"Дошкольный возраст"

Автор: Гаджибалаева Эльмира Гаджибалаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 13
Населённый пункт: республика Дагестан, город Махачкала
Наименование материала: реферативно-исследовательская работа
Тема: "Дошкольный возраст"
Дата публикации: 27.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Содержание
Введение..................................................................................... 3 1 Теоретические основы изучения развития детей дошкольного возраста...............................................................5 1.1 Особенности закономерного развития дошкольников.....5 1.2.Организация как критерий физического воспитания детей дошкольного возраста..................................................... 6 2 Особенности интеллектуального и физического развития дошкольника............................................................................... 9 2.1Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста...............................................................9 2.2 Развитие личности дошкольника.....................................11 Заключение............................................................................... 15 Перечень используемой литературы......................................17 2

Введение
Период от рождения до поступления в среднее учебное заведение считается, по признанию профессионалов всего мира, возрастом более быстрого физического и психического становления малыша, начального формирования физических и психических достоинств, требуемых человеку на протяжении всей дальнейшей жизни, свойств и качеств, делающих /его личностью. Спецификой данного периода, который отличает его от иных, дальнейших рубежей становления, считается тогда, что он обеспечивает непосредственно общее становление, служащее фундаментом приобретения в последующем всех Особых познаний и умений и усвоения всевозможных видов работы. Образование и изучение нужно будет адресуется по полному комплексу психических достоинств малыша, но адресуется по различному. Главное значение имеют поддержка и глобальное становление свойств, специфических для возраста, потому что творимые им оригинальные условия больше не повторятся и тогда, что будет "недобрано" тут, наверстать в последующем окажется сложно или же решительно невыполнимо. Водящую роль в психическом развитии ребяческой персоны играет изучение в широком толке слова, что содержатся в условии публичного опыта. В настоящее время остается нерешенный вопрос о точном содержательном методическом наполнении занятий по разным разделам программы ДОУ, которая бы была нацелена на тогда, чтоб предоставление ребенку точных умений не преображалась в самоцель с господством прямого изучения, а бы была "ориентирована на усвоение ребятами представлений, средств и методов работы, важных для формирования базиса личной культуры". Прогрессивная обстановка в образовании, особо в дошкольном, беспристрастно считается нелегкий.. Практически в специальной 3
эмоциональной поддержки нуждаются не исключительно ребята, посещающие Особые образовательные учреждения, но и существенное число деток, окружающих в дошкольных образовательных учреждениях обще развивающего вида. Целью исследования считается исследование отличительных особенностей психического становления дошкольников. Объектом данного исследования считаются дети дошкольного возраста. Предметом данного исследования считается отличительные черты психического становления дошкольников. В согласовании с целью исследования отнесены последующие задачи: 1. Обсуждение закономерностей единого становления детей в дошкольном возрасте. 2. Исследование физического становления дошкольников. 3. Исследование отличительных черт работы ребят в дошкольном возрасте и воздействие ее на психическое развитие. 4. Исследование отличительных черт умственного становления ребят дошкольного возраста. Данная работа состоит : из введения, содержания, двух глав, заключения ,списка литературы и приложения. 4

1 Теоретические основы изучения развития детей

дошкольного возраста
1.1 Особенности закономерного развития дошкольников Дошкольный возраст –время расцвета ребяческой мыслительной активности. К 3 – 4 годам ребёнок вроде бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает мыслить о том, что не располагается у него перед очами. Дошкольник хочет как-то упорядочить и разъяснить для себя находящийся вокруг мир, установить в нём некие взаимосвязи и закономерности. Приблизительно с 5лет наступает расцвет мыслей небольших философов о происхождении луны, солнца, о однообразии различных животных, о характерах растений и т.д. Равномерно встает 1-ый абрис ребяческого мировоззрения. 1 Дошкольный возраст считается прямым продолжением раннего возраста в намерении совместной сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения общественным местом человечьих взаимоотношений через общение с недалёкими совершеннолетними, и еще через игровые и настоящие дела со сверстниками. Дошкольный возраст навевает ребенку новейшие принципиальные достижения. При данном он уясняет для себя творимую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство многофункционального назначения вещи и относительность этого постоянства. Пред школьный возраст - период становления малыша от 3 до 7 лет. В данные годы наблюдается последующее физического становление и улучшение интеллектуальных вероятностей малыша. перемещения его 1 1 Богомолова М.И. Международное образование дошкольников. - М.: Просвещение, 1988 5
