"Рабочая программа по совместной деятельности по приобщению к художественной литературе"

Автор: Васильева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Росинка"
Населённый пункт: город Ядрин, Чувашская Республика
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа по совместной деятельности по приобщению к художественной литературе"
Дата публикации: 27.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рассмотрено: на заседании педагогического совета Протокол № от Утверждаю: Заведующий _______________Т.Е. Карпова Приказ № от
Рабочая программа

по совместной деятельности

по приобщению к художественной литературе
(вторая младшая группа) на период с 01.09.2015 по 31.05.2016 по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева и региональной парциальной программе по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» Составитель: воспитатель: Васильева Елена Геннадьевна г.Ядрин-2015г.
Пояснительная записка


Ознакомление с художественной литературой
предусматривает формирование у дошкольников интереса к книге, постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определённого жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированной книги. Реализация программных задач осуществляется в процессе повседневного чтения с детьми, как часть занятия. Настоящий раздел программы
разработан на основе
программы «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой .- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.- 368с. Региональный компонент реализуется по программе «Рассказы солнечного края» разработанной по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики с целью организации эффективного введения ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (Приказ № 85 от 21.01.2014 г.). Данная Программа учитывает образовательные потребности, интере сы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и ориентирована на специфику национальных, социокультурных, климатических условий Чувашской Республики, в которых осу ществляется образовательный процесс.
Межпредметные связи будут осуществляться по разделам:
• «Художественно-эстетическое развитие», где дети учатся составлять рассказы по иллюстрациям к художественным произведениям. • «Музыкальная деятельность», где дети слушают музыку к литературному произведению, отмечают разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героев, их образ. • «Физическая культура», где дети играют в подвижные игры на основе фольклорных произведений. • «Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой», где дети учатся рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя • «Ознакомление с предметным окружением», где идет расширение кругозора в процессе использования отрывков из литературных произведений в соответствии с тематикой занятий.
Содержание

рабочей

программы
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для второй младшей группы.  Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.  Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
 Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.  Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать не- большие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.  Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Русский фольклор Песенки, потешки, заклички
. «Пальчик-мальчик…», «Заинька, поп- ляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!…», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи- качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…», «Травка-муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга…». Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира Песенки
. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверо- лова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несго- ворчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака. Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус., обр. Н. Мя- лика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной- Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России Поэзия
. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила…», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А. Пуш- кин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий. «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто.
«Девочка чумазая»; С. Ми- халков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь». Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо…»; «Таня знала буквы…»; «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия.
Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронь- ко. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спен- диаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой. Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцо- вой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер. с болг. В. Викторова; Б. Пот- тер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик- герой», пер. с исп. Т. Давить- янц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Произведения для заучивания наизусть.
«Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Календарно-тематическое планирование.

Месяц

Тематическа

я

неделя

Недели

Произведения для ознакомления

Сентябрь
До свидания, лето, здравствуй детский сад
1-ая неделя
1. Стихотворение С.Чёрного "Приставалка". 2. "Не только в детском саду " (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой. 3. Г.Цыферов "Про друзей"," Когда не хватает игрушек" ( из книги "Про цыпленка, солнце и медвежонка"). 4. "Два жадных медвежонка" (венг.; обр. А.Краснова, В. Важдаева). 5. Чувашский фольклор: "Пекла бабка оладушки".
2-ая неделя
1."Кот , петух и лиса", обр. М. Боголюбской 2. К. Бальмонт. "Осень" 3. Б.Житков "Как мы ездили в зоологический парк" (из книги "Что я видел") 4. А. Н. Толстой "Ёж". 5. Татарская поэзия "Зилина кукла". Осень
3-я неделя
1. А.Н. Плещеев "Осень наступила..." 2. А.С. Пушкин "Ветер, ветер! Ты могуч!... (из "Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях". 3. " Почему желтеют литья". 4. К.Чуковский "Так и не так". 5. Татарский фольклор "Дождик, дождик, лей, лей...".
4-ая неделя
1. "Еду-еду к бабке, к деду..." 2. Татарская поэзия "Осень наступила..."(пер. Л.Гинзбурга). 3. "Что за грохот", пер. с лат. С. Маршака 4. С.Чёрный "Про Катюшу" 5. В. Ахун "Дождик"
Октябрь
Я и моя семья
1-ая неделя
1.С.Маршак"Тили- бом! Тили- бом!..." 2. К. Чуковский "Мойдодыр" 3. Татарская поэзия Ф. Рахимголова. "Наша любимая мама" 4. А.Блок "Зайчик" 5.Чувашская поэзия "Мамины глаза" Неделя художников иллюстраторо
2-ая неделя
1. Чувашская проза: Н. Карай."Утята".
в и мультипликат оров Чувашии 2. Татарский фольклор: "Дождик, дождик, лей, лей...". 3. Чувашская поэзия: Ю.Кушак "Попугай". 4. " Просмотр иллюстраций, книг для детей, оформленных художниками- иллюстраторами Чувашии." 5. Выставка работ "Любимые герои наших книг( изобразительная, конструктивно- модельная деятельность). Мой дом, мой город
3-я неделя
1. "Этот дом со скрипучим крыльцом". С. Махотин. 2. С.Маршак "Жираф" 3. А.Плещеев" Осень наступила..." 4. И.З. Суриков "Детсво". 5. Чувашская поэзия Р. Сарби "Наш двор"
4-ая неделя
1. К. Чуковский "Путаница" 2. М.Зощенко."Умная птичка" 3. Д. Биссет. "Лягушка в зеркале", пер. с англ.Н. Шерешевской 4. А.Ефремов "Как воробьи на юг летали". 5. Чувашская проза И.Яковлев"Мышонок на прогулке"

