"Греческая керамика"

Автор: Керефова Юлия Львовна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МКОУСОШ №3
Населённый пункт: г.п.Терек,Кабардино-Балкаская Республика
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Греческая керамика"
Дата публикации: 28.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского. 5 класс, III четверть.
Тема:
"
Греческая керамика"

Цели: Образовательные
: Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.
Развивающие:
развить умение передавать единство формы и декора; выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.
Воспитательные
; вызвать интерес к культуре народов Древней Греции.
Необходимые материалы
: ножницы, клей, цветной картон, чёрная и красная акварель или гуашь, кисти.
Задание:
изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.
Зрительный ряд:
репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз, элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз, видеозапись, на каждую парту иллюстрация изображения греческой вазы и виды орнамента для росписи вазы, технологические карты, пособия выполненные учителем.
Музыкальный ряд:
музыка греческого композитора инструменталиста Криса Сфириса
Ход урока.

1.Организационный момент
. Приветствие ,проверка готовности. Повторение (проводится в форме развернутого фронтального опроса, где используются вопросы – логические опоры из материала предыдущих тем, рассчитанные на внутри предметную связь). ( учитель ИЗО) - давайте вспомним с искусством какой страны мы познакомились на предыдущем уроке? (Древняя Греция) - какие основные элементы использовали для создания своих орнаментов? (Растительный, геометрический) -Как называется растительный греческий орнамент? (пальметта) -Как называется геометрический греческий орнамент? (меандр)
2. Введение темы, постановка целей урока.
(Звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса). Учитель: Ребята, эта музыка написанная греческим композитором Крисом Сфирисом звучит сегодня на уроке у нас, потому что мы сегодня побываем в стране, известной всему миру своим искусством, культурой, научными открытиями и олимпийскими играми - в Греции. А ещё, ребята, с древних времён Греция славится своими вазами, (демонстрация вазы) . Давайте посмотрим видеофильм "Подобные богам"-5-7мин. Посмотрев фильм,мы как будто совершили экскурссию по одному из главных музеев России -Государственному музею изобразительных искусств им.А.С. Пушкина. Какие предметы декоративно прикладного искусства Древней Греции сохранило время? (Ответы учащихся).Конечно же -это знаменитые античные вазы!
(Прочитать стихотворение Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже».)
Античные вазы
Прекрасные эти античные вазы Понравились нам почему-то не сразу. «Подумаешь, вазы!» — подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала на них мы взглянули, скучая, Потом мы к одной пригляделись случайно, Потом загляделись… И может быть, час Никак не могли оторваться от ваз. …То вазы-гиганты, То карлики вазы, И каждая ваза – с рисунком рассказом! …Герой в колеснице идёт на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл (и Гектор, как видно, лишается сил)… А вот Артемида, богиня охоты, Из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот – Одиссей, подающий советы. А это – кентавры…
А это… А это… Но мы описать и не пробуем враз Крупнейшую в мире коллекцию ваз. Слова «сосуды» и «посуда» на латинском - vas
«вазы».
В Древней Греции они изготавливались из обоженной глины. Вазопись – роспись керамических (от слова «керамос» — глина) сосудов. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения: Амфора – сосуд для благовоний и масел, для хранения оливкового масла. Кратер – для смешивания на пирах воды и вина. Лекиф – сосуд для масла, благовоний, им чаще пользовались спортсмены, натирали тело для ровного загара. Килик – изящная ваза для питья. Гидрии-сосуды для наливания воды. В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состава ,так называемого "черного лака".
Чернофигурной
называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины. Если же фон был черным, а изображение имели цвет обожженной глины(красновато- коричневый)-такую роспись называли
краснофигурной
. Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены из повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. К сожалению время не пощадило античные вазы-многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. Представьте себе, что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами (ваза, чашка, кастрюля, вилка). Какие предметы мы можем объединить и по какому признаку? - Ответы ваши верные. Ваза, чашка и кастрюля – это сосуды, так как в них можно налить воду, а вилка – столовый предмет.
А сейчас ребята вы побудете в роли «греческих гончаров и живописцев». Только выполните греческую вазу не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её. Вам в помощь на столах лежат шаблоны различных форм ваз. Так как вы будете работать с ножницами, вспомним правила техники безопасности. Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению. -А теперь ребята немного разомнемся, так как вы уже устали сидеть в одном положении. Встаньте со своих мест и отойдите от парты в сторону на полшага, повторяем за мной движения: Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять руками помахать, Шесть на место тихо встать. Теперь присаживайтесь обратно на свое рабочее место.
3.Практическая работа
У каждого из вас есть шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача обвести его, вырезать и украсить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи. Для выполнения работы вы должны сделать следующее: 1. Выбрать сюжет росписи. 2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе (показ на доске). 3.Сюжетное изображение дополнить орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда. 4.Первая группа работает в чернофигурном, вторая группа – в краснофигурном стиле. - Помогать в выполнении рисунка вам будет музыка. Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”. Изображение танца может служить сюжетом вашей работы. Детям розданы шаблоны ваз для выполнения работы. Учитель показывает, как из цветного картона вырезать форму вазы, затем наметить простым карандашом
растительный и геометрический орнамент, которым ученики будут расписывать горлышко и низ вазы. Учащимся раздаются иллюстрации, где показаны различные формы ваз: амфоры и кратера; иллюстрации росписи амфоры растительным и геометрическим орнаментом. Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (по выбору): амфоры, кратер с завитками или кубковый кратер и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.
4.Закрепление пройденного материала
Проходит в игровой форме «Наполнить вазу»: на доске вывешена нарисованная ваза и учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами. - Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись). -Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется ... (орнамент) -Предание, сказание о богах, героях называется...(миф) -Вазы, в которых хранили вино и масло называются ...(амфоры) -Большая ваза в которой смешивали вино и воду называются...(кратер) Как назывался стиль росписи при котором, фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица? (чёрнофигурный). Как назывался стиль росписи при котором, фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным, и на них наносились чёрные линии, складок и прочие подробности? (краснофигурный). Что такое миф? (предания, сказания о героях и богах)
V. Подведение итогов урока.
Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? - Что показалось не интересным? - Чем урок запомнился, какие моменты были увлекательными? -Что такое миф? (предания, сказания о героях и богах) Экспресс-выставка "Античная керамика" с защитой работ.
Д/З.
Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить их в рабочую тетрадь.