятельной деятельности, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет воспитанникам объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы. Интеграция образовательных областей позволяет использовать материалы и оборудование из одной области в ходе реализации задач другой области. Наполняемость среды обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, учитывает возрастные возможности и особенности воспитанников, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Созданная нашим педагогическим коллективом развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальный психологический комфорт каждому воспитаннику, создает возможность для реализации его права на свободный выбор вида деятельности. В нашем ДОУ постоянно проводятся смотры-конкурсы центров сюжетно-ролевой игры, познавательно-исследовательской деятельности, сенсомоторного развития, природы, краеведения. В конце года было разработано положение и объявлен заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в группах, где основными критериями стало создание игровых центров. Созданные центры пополняются и расширяются с учетом возрастных особенностей детей, развития и становления этапов формирования игры. Развивающая предметно-пространственная была создана не только в групповых помещениях, но и на участках детского сада: это различные машины, пароходы и паровозы с вагончиками, космические ракеты, домики со столиками и скамеечками, лошадки и жирафы и многое другое. В результате разнообразия игрового содержания, доступности и удобства размещения материалов и оборудования, каждый ребенок выбирает игру в любом центре. В нашем детском саду обобщён опыт работы воспитателей по теме «Организация развивающей предметно - пространственной среды для сюжетно-ролевых игр на участке
детского сада», «Гендерный подход в процессе организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ», «Сотрудничество педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Результатом проделанной работы стало обогащение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ, воспитатели стали применять современные подходы в организации среды, обобщен опыт работы педагогов по тематике создания и организации развивающей предметно-пространственной среды. Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно- пространственной среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева