Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема: "С лукошком за грибами" УМК "Перспективная начальная школа"

Автор: Мазур Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа села Каменка Самойловского района Саратовской области" в селе Еловатка
Населённый пункт: с. Еловатка, Самойловский район, Саратовская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема: "С лукошком за грибами" УМК "Перспективная начальная школа"
Дата публикации: 28.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Каменка Самойловского района Саратовской области» в селе Еловатка
Конспект открытого урока

по окружающему миру

1 класс
Тема: «С лукошком за грибами» УМК «Перспективная начальная школа» Учитель: Мазур Галина Викторовна
Тема: С лукошком за грибами

Цели:
 Уточнить детские представления о грибах.  Познакомить со съедобными и ядовитыми грибами.  Сформулировать и запомнить правила сбора грибов.  Продолжить воспитание ответственного отношения к природе.  Совершенствовать навык чтения на материале урока.
Планируемый результат:
Знать названия распространенных съедобных и ядовитых грибов, встречающихся в нашей местности, уметь их различать; запомнить правила сбора грибов.
Основные понятия:
 съедобные грибы,  несъедобные грибы,  шляпка, споры, ножка, грибница.

Межпредметные связи:
Литературное чтение.
Оборудование:
Учебник О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов « Наш мир» 1 класс; Учебник, хрестоматия «Давай знакомиться, мир.» наглядный и раздаточный материал, «Тетрадь для самостоятельных работ» к учебнику, методическое пособие «Я познаю мир. Грибы», муляжи грибов
Организация пространства:
Работа фронтальная, индивидуальная, в группе.
Приложение 1, Приложение 2

Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Личностные:
проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.
Регулятивные:
организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.
Коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I Самоопределение

к деятельности. Орг.

момент
Слайд 1. Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в интересное путешествие. Чтобы узнать, куда мы направляемся, отгадайте загадку: Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём! - Дети, что это за зелёный дом? Итак, ребята, мы отправляемся в лес! Слайд 2 Приготовить пенал, учебник, тетрадь на печатной основе, карандаши, ножницы, клей. Отгадывают загадку -Лес Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация

знаний и фиксация

затруднения в

деятельности
Часто лес называют щедрым. Как вы думаете, почему? - Посмотрите на эти предметы. Все ли их можно назвать подарками леса? ( На предметном столике расставлены: банка земляничного варенья, связка сухих грибов, лист бумаги, меховая шапка, лекарственный сбор.) Об одном из этих подарков леса мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадку (слайд 3) Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть, нет головы. Верно, это грибы, и речь сегодня пойдет о них. Кстати, я как раз планировала в ближайшие выходные отправиться в лес за грибами. Может, кто-то захочет составить мне компанию? -Почему? -Вы в этом абсолютно уверены? -Лес дает много полезного людям. Рассматривают предметы.
-
Да. В лесу много ягод, грибов. Бумагу делают из деревьев. Шапка из меха зайца. Лекарственные травы растут в лесу. Отвечают: -Грибы. -Нет -Грибы сейчас не растут. -Да.
Репродуктивные методы:

самостоятельность. Внимание,

системность, точность речи,

аргументированность

III . Постановка

учебной задачи

-
Молодцы, а пока у нас есть время до лета и осени - будем с вами учиться быть хорошими грибниками. Как вы думаете, что для этого мы должны знать? (слайд 4) Итак, на уроке мы должны узнать: • Что такое грибы? Ответы детей: Нам нужно знать, где найти грибы. Когда растут грибы? Как называются грибы? Какие грибы можно собирать?
Регулятивные –целеполагание,

коммуникативные –

постановка вопроса,

познавательные –

формулирование проблемы

• Какие бывают грибы? • Где, как и когда растут грибы? • Все ли грибы можно собирать? • Зачем собирают грибы? • Как правильно собирать грибы? А после того, как мы ответим на вопросы, у нас пройдёт конкурс на лучшего грибника
IV. Построение

проекта выхода из

затруднения
Ну что, отправляемся в лес? Узнаем, что такое грибы. Поднимите руки те, кто считает что грибы можно отнести к царству растений? А кто считает, что грибы отнесем к царству животных? Поднимите руки. Разделимся на группы. Вы получаете карточки с вашей гипотезой и попробуете её либо подтвердить, либо опровергнуть. Поднимают руки. Делятся на группы. Получают карточки
Грибы – это растения?
Какие части есть у растений? Есть такие части у грибов?
Репродуктивные – внимание,

самостоятельность.

