"Наша Армия – самая сильная" ко Дню защитника отечества.

Автор: Третьяков Денис Сергеевич
Должность: офицер-воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ КШИ г.о. Прохладный
Населённый пункт: г. Прохладный, КБР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наша Армия – самая сильная" ко Дню защитника отечества.
Дата публикации: 24.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Выполнил: офицер – воспитатель Третьяков Д. С.

Тип занятия: тематический классный час.

Тема: «Наша Армия – самая сильная» ко Дню защитника отечества.

Цель: Формировать чувство патриотизма, создать у детей радостное

настроение, вызвать эмоциональный подъем.

Задачи:

Обучающие задачи: ознакомить обучающихся с историческим прошлым своей

Родины, расширить представление детей о защитниках Отечества, закрепить знания

детей о Российской Армии, познакомить с историей возникновения праздника 23

февраля.

Развивающие задачи: развивать память обучающихся, обогащать речь,

эрудицию и интеллект детей.

Воспитательные задачи: на примерах защитников родной земли пробудить у

обучающихся чувство уважения и восхищения их мужеством и храбростью;

воспитывать у детей чувство патриотизма, понимание важности и необходимости

защиты своей родной страны от врагов.

План тематического классного часа

:

1.Организационно – мотивационный этап.

«Самоопределение в деятельности». (5минут)
(слайд №1)
Офицер-воспитатель
приветствует учеников. Создает позитивную атмосферу, предлагая прослушать стихотворение об армии в исполнении ученика для введения в тему и создания ситуации самостоятельного определения темы.
Ученик 1
: Об армии любимой Знает стар и млад И ей, непобедимой, Сегодня каждый рад. Есть в армии солдаты, Танкисты, моряки, Все сильные ребята, Им не страшны враги! Стоят ракеты где-то, И на замке граница. И так чудесно это, Что нам спокойно спится!
Ученик 2
: Армия родная – Защитница страны, Оружием и мужеством Хранит нас от войны.
Офицер-воспитатель:
Товарищи кадеты, давайте попробуем вместе обозначить тему нашего мероприятия. Ученики высказывают свои версии, проводится обсуждение. (слайд №2).
Офицер-воспитатель:
Все были близки
,
тема занятия «Наша Армия – самая сильная!». Сегодня мы совершим с вами познавательный «марш-бросок» в историю развития российской армии (слайд №3) И нам не обойтись без «плана боевых действий» (цели): 1. Ознакомиться с военно - историческим прошлым своей Родины и и ее героями; 2.Расширить представление о защитниках Отечества; 3. Познакомиться с историей возникновения праздника 23 февраля.

2. «Учебно-познавательная и преобразовательная

деятельность» (30 имнут).

Часть 1. Экскурс в историю армии и военных действий нашей страны
. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». Становление и развитие государства тесно связано с его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Защита своих границ или походы на соседние территории требуют наличия армии и флота. Так было и с Россией. (слайд 4) О первых защитниках нашей Родины мы с вами можем узнать из былин и сказах. Это Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алеша Попович. Наша армия имеет древнюю и славную историю. Руссы — так в древности звали наших предков — были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли. (Слайд 5) Первые военные походы русских связаны с именами русских князей Рюрика, Игоря и Олега, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. И первые походы осуществлялись дружинами князей, формировалось народное ополчение. (Слайд 6) Как и любое государство, Киевская Русь прошла период феодальной раздробленности, что привело к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпор татаро-монгольским ордам и долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться. (слайд 7) В это же время новгородским князьям пришлось отражать нападение немецко-шведских агрессоров с северо-запада, здесь и проявил свой военный талант Александр Невский. (Слайд 8) Через полтора столетия после начала монгольского нашествия Русские земли, объединившиеся под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. (Слайд9) Окончательное свержение монгольского ига произошло при Иване III в 1480 году. Причем, Иван III вносит ряд изменений в военное дело, в частности, войска теперь возглавляет главный воевода, а не глава государства. (Слайд 10) Одним из узловых моментов русской истории является царствование Ивана Грозного (1547-1584). Россия достигла значительного территориального расширения на востоке, перешагнув за Урал, начав освоение Сибири, на западе вступила в борьбу за выход к Балтике, побежден вековой враг - Ливонский орден. Начинает складываться регулярная армия, создается стрелецкое войско. Важной заслугой Ивана Грозного является развитие русской артиллерии. (слайд11) Однако окончательное создание регулярной армии связано с именем Петра I. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. Солдатский состав набирался из крестьян и других сословий, офицерский корпус – из дворян. Строится военно-морской флот. Все реформы Петра связаны с превращением России в великую державу, а как следствие были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны. (слайд 12) В XVIII веке в Семилетней войне (1755–1762), Русско-турецкой войне (1768–1774), в столкновениях со Швецией, Францией проявляется военный талант Потемкина, Румянцева, Ушакова, Суворова. (Слайд 13) XIX век также вписал ряд ярких и горьких страниц в военную историю страны. Русская армия участвует и побеждает в отечественной войне 1812 года и Русско- турецкой войне 1877–1878 годов.
(Слайд 14
)
В ходе первой мировой войны в России произошли ряд изменений. В первую очередь, это касалось структуры армии (в офицерский корпус входят представители других сословий, а не только дворяне). Эта война приводит к краху Российской империи. Революции в1917 году и к гражданская война приводят к становлению советской власти и созданию
советской армии (23 февраля 1918 года).