Ноябрь

1-ая неделя
1." Сорока, сорока..." 2. В.Берестов "Петушки" 3. "Кот , петух и лиса", обр. М. Боголюбской 4.Чувашская поэзия Ю. Кушак. "Хозяин двора" 5. Татарская проза"Два петуха" Зима
2-ая неделя
1 . "Ух ты, зимушка-зима..." обр. П.Шейна. 2.Мордовский фольклор "Синица" 3. С.Маршак "Где обедал воробей"(из цикла "Детки в клетке") 4. К Чуковский "Муха-цокотуха" 5. А. Милн. "Три лисички", пер. с англ.Н. Слепаковой
3-я неделя
1. "Ночь пришла..." 2. Чувашская поэзия: В. Давыдов -Анатри "Синичка и кошка" 3." Два жадных медвежонка", венг., обр. А.Краснова и В. Важдеева 4. Е.Виеру. "Ёжик и барабан", пер. с молд.
Я. Акима 5. К. Чуковский. "Ёлка" ( в сокр.) Новогодний праздник
4-ая неделя
1. "Стихи про Новый год" 2. "Мыши водят хоровод...", рус. нар. песенка 3 Чувашская проза И. Яковлев "Петух" 4. ."Заинька, попляши..." 5. К. Ушинский."Петушок с семьёй"
Декабрь

1-ая неделя
1. "Снегурушка и лиса", обр. М.Булатова 2. "Как у нашего кота..." 3. Д. Мамин- Сибиряк. "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост" 4. А. Плещеев. "Сельская песня" 5.Татарская проза : Дж. Тарджеманов. "Добрый сон"( пер. З. Халитовой)
2-ая неделя
1. "Снегурушка и лиса", обр. М.Булатова 2." Сидит белка на тележке..." 3. "Маленькие феи", англ., обр. С. Маршака 4. Н.Забила"Карандаш", пер. с укр.
З.Александровой 5. Татарская поэзия Р. Валеева"Новый год"(пер. Е.Муравьёва)
3-я неделя
1. Л. Воронкова. "Снег идёт" 2."Ай, качи-качи-качи..." 3. "Гуси- лебеди", обр. М.Булатова 4. "Купите лук...", пер. с шотл. И.Токмаковой 5. Татарская проза А. Алиш "Глупый зайчонок"
4-ая неделя
1. "Жили у бабуси..." 2. "Снегурочка и лиса", обр. М.Булатова 3. Е.Ильина "Наша ёлка" (в сокр.) 4. Л. Воронкова. "Снег идёт"(из книги "Снег идёт") 5. К.Чуковский ."Ёлка"(в сокр.)
Январь
Зима
1-ая неделя
1. Ф.Тютчев "Чародейкою Зимою..." 2."Чики-чики- чикалочки..." 3.Н.Носов "Ступеньки"
4.Б.Поттер."Ухти- Тухти", пер. с англ. О.Образцовой 5.Чувашский фольклор "Киска, киска"
2-ая неделя
1."Рукавичка", "Кисонька-мурысенька..." 2."Лиса-нянька", пер. с фин.Е.Сойни 3. Н.Заболоцкий "Как мыши с котом воевали" 4. Д.Хармс."Храбрый ёж" 5. Чувашская проза " И.Яковлев "Кошка и собака"
3-я неделя
1. "Заря- заряница..." 2. С.Маршак."Тихая сказка" 3.Й.Чапек. "Трудный день"(из книги "Приключения пёсика и кошечки") пер. с чеш Г. Лук 4..А.Н.Толстой. "Петушки" 5. Чувашская поэзия М. Юхма "Варит сорока кашу"
4-ая неделя
1. "Как у нашего кота..." 2."У солнышка в гостях", пер. с словац. С
Могилевской и Л.Зориной 3. К.Чуковский. "Муха- цокотуха" 4.Й.Чапек. "В лесу"(из книги"Приключения пёсика и кошечки") 5.Татарский фольклор "Медведь и дед"(пер. Р.Ахмета)
Февраль
День защитника Отечества
1-ая неделя
1." Стихи о папе, о дедушке, о дяде" 2."Храбрец- молодец", пер. с болг. Грибовой 3.Й.Чапек ."Кукла Яринка"(из книги"Приключения пёсика и кошечки") 4.Мордовская проза Я. Пинясов. "Пчёлка" 5.Н.Саконская"Где мой пальчик?"
2-ая неделя
1. Чувашский фольклор "С детства удальцы наши молодцы" 2. "Ай, качи-качи -качи..." 3.Н. Забила. " Крандаш", пер с укр. З. Александровой 4." Как у нашего кота..." 5. Д.Хармс "Храбрый ёж"
3-я неделя
1.В.Берестов."Петушки распетушились"
2. "Жили у бабуси..." 3. Татарский фольклор : "Расти, расти, подрастай". 4.А.Барто "Мишка". 5. "Капустный лист", пер. с польск. Г.Лукина 8 Марта
4-ая неделя
1. Татарская поэзия: Ф. Рахимголова. " Наша любимая мама"(пер.Е. Муравьёва) 2. "Уж тает снег...", А.Н. Плещеев 3. С.Маршак "Тихая сказка" 4. В. Маяковский " Что такое хорошо и что такое плохо" 5. Б.Поттер."Ухти- Тухти", пер. с англ. О.Образцовой
Март