Логическое решение

проблемы, выдвижение

гипотез и их обоснование,

коммуникативные –

инициативное сотрудничество

в поиске и выборе информации

Итак, подводим итог. Команды отчитайтесь по своим карточкам. Выдвигаем гипотезу – грибы – это растения. Как вы считаете, может, грибы отнесем к царству животных?
Грибы – это животные?
Что умеют делать животные? Умеют ли грибы передвигаться?
Выполняют работу по карточкам

Отчет команд
У растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. У грибов этих частей нет, значит, грибы не относится к царству растений.
Выдвигаем гипотезу: грибы – это животные. Грибы – особое царство природы. Долгое время ученые спорили, куда их отнести – к царству растений или к царству животных. Грибы не похожи на зеленые растения, у них нет корня, стебля, листьев и цветков. Как и растения, грибы неподвижны, но, как и животные питаются готовой пищей (органическим веществом) и обычно не имеют зелёной окраски. Они не могут питаться, как зеленые растения. Но и к животным они не относятся. Поэтому, в конце концов, их выделили в отдельное царство –
Грибы.
Слайд 7
-
А теперь вспомните, как на уроке литературного чтения мы проходили мимо ромашек. Вспомните, что за задание мы должны были выполнить, что бы они нас пропустили? Давайте отгадаем?
Стоит у дорожки

Шляпка да ножка
.(слайд 8) Как вы отгадали? Что вам помогло найти отгадку? (слайд 8) Верн, гриб состоит из шляпки и ножки - это плодовое тело гриба. В плодовом теле находятся споры, которыми размножаются грибы. Животные способны передвигаться. Грибы не могут передвигаться, значит, грибы не относится к царству животных. -Отгадать загадки -Давайте. -Гриб -Слова шляпка и ножка.
И все? У гриба есть еще грибница. У вас на столе лежат изображения грибов. (Приложение 2) Раскрасьте, пожалуйста, шляпку коричневым цветом, ножку оставьте белым. А грибницу – черным карандашом. Покажите, что получилось. Какие замечательные грибочки получились. Из чего же состоит гриб? Дети работают. Показывают. Отвечают: -Гриб состоит из плодового тела и грибницы.
V. Физминутка
(Слайд 10) Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. На пеньке растут опята. Наклонитесь к ним, ребята! Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. Утомил всех долгий путь, Дети сели отдохнуть. Ходьба на месте. Приседание. Наклоны Прыжки. Потягивания – руки вверх. Ходьба на месте. Дети садятся за парты. Коммуникативные – сотрудничество в выполнении упражнений. Личностные – какое значение для меня физминутка.
Представьте, что мы вошли в лес. (Слайд 11) Вот мы идём, идём, идём и что-то нам как-то ни один гриб не встречается, что же делать? Видно мы еще не всё знаем? Что же мы упустили? -За знаниями мы отправимся в хрестоматию на страницу 70 Слайд 12) Давайте повторим, где какой гриб мы будем искать. Смотрите, почти все грибы растут рядом с каким-нибудь деревом. Как вы думаете почему? И опять мы за знаниями отправимся в хрестоматию на страницу 71. Изучая грибницы разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее оплетены грибницей подберезовика, корни осины – грибницей подосиновика и т. д. Грибы получают питание от деревьев или от гниющих остатков этих растений – гнилушек, пней. А деревья, в свою очередь, получают пользу от грибницы, которая снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами. В природе мы видим множество -Где растут грибы? Читают текст в хрестоматии на стр. 70 Под берёзой – подберёзовик В бору под дубом – боровик (белый гриб) Под осинами – подосиновик Под сосной – маслята На старых пнях – опята Читают текст в хрестоматии на стр. 71 Коммуникативные – постановка вопроса, познавательные проблемы
примеров такого содружества, взаимной помощи двух растений, двух животных или животного и растения, при котором оба приносят друг другу большую пользу. Ребята, а грибов бывает великое множество, посмотрите на экран, какие еще бывают грибы.(слайды 12,14,15,16,17,18,19,20) Дети отгадывают загадки и называют грибы. (Слайд 22) Смотрите, Грибок нам написал пословицу, что он хотел нам сообщить? Как вы считаете?
«Всякий гриб в руки берут,

