"Организация самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования"

Автор: Комарова Ольга Вячеславовна
Должность: зав. отделением, преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Каменск-Уральский радиотехнический техникум"
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования"
Дата публикации: 29.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Комарова О.В.

Зав. отделением, преподаватель, ГАПОУ СО «Каменск-Уральский

радиотехнический техникум»

Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

среднего профессионального образования
Под самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную преподавателем (мастером производственного обучения) активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое: -в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; -формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, умений и практического опыта для решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию; -вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач
-является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе профессионального обучения. Самостоятельная работа, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной частью. Самостоятельная работа студентов - составная часть обучения, деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, но без непосредственного его участия. Ядро самостоятельной работы, исходный момент ее конструирования – проблемная задача (задание): - обусловливает весь процесс самостоятельной работы; - предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению проблемы; -определяет содержание обязательной подготовки к самостоятельному выполнению учебных и профессиональных действий. Цели самостоятельной работы: -систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; -углубление и расширение теоретических знаний; -формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; -развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности и организованности; -формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; -развитие исследовательских умений.
Самостоятельная работа имеет следующие достоинства: -позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале; позволяет студенту вырабатывать свои убеждения и взгляды; -позволяет формировать у студента трудолюбие, творческий подход к делу, целеустремленность, силу воли, самостоятельность мышления и системность в распределении времени; -у студента вырабатывается потребность в приобретении и углублении знаний; -у студента вырабатываются умения работы с литературой, приемы и методы общения с людьми для достижения поставленной цели. Правильная организация самостоятельной работы имеет огромное образовательное и воспитательное значение. В монографии П.И. Пидкасистого выделено пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизводство информации. Второй уровень - самостоятельная работа по образцу. Третий уровень - реконструктивно-самостоятельная работа (составление кроссвордов, интервью, рассказ и т.п.).Четвертый уровень - самостоятельная эвристическая работа. Пятый уровень - творческая (исследовательская, опытническая) работа. Каждый из этих уровней объективно существует в педагогической практике, и давать самостоятельное задание студенту уровнем выше, чем он способен выполнить - это в лучшем случае напрасно потерять время на учебном занятии. Классификация самостоятельной работы по характеру учебной деятельности: -выполнение (изготовление): лабораторных работ, операций, приемов; чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала, макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных конспектов и др.;
-составление, формулировка: задач, примеров; кроссвордов, ребусов, загадок; докладов, рефератов, сообщений, разработок; рецензий, отзывов, выводов; формул, зависимостей, характеристик; таблиц, графиков; контрольных вопросов, заданий и т.д.; -анализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, положений; условий, методов и способов работы (производство); итогов работы, операций, действий, их качества и эффективности и др.; - изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала; наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов, ЭВМ, счетной и компьютерной техники и др. Далее приведены виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, которые автор применяет в своей практической деятельности: 1)Для овладения знаниями: -чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы; -составление плана текста; графическое изображение структуры текста; -конспектирование текста; -выписка из текста; -работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами; -учебно-исследовательская работа; -использование аудио- видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др. 2)Для закрепления и систематизации знаний: -работа с конспектом лекции (обработка текста);
-составление плана и тезисов ответа; составление таблицы для систематизации учебного материала; -ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка (аннотирование, рецензирование и др.); -подготовка рефератов, докладов; составление тематических кроссвордов; тестирование и др. 3)Для формирования умений: -Решение задач и упражнений по образцу -Решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных задач; подготовка курсовых и дипломных проектов; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере и др. Организация самостоятельной работой студентов СПО осуществляется через инструктаж по выполнению задания, где обязательно педагогам проговаривается: -Цель задания; -Его содержание; -Сроки выполнения; ориентировочный объем работы; -Основные требования к результатам работы; -Критерии оценки.