"Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики"

Автор: Еремина Анастасия Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБУО "Центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: город Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики"
Дата публикации: 25.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики
Наркомания - многоликое зло и, что наиболее ужасно, она нередко привлекает в свои козни ребенка, безвозвратно разрушая его самочувствие, уродуя личность, порождая злость и жестокость В социологии насчитываются десятки теорий, рассматривающие специальные предпосылки происхождения и течения наркотизма. Их разрешено условно подразделить на личностные, межличностные и теории, рассматривающие взаимоотношения человека и сообщества. Личностные теории рассматривают наличие нарушений или особенностей личности, причинно связанных с потреблением наркотиков. Согласно теории личной неполноценности, пристрастие к наркотикам проистекает у лиц, до этого только подростков, с незрелой мотивационной сферой, неспособных противостоять социальному окружению, провоцирующему потребление наркотиков. Теории межличностного общения в качестве причин, влияющих на потребление наркотиков, рассматривают деятельность личности и ее ближайшего общественного окружения. Модель семейных проблем разбирает стадии развития семьи или кризисы, в ходе которых появляются разные стресс- факторы как внутреннего, так и наружного происхождения, действующие на потребление наркотиков. Теория социально-психологических связей рассматривает структуру проблемного поведения подростков в контексте особенностей социализации, воздействия семьи и акцентуации личности. Согласно теории наркотической субкультуры потребление наркотиков зависит от: а) предшествующего эксперимента употребления алкоголя, б) социальных причин – удачливости в собственной жизни, связей с семьей, политических и религиозных убеждений и пр. и в) наличием референтной группы, где принято или не принято потребление наркотиков. Условно разрешено отметить 4 главные группы причин, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и алкоголизации и наркотизации
в частности. 1. Нравственная незрелость личности: негативное известие к обучению, неимение социально одобряемой энергичности и социально важных установок; узкий круг и неустойчивость интересов, неимение увлечений и духовных запросов; дисбаланс в вопросах профориентации, неимение установки на трудовую активность, недостаток мотивации достижений, уход от серьезных ситуаций и решений; потеря "смысла жизни", видения путей развития собственной личности; терпимость к пьянству, наркотикам. 2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; частая занятость родителей; неимение братьев и сестер; искаженные семейные дела, приводящие к неверному изучению социальных ролей, неверное воспитание; раннее (12-13 лет) правило самостоятельной жизни и раннее избавление от опеки родителей; простой и неуправляемый доступ к деньгам и недопонимание того, как они достаются; пьянство или наркомания у кого-то из близких родственников или близких людей; маленький просветительный уровень родителей. 3. Индивидуально-биологические характеристики личности: потомственная отягощенность в отношении психологических болезней и алкоголизма, томные соматические болезни; органические поражения мозга, умственное недоразвитие и психический инфантилизм. 4. Индивидуально-психологические и нервно-психические особенности личности: низкая приспособленность к эмоциональным перегрузкам, завышенная тревожность, импульсивность, предраспололженность к опасному поведению, недостаточная социальное приспособление, в особенности в трудных критериях, разной выраженности акцентуации нрава, в большей степени конформного, гипертимного, неуравновешенного типов, неврозы и психопатии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что часто создание наркотической зависимости уходит корнями в ближайший круг грядущего болезненного наркоманией – в его семью. Для проведения мероприятий первичной и вторичной профилактики наркозависимости, подключая зависимость от табака и алкоголя, нужно хорошо знать индивидуальность каждого ребенка в группе, иметь психолого-
педагогическую характеристику на каждого из них. Анализ научных трудов русских экспертов, занимающихся проблемой наркозависимости, показал, что рвение к наркотикам появляется в том случае, если их использование понижает степень генерализованной неудовлетворенности, являющейся фоновой чертой жизни ребенка. Наибольший риск приобщения к наркотикам имеют дети, семьи которых имеют все шансы быть отнесены к одному из последующих видов: деструктивная, распадающаяся, неполная или ригидная семья. Таким образом, процесс приобщения к наркотикам может быть рассмотрен, как система отношений между ребенком, семьей, наркокультурой и социумом, где семья – источник обстоятельств наркотизации, наркокультура – аппарат приобщения к наркотикам, сообщество – ограничение распространения наркомании, а ребенок – субъект, устанавливающий их взаимодействие. Важным курсом первичной профилактики наркомании является создание домашней политики, нацеленной на улучшение семьи, как общественного института. Реализация проектов и программ первичной профилактики наркомании обязана прогнозировать повышение статуса данной деятельности в образовательном учреждении.
Список литературы:
1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова – М., 2013.- 228 с. 2. Галичкина О. В. Система работы по профилактике наркомании / О.В. Галичкина - Волгоград, 2011. - 284 с. 3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф.Дивицына – Ростов на Дону, 2015г. – 223 с. 4. Жирова Т. М. Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников / Т.М. Жирова - М., - 2012. – 334 с.