Часть 2. Интеллектуальная разминка работа в группах.

Офицер-воспитатель:
Товарищи кадеты, предлагаю вам немного отвлечься от истории нашей доблестной армии. Известно, что без воинской мудрости невозможно одержать победу ни в одном сражении. Заместитель командира взвода Джамалов Казбек подготовил для вас интеллектуальную разминку.
Ученик 3
: Разделитесь на 2 команды. Вам дано 6 пословиц об армии и военной службе Только слова эти перепутались. Собрав пословицы, вы соберёте крупицы воинской мудрости. (слайд) (Задание в карточках: Умелый …боец – везде молодец. Офицер … – в доблести пример. Военному …делу учиться – всегда пригодится. Маскировка … – это хитрость и сноровка. Друг друга поддерживать… - победу одерживать. Друг за друга стой… - выиграешь бой.). (слайд 15)
Ученик 3 проводит проверку, зачитывая первые строки поговорок и

спрашивая поочередно ответы с опорой на слайд и подводит итог:
Ну что ж, кадеты не подкачали. Крупицы военной мудрости собрали! Во всех испытаниях показали сноровку. И хорошую военную подготовку!
Часть 3. Знакомство с историей праздника 23 февраля.

Офицер-воспитатель:
А нам пора продолжать разведывательную операцию по изучению истории Армии России. В первой части урока вы ознакомились с некоторыми секретами становления нашей армии до начала 20 века. Скажите, пожалуйста, какая дата считается датой основания советских войск?
Ученики:….
23 февраля 1918 года
Офицер-воспитатель:
Давайте подумаем, что сейчас представляет эта дата для россиян?... 23 Февраля... Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. Этот день отмечают во всех родах войск: сухопутных, морских, воздушных. Наши воины защищают просторы Родины на земле, в море, и в воздухе. В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной армии, впоследствии он был переименован в День Советской армии и Военно-морского флота, и вот уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Служить Отечеству значит оберегать мирную жизнь нашего народа, хранить честь и достоинство своей Родины.
Офицер-воспитатель
предлагает просмотр видео об истории праздника…. Вы ознакомились с историей праздника 23 февраля. С тоит отметить, что солдат Российской Федерации на протяжении всей истории показывает образцы мужества, смелости, героизма. А сама дата 23 февраля давно стала специальным днем для сплоченного российского народа. ... (слайд 16)
Часть 4.

Применение приема «Мозговая атака».
Товарищи кадеты, пришло время совершить «мозговой штурм». На ваших партах лежат конверты с 14 буквами. Вы должны составить из всех этих букв 1-но слово. Подсказка: это воинское звание. … (слайд 17)
Генерали́

ссимус
(от лат. generalissimus — «самый главный») — высшее воинское звание (воинская должность , почётный военный титул) во Франции, Священной Римской империи ,
дореволюционной России, СССР, Швеции, Испании, Мексике, Китае, КНДР и других государствах. Исторически данный термин использовали для обозначения главнокомандующего вооружёнными силами и командующего армией государства.
Часть.5 Знакомство с великими полководцами нашей Родины.

