"Воспитание любви к родному краю"

Авторы: Старцева Марина Николаевна, Габдрахманова Любовь Ивановна
Должности: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Покровка
Населённый пункт: с.Покровка Благовещенский район, РБ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание любви к родному краю"
Дата публикации: 28.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка

«Воспитание любви к родному краю»

(для детей среднего дошкольного возраста)
«Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар
.

Пояснительная записка
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - все! С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит, это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. В известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм Цикл занятий нацелен на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Цикл занятий позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Методическая разработка для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине, предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной разработки помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети
дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, слушание произведений художественной литературы.
Цель и задачи

Цель:
воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи:
- Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины; -познакомить с историей заселения родного края; -познакомить с бытом, традициями, обычаями, народными праздниками; -различать национальные костюмы нашего края; -формировать интерес к устному народному творчеству. -воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению. - познакомить с природой родного края ; - научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок; - сформировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости ее защиты; - воспитать бережное отношение к природе; - развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало. -способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Принципы реализации разработки:
•Энциклопедичности. Обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура, история и т. д.) . •Доступности. Изложение материала понятным для дошкольников языком.
•Занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды деятельности. •Наглядности. Использование наглядного материала на протяжении всей работы (фотографии, иллюстрации, карты и т. д.) . •Динамики преемственных связей. На каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста. •Последовательности. Подача знаний от частного к общему, от простого к сложному. Уникальности места. Рассматривание края как уникальной ценности для людей, которые считаю его своей маленькой Родиной. Изучение природной, культурной, специально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирование культуры личности. Значение этого принципа определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.
Формы работы:
•занятие; •целевая прогулка; •экскурсия; •игра: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная; •беседа; •выставка детских работ.
Методы работы:
•беседа; •дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры; •чтение художественной литературы; •рассматривание иллюстраций, фотографий; •моделирование; •вопросы;
•проблемные ситуации и задачи; •обследование (исследование предметов и явлений живой и неживой природы) ; •экспериментирование.
Ожидаемый результат.
Использование предлагаемой системы работы с детьми и родителями нам позволит: -на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем; -нравственно воспитывать детей, формировать доброе, заботливое отношение к природе, людям, к своему городу, краю; -научить ориентироваться в социальной и природной среде обитания; -научить гордиться тем, что они живут в таком прекрасном крае. Результативность работы определяется диагностикой знаний, умений и навыков детей, которая разрабатывается к каждой возрастной группе в виде диагностических карт.
Планирование совместной организованной деятельности воспитателя

с детьми по краеведению в средней группе

Месяц

Неделя Тема

Цель

Сентябрь
3 Знакомство с предметом Познакомить детей с предметом, пробудить интерес к его изучению, к жизни башкирского народа в прошлом, к желанию узнать новое о родном крае. 4 Жилище башкирского народа Познакомить детей с жилищем башкир в прошлом. Рассказать о внешнем виде, внутреннем убранстве дома. Учить внимательно рассматривать иллюстрации.
Воспитывать интерес к жизни башкир в прошлом.
Октябрь
1 Праздники республики Познакомить с государственными, народными, традиционными праздниками, проводимыми в Башкортостане. 2 Труд башкир Продолжать учить детей участвовать в беседе, развивать речевое внимание, умение внимательно слушать. Обогатить речь детей словами: башкиры, юрта, пчеловодство, берестяная посуда. 3 Предметы быта башкирского народа Продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества. Составлять небольшие описательные рассказы по плану и образцу. Активизировать словарь детей такими словами, как: юрта, самовар, чаши, блюдо, ступа, палас. 4 Беседа «Хлеб — всему голова» Уточнить, расширить знания детей о труде хлебороба. Хлеб — богатство нашей страны. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
Ноябрь
2 Устное народное творчество. Башкирская народная сказка «Лиса-сирота» Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкир. Учить оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные черты характера героев, понимать идею произведения. 3 Башкирский Познакомить детей с женским и мужским костюмом, его
национальный костюм характерными особенностями, ввести в речь слова их обозначающие. Воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям башкирского народа. 4 Башкирская обувь Познакомить детей с особенностями костюма башкир (мужская, женская обувь). Вызвать интерес и желание узнать новое о республике. Ввести в речь слова, обозначающие название башкирской обуви.
Декабрь
1 Башкирские национальные блюда Познакомить детей с традиционными блюдами башкирского народа, ввести в речь слова их обозначающие (чак- чак, губадия, усбосмак) 2 «Путешествие в прошлое посуды» Выявить и закрепить представления о посуде, научить использовать слова, обозначающие качества и назначение предметов. 3 Природа нашей Республики Закрепить умение детей рассматривать картину, отвечая на вопросы педагога распространенными предложениями, рассказами из личного опыта. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе. 4 Рассматривание картины башкирской художницы А.Ситдиковой «Будущий батыр» Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы. Активизировать словарь детей словами, отображающими культуру башкирского народа.

Январь
1 Каникулы 2 каникулы 3 Животный мир Башкортостана Познакомить с животным миром Башкортостана. Закрепить умение дифференцировать обобщенное понятие «животные» - домашние, дикие. Упражнять в употреблении существительных, обозначающие детенышей животных 4 Башкирские народные музыкальные инструменты Познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами. Учить различать их, называя характерные особенности.
Февраль
1 «Что получается из башкирского молока» Закрепить представления детей о том, какой полезный продукт молоко и что из него делают. Воспитывать любовь к родному краю. 2 Знакомство с трудом повара в нашем детском саду Дать представление детям о профессии, предметах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание называть сотрудников ДОУ по имени, отчеству. 3 «Мой родной город Уфа» Уточнить представление детей о родном городе, в котором они живут. Знать какие достопримечательности есть в городе, узнать их на иллюстрациях. Показать, как уфимцы берегут свой город.
4 «Улицы родного города» Закрепить знание домашнего адреса, для чего нужно знать свой домашний адрес.
Март
1 Рассказывание стихотворения «Праздничный подарок» Фарзаны Губайдуллиной Учить детей понимать образное содержание и идею произведения: воспитывать уважение к старшим, к самому прекрасному человеку на земле — маме. 2 Славные дочери родного края Знакомить с именами героев разных войн и их подвигами, с улицами, названными в их честь. Воспитывать гордость за земляков, патриотические чувства. 3 Водный мир Башкортостана Познакомить детей с обитателями башкирских рек и озер. Учить дифференцировать обобщенное понятие «рыбы» - речные, морские, озерные. Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Апрель
1 Устное народное творчество. Башкирская народная сказка «Волк и коза» Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа. Учить отвечать на вопросы по содержанию, давать характеристику героям, сравнивать сказки разных народов. 2 Беседа о труде пчеловода Дать детям первоначальное представление о труде пчеловода: пчеловоды разводят пчел, летом они собирают мед. Мед — полезный продукт. Труд пчеловода интересный Воспитывать уважение к человеку- труженику. 3 Заучивание стихотворения К.Даяна Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства,
«Весенние цветы» развивать образность речи. 4 Любимые животные башкир. Лошади Закрепить знания детей о домашних животных. Уметь называть характерные признаки внешнего вида, обогатить представления детей о поведении, питании домашних животных. Знать, какую пользу они приносят.
Май
1 Слава нашим дедам и отцам Знакомить с именами героев разных войн и их подвигами, знакомить с улицами, городами, названными в их честь, знакомить с памятниками, воздвигнутыми в честь героев. 2 Мир детской музыки Башкортостана Формировать у детей предложение о башкирском народном песенном творчестве: кубаирах, народных песнях, колыбельных песнях. Знакомить с детскими композиторами республики, их произведениями.