становятся вольными, он превосходно беседует, мир его чувств, переживаний и представлений богаче и разнообразнее. Повышение подъема ребят в данный период наблюдается неравномерно - сначала он замедляется до 4-6 см в год, а после этого на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так именуемого первого физиологического вытяжения). 1 Прибавка в весе кроме того наблюдается неравномерно. За 4-й год малыш добавляет в пределах 1,5 кг, за 5-й - в пределах 2 кг, за 6-й - 2,5 кг, т.е. примерно 2 кг в год. К 6-7 годам малыш обязан удвоить собственный вес, который имел в годовалом возрасте. В конце дошкольного возраста кончается составление органов дыхания. Дыхание становится все более основательным и редким. Сердечно-сосудистая система кроме того претерпевает существенные становления, становится все более работоспособной и выносливой. Нервно-психическое становление достигает веского уровня. Интеллектуальное поведение малыша существенно улучшается. Словарный запас понемногу возрастает. Уже достаточно явно выражает разные впечатления - удовлетворенность, огорчение, жалость, ужас, смущение. В данном возрасте ориентируется и развиваются нравственные понятия, представления о обязанностях. Психическое становление ребят находится в зависимости от почти всех событий. Выяснение данных событий - главнейшая миссия психологии. 1.2.Организация как критерий физического воспитания детей дошкольного возраста Физическое образование в детских садах – это согласие цели, задач, средств, форм и способов работы, нацеленных на закрепление самочувствия и всестороннее физическое становление деток. Она в одно и тоже время 1 1 Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. 6
считается подсистемой, долею общегосударственной системы физического воспитания, которая кроме отмеченных компонентов включает аналогично учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое образование. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет собственные точные направления в работе, соответствующие в общем казенным и общенародным интересам. Целью физического воспитания считается составление у деток основ здорового вида жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Посреди оздоровительных задач особенное место занимает служба охраны жизни и закрепление самочувствия деток, и всестороннее физическое становление, улучшение функций организма, увеличение активности и единой работоспособности. 1 Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачки ориентируются в более точной форме: подсоблять формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; содействовать развитию всех групп мускул, в отличительные черты мышц-разгибателей; верному соответствию частей тела; совершенствованию работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Помимо того, важно увеличивать единую трудоспособность у деток учитывая специфики становления ребяческого организма, задачки ориентируются в более точной форме: подсоблять верному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, содействовать верному развитию теплорегуляции. Улучшать работа центральной нервной системы: содействовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, также совершенствованию двигательного анализатора, органов эмоций. 1 1 Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. 7
Образовательные задачки учитывают составление у деток двигательных умений и умений, становление физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, приемах закрепления личного самочувствия. Благодаря пластичности психики у ребят двигательные умения формируются сравнимо просто.. Двигательные умения упрощают взаимосвязь с находящейся вокруг средой и содействуют ее познанию: младенец, ползая сам, приближается к тем предметам, что его интересуют, и знакомится с ними. Верное исполнение физических упражнений отлично оказывает большое влияние на становление мускул, связок, суставов, костной системы. Двигательные умения, сформированные у деток дошкольного возраста, сочиняют фундамент для их последующего улучшения в школе и позволяют в последующем достигать больших последствий в спорте. В процессе формирования двигательных умений у деток вырабатывается способность с легкостью овладевать более трудоемкими движениями и разными видами работы, включающими данные перемещения (трудовые операции). Размер двигательных умений по возрастным этим располагается в програмке. У дошкольников нужно сформировать умения исполнения строевых, общеразвивающих упражнений, ключевых перемещений, спортивных упражнений. Помимо того, надлежит обучить деток играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и исполнять составляющие спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В данном возрасте приобретает актуальное значение привитие начальных умений индивидуальной и социальной гигиены (мытье рук, забота о костюмчике, обуви и т.д.). Приобретенные познания позволяют ребятам заниматься физическими упражнениями более сознательно и более полноценно, лично применять средства физического воспитания в дошкольном учреждении и семье. 8