1-ая неделя
1.И. Косяков. "Все она" 2."Травка-муравка..." 3. "Бычок- чёрный бочок, белые копытца",обр. М. Булатова 4."Пых", белорус., обр. Н.Мялика 5. К.Бальмонт. "Комарики- макарики" Знакомство культурой традициями
2-ая неделя
1. Чувашский фольклор: "С детства мастерицы наши девицы".
чувашского народа 2. Л.Толстой. "Птица свила гнездо...". 3. "На улице три курицы...". 4. Чувашский фольклор : Н.Карай ."Утята". 5. "Три зверолова", англ., обр. Ю. Ванага , пер. Л. Воронковой.
3-я неделя
1."Тень, тень, потетень..." 2.Чувашская поэзия: В.Пугачева "Коза- дереза" 3."У страха глаза велики", обр. М.Серовой 4.Л. Толстой."Таня знала буквы..." 5.Чувашская поэзия: Р. Сарби "Барашек"
4-ая неделя
1. Чувашский фольклор: "Котик серенький присел". 2. "Дождик, дождик, пуще..." 3."Теремок" , обр. Е. Чарушина 4 .Выставка детских рисунков:"Чувашские узоры в детских рисунках".
5.Чувашская поэзия: М. Юхма "Нарт-нарт уточка".
Апрель
Весна
1-ая неделя
1. З.Александрова "Капель". 2."Божья - коровка..." 3."Поёт зяблик", пер. с болг. И. Токмаковой 4.А.Барто, П . Барто. "Девочка чумазая" 5. Татарская поэзия: Р. Валеева."Булат- садовник
2-ая неделя
1. "Радуга-дуга..." 2. Л. Толстой "Пришла весна..." 3. К. Чуковский. "Черепаха". 4. 2. С.Маршак. "Сказка об умном мышонке" 5. Чувашская проза: Н.Карай "Муравей".
3-я неделя
1. "Гуси- лебеди", обр. А.Н. Толстого. 2. "Разговор лягушек", пер. с чеш. С. Маршака. 3. В.Маяковский."Что ни страница - то слон, то львица". 4. В.Бианки "Купание медвежат"
5."Не только в детском саду " (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой.
4-ая неделя
1. "Травка- муравка..." 2. С.Михалков "Песенка про друзей". 3. Э. Мошковская ."Жадина" 4. Ю.Дмитриев. "Синий шалашик" 5. "Поёт зяблик", пер. с болг. И. Токмаковой
Май
Лето
1-ая неделя
1. И.З. Суриков "Лето". 2. "Тень, тень, потетень..." 3. С.Прокофьева. "Маша и Ойка" 4. "Поёт зяблик", пер. с болг. И. Токмаковой 5. Чувашская поэзия: В. Ахун "Дождик"
2-ая неделя
1."Божья -коровка..." 2. В.А.Жуковский "Черёмуха". 3. С. Прокофьева . "Когда можно плакать" 4. С.Маршак. "Сказка об умном мышонке"
5. К. Чуковский "Чудо- дерево".
3-я неделя
1. И. Белоусов. "Весенняя гостья" 2. "Радугу- дуга..." 3. В. Сутеев " Три котёнка" 4.Чувашская поэзия: В.Пугачева "Я рисую" 5. С. Капутикян."Маша не плачет", пер. с арм. Т. Спендиаровой.
4-ая неделя
1. А.К. Толстой "Колокольчики мои...", (отрывок) 2. К. Бальмонт. "Комарики - макарики". 3. С. Прокофьева "Когда можно плакать". 4. Л. Воронкова "Маша- растеряша". 5. "Вот пришло и лето красное ..."
Планируемые результаты освоения программы
• По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось. • С интересом рассматривать сюжетные картинки. • С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок. • Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы. • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. • Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. • Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.

Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368с. 2.Сантирано-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПин 2.4.1.3049-13 3. ФГОС 4.Большая хрестоматия для детей дошкольного возраста/Колл. авторов; колл. художников.- М. Астрель: АСТ, 2010.-559с. 5. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И Николаева.- Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2015.-71с.