Офицер-воспитатель:
Как вы уже догадались, следующая наша задача – вспомнить некоторых прославленных военачальников нашей страны и узнать о них интересную информацию. Отечественная военная история богата славными именами полководцев, которых по праву можно назвать великими.
(слайд 18) 1. Олег Вещий:
Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, – это легендарный правитель Руси конца IX – начала Х вв. Прежде всего, при нем было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. Князь совершил удачный поход на Константинополь, наведя ужас на греков и не пролив ни капли русской крови. Получил богатые дары и выгодные торговые условия для русских купцов. За сей успех Олега стали именовать Вещим.
(Слайд 19) 2.Князь Александр Невский:
Князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский. Выдающийся русский полководец и государственный деятель. Его победы в Невской битве над многочисленным шведским отрядом (15 июля 1240) и в битве на Чудском озере («Ледовое побоище» в апреле 1242) над ливонскими немцами принесли ему посмертную славу. Образ святого князя Александра Невского был объявлен символом нации в 2008 году путем всеобщего российского голосования.
(слайд 20)

3.Дмитрии Донской:
Княжение Дмитрия Донского (1359-1389) оказалось переломной эпохой не только в истории Московского княжества XIV в., но и в истории всей Руси. Князь Дмитрий Иванович первым из московских правителей начал борьбу за освобождение русских земель от ордынской зависимости, под его руководством была одержана первая крупная победа над Золотой Ордой 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле. При нем был построен белокаменный Московский Кремль - первая каменная крепость на территории города Москвы. Причислен к лику святых в 1988 г., в год тысячелетия крещения Руси.
(слайд 21) 4. Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин:
Благодарная Россия будет всегда помнить о гражданине Минине и князе Пожарском. Долгое время продолжалось на Руси смутное время: государя не было, « враги покорили многие города русские, и иноверцы царствующим градом Москвой завладели» . 04 Ноября 1612 воины русского ополчения, руководимые Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, освободили Москву от польских захватчиков. 4 ноября объявлен Днем независимости России.
(слайд 22
)5.
Александр Васильевич Суворов (1729—1800):
великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России. Генералиссимус российских сухопутных и морских сил, кавалер всех российских орденов своего времени. «Не проиграл ни одного сражения (более 60 сражений), причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля». (Сражение при Рымнике 11 сентября 1789-го года; Сражение при Козлуджи. 9 июня 1774; Штурм Праги. 4 ноября 1794; Швейцарский поход Суворова. Сентябрь-октябрь 1799).
(Слайд 23) 6.Михаил Илларионович Кутузов
( 1745-1813): Великий русский полководец, ученик А. В. Суворова Генерал-фельдмаршал. Главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Его жизнь прошла в сражениях. Личная храбрость принесла ему не только множество наград, но и два ранения в голову - оба считались смертельными. То, что он оба раза выжил и вернулся в строй и одержал победу над Наполеоном кажется невероятным.

3. «Рефлексивная деятельность» ( 10 минут)

1. Подведение итогов:

(Слайд 24-29)

-
чтобы подытожить наше мероприятие я предлагаю проявить в очередной раз вашу кадетскую смекалку. Посмотрите на доску, перед вами зашифрована военная цитата. На каждом слайде содержится ребус = 1 слову. Разгадка: «Есть такая профессия – Родину защищать» - «Есть такая профессия - Родину защищать» - эта цитата из фильма «Офицеры» говорит сама за себя, но по моему мнению, это не профессия, а призвание. Каждый является защитником своей Родины, какой бы она ни была: маленькая или большая. Но это все же Родина, и каждому она дорога.
-
Товарищи кадеты, сегодня мы с вами совершили небольшое путешествие в историю нашей армии на разных этапах ее развития до начала 20 века. Давайте подведем итоги, что нового вы сегодня узнали, какие выводы сделали?...
2. Самоценка.

Товарище кадеты давайте оценим нашу сегодняшнюю работу и старания! На

доске висят 2 погона, но они почему то без звезд. Те кому понравилось занятие, кто

не испытывал никаких трудностей, все удавалось легко прикрепляют оранжевые

звезды к погону «Генерал Успех». Те кому чем-то не понравился классный час, кто

испытывал недопонимание, скуку отдают свои звезды «Генералу Невезуха».

Как показывают наши погоны мы поработали плодотворно, но нам все же

есть к чему стремиться. Спасибо за внимание, вольно.