2 Особенности интеллектуального и физического

развития дошкольника
2.1Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста В жизни родителей и их малыша существенным рубежом становления считается период дошкольного возраста. Конкретно в данный период умственно становление ребят дошкольного возраста не обязаны пропускать предки и пристально смотреть за поведением и возможностями собственного чада, так как на протяжении 7 лет огромное количество получают дети, что в после чего скажется на составление нрава и последующей жизни малыша. Непосредственно в данный просвет времени младенец делает собственные 1- ые шаги, учиться слушать и брать предметы, делает самостоятельные перемещения. Казалось бы мелочью для совершеннолетнего человека, уметь воспользоваться ножницами, вилкой, карандашом или же завязывать шнурки, но для малыша вначале это тяжело, а самостоятельное потребление и действие будет громадным достижением и скажется на последующем развитии. 1 Сферы становления малыша дошкольного возраста. Заниматься умственным развитием ребят дошкольного возраста нужно будет в различных сферах: 1. Познавательная сфера. В данной сфере у малыша бывать замеченным энтузиазм к чтению, математике. Для этого нужно будет применять познавательную литературу, ребяческие энциклопедии, схемы графические. Нужно будет привлечь малыша с выгодой для него. Непосредственно в ранешном возрасте во время умственного становления ребенок выдумывает обоснования действам, и потому главное без ошибок подать всю информацию. 1 1 Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. 9
2. Речевая сфера. В этой сфере ребята выстраивают деяния лично, поочередно и разумно. Помимо прочего все имеющиеся деяния сообщает и обсуждает. 3. Чувства и впечатления. В чувственной сфере начинают формироваться чувства: любознательность, изумление, любопытство, чувство позора, дружбы, гордости, привычки, почтения. Младенец начинает узнавать всевозможные виды чувств, разделяется собственным с людьми и впитывать, как губка еще незнакомые чувства. 4. Дела. На базе собственного, хотя и не очень большого опыта, уже раньше приобретенных познаний, умений и умений, малыш воспринимает личные решения и подвергает анализу их вероятные последствия. На психологическое и умственное становление деток дошкольного возраста оказывают большое влияние родительское отношение и дела именно меж ребенком и опекунами. Нередко бывает так, что из-за лишнего контроля или же строгости, или же хуже, отрицательного дела, у малыша отсутствуют либо не появляются убежденности внутри себя или же собственных силах, положительное самоощущение притупляется. В этом случае детки начинают сочинять, додумывать, привирать, для того, чтоб оградиться от родительских нападок и скверного отношения. 1 Одним из главных значений для умственного становления ребят дошкольного возраста считается речь и ее верное освоение. Диалог и слова считаются средством общения со сверстниками, познания мира находящегося вокруг. Конкретно совершеннолетние, предки обязаны будут проследить за верным потреблением и построением услуг. Кроме того важно направить свой взгляд на становление рук и их перемещения, для этого нужно будет заниматься с ребенком рисованием, наклеиванием, лепке, раскрашиванием и прочими занятиями, где задействованы руки. 1 1 Богомолова М.И. Международное образование дошкольников. - М.: Просвещение, 1988 10
заслуги за недельку. И, конечно, каждый младенец устремляется продвинуться к намеченной цели - уйти из группы аутсайдеров и увеличить отстающие характеристики. Опекунам даются персональные советы по применению средств оздоровительной тенденции и личных ансамблей, созданных для каждого из занимающихся. 2.2 Развитие личности дошкольника Со стороны формирования малыша как персоны весь дошкольный возраст вполне возможно поделить на 3 части. 1-ая из них относится к возрасту 3 - 4 года и в основном связана с укреплением психологической регуляции. 2-ая основывает возраст от 4 до 5 лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту в пределах шести лет и включает составление деловых личных достоинств ребенка. В дошкольном возрасте ребята начинают управляться в собственном поведении, в чувствах, даваемых себе и прочими людьми, явными нравственными нормами. У них складывается более или же наименее устойчивые нравственные представления, а еще способность к нравственной саморегуляции. Источниками нравственных представлений ребят считаются совершеннолетние, что промышляют их обучением и воспитанием, и еще сверстниками. Моральный опыт от совершеннолетних к ребятам передается и учитывается в ходе изучения, исследования и подражания, через систему поощрений и санкций. Общению принадлежит немалая роль в развитии персоны дошкольника. Общение соединено с ублажение похожей необходимости, которая имеет место быть очень рано. ЕЕ выражением считается рвение малыша к познанию себя и прочих людей, к оценке и самооценке. В дошкольном детстве, как и в младенчестве и ранешном возрасте, 1 из основных ролей в личностном развитии малыша как и прежде играет мама. 11
