"Первая медицинская помощь при различных видах травм. Терминальные состояния"

Автор: Дудуп Дорж Алексеевич
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ с Нарын
Населённый пункт: село Нарын Эргзинского района Республики Тыва
Наименование материала: Конспекты уроков по ОБЖ в 10 классе
Тема: "Первая медицинская помощь при различных видах травм. Терминальные состояния"
Дата публикации: 26.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспекты уроков по ОБЖ в 10 классе

Блок 1, 2: Первая медицинская помощь при различных видах травм.

Терминальные состояния.

Блок 3: Экстренная реанимационная помощь.
Учебные вопросы, основное содержание уроков: Блок 1: 1. Первая медицинская помощь при различных видах травм.. 2. Первая медицинская помощь при ранениях. 3. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика. 1. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях и травмах. 2. Первая медицинская помощь при переломах. Цели проведения урока блоков 1, 2: По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ранениях; навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах, открытых и закрытых переломах. Основное содержание учебных блоков № 1, 2: Теоретическая часть. Понятие о кровотечениях, Классификация и характеристика кровотечений Причины, вызывающие кровотечения. Ха- рактеристика наружного кровотечения. Признаки артериального и венозного кровотечения. Способы временной остановки кровотечения. Капиллярное Кровотечение и способы его остановки. Характеристика и признаки внутреннего кровотечения. Рекомендации по остановке внутреннего Кровотечения. Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Повязки, их виды и назначение. Правила наложения повязок. Практическая часть. Отработка приемов и способов временной остановки наружного кровотечения: путем пальцевого прижатия артерий, наложением давящей повязки, наложением жгута и жгута-закрутки, максимальным сгибанием конечности, приданием возвышенного положения поврежденной конечности. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при большой открытой ране и при незначительных открытых ранениях. Отработка приемов наложения повязок» на различные части тела. Ушибы и их признаки. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при
ушибах. Растяжение связок и повреждение кровеносных сосудов, их признаки. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при растяжении. Разрывы связок и мышц, их признаки. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при разрывах связок и мышц. Вывихи и их признаки. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при вывихах. Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при открытых и закрытых переломах. Отработка основных правил транспортной им- мобилизации верхних и нижних конечностей. Вопросы для самоконтроля и проверки полученных знаний: 1. Какое кровотечение называется наружным, а какое внутренним? 2. Назовите признаки сильного наружного артериального и венозного кровотечений. 3. К какому виду можно отнести кровотечение, если кровь из раны вытекает непрерывно, спокойно и имеет темный цвет? 4. Каковы правила оказания первой медицинской помощи при крово- течениях? 5. Какие вам известны способы временной остановки кровотечения? Для каких целей предназначена давящая повязка. 7.Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки? 8. В каких местах нужно прижать артерию, чтобы остановить кровотечение? 9. Как правильно наложить жгут при повреждении крупных артериальных сосудов ног и рук? 10. При кровотечении из руки или ноги врачи рекомендуют поднять руку или ногу. Как вы думаете, зачем? 11. Назовите признаки внутреннего кровотечения. 12. Что необходимо делать и какие рекомендации выполнять при внутреннем кровотечении? 13. Как классифицируют раны? 14. Что нужно делать для профилактики загрязнения ран? 15. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при обширной и незначительной открытой ране. 2. Травмы: Какие виды повреждений относятся к закрытым травмам? 2. Что называется ушибом? 3. Какими признаками характеризуется ушиб? 4. Дайте определение растяжения. 5. Назовите характерные признаки растяжения. 6. В результате чего человек может получить растяжение связок, мышц и сухожилий? 7. Назовите признаки разрыва связок. 8. Какими признаками характеризуется разрыв мышц? 9. Что называется вывихом? 10. Что называется переломом? 11. Какие виды переломов существуют и как оказать первую медицинскую помощь при них? 12. Назовите основные принципы транспортной иммобилизации. Блок 2
: Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и

повреждении позвоночника.