Да не всякий в кузовок кладут»
– Смотрите, сколько грибов я собрала. (Слайд 23) Сегодня нажарю и за ужином скушаю. Наверно будет очень вкусно? - Почему? -Получается, что бывают грибы съедобные и несъедобные. Как вы это понимаете?
-
Помогите мне. Выберите, какие грибы я должна положить в корзину, а какие оставить в лесу. -А что делать с несъедобными грибами? Давайте я их буду ногами сбивать? Ответы детей.
-
Не все грибы можно собирать.
-
Нет! - Там есть ядовитые грибы. -Одни можно есть, а другие нельзя – опасно, можно отравиться.
Практическая работа с

использованием муляжей грибов
. -Нет! -Ими лечатся животные.
Интересно как! Настоящий футбол! - Почему? Ведь они же несъедобные?
-
Грибы ценят не только люди. Они очень нужны лесу и его обитателям. Грибами питаются белки, олени, сороки, насекомые. Некоторыми грибами лечатся животные. Поэтому никогда не сбивайте, не топчите их, т.к. кому-нибудь они пригодятся.
-
Мы с вами выяснили: что такое грибы? Какие бывают грибы? Где, как и когда растут грибы? Все ли грибы можно собирать? И у нас осталось ещё 2 вопроса Зачем собирают грибы? Как правильно собирать грибы? -Зачем же собирают грибы? Пусть бы росли себе. (
Демонстрирую хлеб с плесенью)
-Скажите, а вы встречались с такой ситуацией? -Что случилось с хлебом? - Знаете ли вы, что это тоже грибы? Из особого плесневелого гриба получают ценное лекарство – пенициллин. Незрелая мякоть съедобного гриба заменяла пластырь. Вытяжку из белого гриба применяли при обморожениях. Гриб под названием «дрожжи» помогает выпекать вкусные булочки, хлеб, есть кефирный гриб, гриб для изготовления сыра. (слайды 21, 22)
-
А как правильно собирать грибы? -Их сушат, солят, варят, маринуют.
-
Да. -Он заплесневел. Ответы детей -Дети должны собирать грибы только со взрослыми -Собирать нужно только знакомые грибы -Грибы нельзя выдёргивать – их
(слайд 23) срезают ножом -Нельзя сбивать ядовитые и незнакомые грибы, ими питаются и лечатся животные.
VI.Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону
Вырежьте грибочки из приложения и разделите их на группы. На какие группы вы их разделили? Наклейте их. Проверьте по эталону на доске. Выполняют задание из тетради на печатной основе с. 37–38 На съедобные и несъедобные грибы. Самостоятельно выполняют проверку.
Самостоятельность,

толерантность, рефлексия,

организованность,

аккуратность, внимание,

самоопределение

VII.Рефлексия

деятельности (итог

урока)
А сейчас мы проведём конкурс на лучшего грибника. Отгадайте кроссворд (слайд 24) Грибы, которые растут кучкой Любимая расцветка шляпки этого гриба «Горошек» Рыжие грибы Главный гриб
-Да!
Приносят грибочки в корзинку Разгадывают кроссворд Опята Мухомор Лисички Боровик Мухомор
Смыслообразование, культура

эмоций, активность, ясность

речи, аргументированность,

рефлексивность

Найдите лишний гриб -На следующем уроке мы поговорим, как же грибы размножаются, подробнее поговорим о каждом грибочке, а так же узнаем об опасных двойниках. Вы можете поспрашивать о грибах у своих родителей или обратиться к хрестоматии. – Итак удалось ли нам с вами ответить на все вопросы, которые мы поставили в начале урока? Понравилось вам быть на лесной поляне, где много грибов? (Слайд 25) Принесите мне в корзинку гриб того цвета, который соответствует вашему настроению.
Было интересно и узнали на уроке

что-то новое

Было интересно, но нового ничего

не узнали

Было неинтересно, нового ничего

не узнали.
-Вот вы и узнали тайны грибного царства! -Да. -Очень.

VIII .Домашнее

задание

Цель: дать

возможность

детям

самостоятельно

выбрать

посильное

задание
Дает варианты домашнего задания. А теперь домашнее задание. Кто желает, может выучить стихотворение о грибах. Другой вариант – нарисовать грибы съедобные на одном листе, несъедобные на другом Осуществляют самооценку собственным знаниям Рефлексивность, ответственность, любознательность
IX. Оценка работы

детей.
Молодцы! Слайд 26