Нрав ее общения с ребенком лично сказывается по формировании у него тех или же других личных свойств и видов поведения. Рвение к согласию со стороны мамы становится для малыша дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Значительное значение для становления малыша получают оценки, что ему и его поведению предоставляют ближайшие совершеннолетние люди. Одним из первых детками усваиваются нормы и правила так именуемого "бытового" поведения, культурно-гигиенические нормы, и еще нормы, связанные с отношением к собственным повинностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Заключительными из моральных норм усваиваются те, что касаются обращения с людьми. Они более трудоемки и трудны для ребяческого понимания. Полезное значение для усвоения этих инструкций имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, популярные в старшем дошкольном возрасте. Конкретно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение инструкций, их перевоплощение в обычные формы поведения. Для поведения ребят в дошкольном возрасте начинается период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление соц деяниями и поступками. Другими словами, вместе с интеллектуальной встает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся обыкновенными, получают стабильность. К концу дошкольного юношества у основной массы деток формируется явная нравственная позиция, которой они держатся более либо меньше последовательно. У малыша в дошкольном возрасте формируются и личные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехами неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к лицам обнаруживаются у почти всех ребят - дошкольников. 12
Старший дошкольник во почти всех случаях в состоянии мудро пояснит собственные действия, воспользовавшись для этого явными нравственными категориями. Это значит, что у него сложились начало нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения, хотя наружные проявления сообразных личных достоинств не имеет место быть достаточно устойчивыми. В старшем дошкольном возрасте получают последующее становление мотивы общения, в следствие которых младенец устремляется установить и расширить контакты с окружающими людьми. В этом возрасте ребята дают грандиозное значение оценкам, даваемым им совершеннолетними людьми. Младенец не ожидает такой оценки, а энергично сам достигает ее, устремляться получить похвалу, чрезвычайно стареется ее законно получить. Все это говорит о том, что малыш уже вступил во время становления, сенситивный для формирования и поддержания у него мотивации заслуги успехов и ряда иных жизненно нужных личных параметров, что позднее обязаны будут обеспечить успешность его учебной, проф и прочих видов деятельности. Под ключевыми свойствами персоны понимаются те, что, начиная оформляться в ранешном детстве, достаточно скоро закрепляются и образуют стабильную особенность человека, определяемую через понятие общественного вида, либо нрава, личности. Главные личные качества различаются от иных тем, что их становление - по последней мере в изначальный период - в явной степени находится в зависимости от генотипических, био обусловленных параметров организма. К количеству этих личных свойств относится, к примеру, экстроверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и иные. Они складываются и закрепляются у малыша в дошкольном возрасте, в условиях трудоемкого взаимодействия почти всех факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперантного и условно-рефлекторного поучению, подражания и ряда других. 13
В младшем и среднем дошкольном детстве длится формироваться нрав малыша. Он формируется под воздействием наблюдаемого детками отличительного поведения совершеннолетних. В данные же годы начинают формироваться такие весомые личные качества, как инициативность, воля, независимость. В старшем дошкольном возрасте малыш учится разговаривать, взаимодействовать с окружающими людьми в общей с ними работы, усваивает простые правила и нормы поведения, что дает возможность ему в последующем превосходно сходиться с людьми, налаживать с ними обычные деловые и индивидуальные взаимоотношения. У ребят начиная с трехлетнего возраста, детально имеет место быть желание к самостоятельности, которую они начинают защищать в игре. К среднему дошкольному возрасту у почти всех деток складываются умение и способность без ошибок расценивать себя, собственные успехи, неудачи, личные качества. Специальную роль в планировании и прогнозировании последствий личного становления малыша играет представление о том, как ребята различного возраста воспринимают и рассматривают собственных родителей. В каких-либо изысканиях установлено, что самое ощутимое действие опекунов на себе претерпевают ребята в возрасте от 3 до 8 лет, при этом меж мальчишками и девченками есть конкретные отличия. Так, у девченок психологическое воздействие опекунов начинает ощущаться ранее и длится далее, чем у мальчиков. Данный период времени обхватывает годы от 3 до 8 лет. Что касается мальчиков, тогда они существенно изменяются под действием опекунов в интервале времени от 5 до 7 лет, т.е. на 3 года меньше. 14