Основные учебные вопросы блока № 2
1. Нарушения нервной системы, требующие оказания первой медицинской помощи. 2. Сотрясение головного мозга. 2. Первая медицинская помощь при повреждениях грудной клетки. 3. Первая медицинская помощь при повреждениях и ранениях живота. 4. Первая медицинская помощь при повреждениях области таза. 5. Понятие о травматическом шоке. Правила оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке. Цели: По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при травмах головы и позвоночника; навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при травмах грудной клетки, живота и области таза; навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке. Основное содержание учебного блока: Теоретическая часть. Понятие о черепно-мозговой травме. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника. Сотрясение головного мозга, признаки и симптомы. Практическая часть. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при травмах головы или позвоночника. Отработка правил им- мобилизации при травмах головы и позвоночника. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при сотрясении мозга. . Опасности травм грудной клетки. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при переломе ребер. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при переломе грудины и закрытом пневмотораксе. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при переломе грудины и открытом пневмотораксе. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при повреждении живота. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при ранении живота Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при переломе костей таза. Контрольные вопросы и вопросы для самоконтроля и контроля уровня полученных знаний: 1. Назовите причины травм головы и позвоночника. 2. Какие признаки и симптомы указывают на травму головы и позвоночника? 3. Какие последствия могут вызвать травмы позвоночника. 4. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при травмах головы и позвоночника. 5. Какая первая помощь оказывается при подозрении на сотрясение головного мозга? 6. По каким причинам происходят травмы грудной клетки? 7. Какие осложнения могут вызвать травмы грудной клетки? 8. Что такое пневмоторакс? Чем
отличается закрытый пневмоторакс от открытого? 9. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при: а) переломе ребер; б) переломе грудины и закрытом пневмотораксе; в) переломе грудины и открытом пневмотораксе. 2. Вопросы для письменных ответов: 1. В каких случаях наступает травматический шок? 2. Назовите причины травматического шока. 3. Назовите признаки, по которым можно определить, что у пострадавшего развивается вторичный, или поздний, шок. 4. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке. Домашнее задание к блокам 1, 2: Рефераты «Виды травм», конспекты и рисунки на страницах 45-50. Блок 3: Тема:
Экстренная реанимационная помощь
Учебные вопросы 1. Понятие о клинической смерти и реанимации. 2. Определение признаков жизни и смерти. 3. Правила и техника проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. 4. Первая медицинская помощь при остановке сердца. 5. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. 6. Понятие об острой сердечной недостаточности. Причины и признаки ост- рой сердечной недостаточности. Цель изучения блока 3: По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца; навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте. Основное содержание уроков: Практическая часть. Снабжение организма человека кислородом. Схема поступления кислорода из легких в кровь. Условия нормального снабжения мозга кислородом. Понятие о клинической смерти и реанимации. Определение признаков клинической смерти. Объем экстренных реанимационных мероприятий. Прекардиальный удар в область грудины. Отработка техники нанесения прекардиального удара. Непрямой массаж
сердца. Отработка последовательности и техники проведения непрямого массажа сердца. Искусственная вентиляция легких. Отработка последовательности и техники проведения искусственной вентиляции легких. Причины и признаки остановки сердца. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при остановке сердца. Понятие об инсульте. Причины и признаки инсульта. Практические упражнения: Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при инсульте. Контрольные вопросы для проверки уровня полученных знаний. 1. Что понимается под реанимацией? 2. Что может быть использовано в качестве ровной твердой поверхности для размещения пострадавшего при проведении реанимационных мероприятий? 3. В чем заключается смысл прекардиального удара? 4. В какую точку наносится прекардиальный удар? 5. Что делать после нанесения прекардиального удара, если работа сердца не восстановилась? 6. В какой точке должны располагаться ладони оказывающего помощь при проведении непрямого массажа сердца? 7. С какой частотой необходимо надавливать на грудную клетку при проведении непрямого массажа сердца? 8. В каких случаях проводится искусственная вентиляция легких? 9. Каким образом обеспечить проходимость верхних дыхательных путей пострадавшего? 10. Как правильно сделать выдох в легкие пострадавшего? 11. Что необходимо сделать, если при совершении выдоха воздух в легкие пострадавшего не поступает? 12. Назовите причины остановки сердца. 13. Как правильно определяется пульс на сонной артерии? 14. Какие действия выполняются при проведении реанимационных мероприятий пострадавшему при остановке сердца? 15. В каких случаях возникает острая сердечная недостаточность? 16. Назовите причины инсульта, 17. В какой последовательности оказывается первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте? Домашнее задание: ответить на 1-9 вопросы письменно, 10-14 – устно, конспекты и рисунки на страницах 45-60.