Заключение
В дошкольном возрасте у детей познавательные способности отличаются и оформляется внутреннее умственное действие. Они связанны не только с познавательными, но и с личными задачами. Вполне возможно заявить, что в это время у малыша бывает замечена внутренняя, индивидуальная жизнь, при этом вначале в познавательной области, а после этого и в психологической - мотивационной сфере. Становление в том и в ином инструкциях наблюдаются собственные этапы, от образности до символизма. Под умениями понимается способность малыша делать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом величается умение воспользоваться знаковыми системами (символическая функция), осуществлять знаковые операции и действия: математические, лингвистические, закономерные и другие. Тут же, в дошкольном возрасте, берет свое начало креативный процесс, выражающийся в возможности преобразовывать находящуюся вокруг реальность, творить что-то свежее. Креативные возможности у деток появляются в плодотворных играх, в техническом и художественном творчестве. В данный период времени получают первичное становление имеющиеся задатки к специальным возможностям. Внимание к ним в дошкольном детстве считается неотъемлемым условием ускоренного становления возможностей и стабильного, креативного дела малыша к действительности. В познавательных процессах встает синтез наружных и внутренних деяний, объединяющихся в единую интеллектуальную работа. В восприятии данный синтез представлен перцептивными деяниями, во внимании - умением править и контролировать внутренний и наружной намерения деяния, в памяти - соединением наружного и внутреннего структурирования материала при его запоминании и восприятии. 15
Данная тенденция особо детально выступает в мышлении, где она предположила как сообщество в единичный процесс наглядно - действующего, наглядно - образного и словесно - закономерного приемов решения практических задач. На данной базе складывается и дальше развивается полновесный человечий интеллект, отличающийся возможностью в равной степени с успехом улаживать задачки, выставленные во всех 3 планах. В дошкольном возрасте соединяются фантазия, мышление и речь. Аналогичный синтез порождает у малыша способность вызывать и произвольно манипулировать видами посредством речевых самоинструкцией. Это значит, что у малыша встает и начинает с успехом работать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в базе полновесного усвоения ребенком родного языка и быть может принят на вооружение при обучении заморским языком. В одно и тоже время заканчивается процесс формирования речи как средство изучения, что подготавливает благосклонную землю для активации воспитания и для становления малыша как персоны. В процессе воспитания, проводимого на речевой базе, наблюдается усвоение простых моральных норм, форме и инструкций культурного поведения. Будучи усвоенными и став отличительными чертами персоны малыша, данные нормы и правила начинают править его поведением, превращая воздействия в произвольные и высоконравственно регулируемые действия. Вершиной личного становления малыша в дошкольном детстве считается персональное самосознание, включающее опознание собственных личных достоинств, возможностей, обстоятельств успехов и неудач. 16

Перечень используемой литературы
1.Алфеева Е.В. Креативность и личные отличительные черты ребят дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000. 2.Богомолова М.И. Международное образование дошкольников. - М.: Просвещение, 1988. 3.Давидчук А.Н. Становление у дошкольников плодотворного творчества. - М., 1976. 4.Диагностика умственного становления дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978. 5.Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросцы психологии. - 1987. - № 1. 6.Истомина З.М. Становление памяти. Столица, 1978 7.Коршунова Л.С. Фантазия и его роль в познании. - М., 1979 8.Психология персоны и работы дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005. 9.Становление мышления и умственное образование дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985. 10.Становление познавательных возможностей в ходе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986. - 224 с. 11.Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 1995. 12.Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. 17
18