"Как учить учиться или как формировать общеучебные умения"

Автор: Мусаев Али Камилович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Мококская СОШ имени С.З.Хайбулаева"
Населённый пункт: с.Мокок, Цунтинский район, Республика Дагестан
Наименование материала: Статья
Тема: "Как учить учиться или как формировать общеучебные умения"
Дата публикации: 29.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




КАК



УЧИТЬ



УЧИТЬСЯ

ИЛИ

КАК

ФОРМИРОВАТЬ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

УМЕНИЯ

.
Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться. Э.Тоффлер Мусаев Али Камилович, учитель русского языка и литературы МКОУ «Мококская СОШ имени С.З. Хайбулаева», с. Мокок , Цунтинский район, Республика Дагестан Одной из приоритетных идей современного образования стала идея формирования ключевых компетенций т.е. поиск четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание), и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания.
Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть

современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность,

уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е.

реализовать ключевые компетенции?

Быть компетентным
– значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными. ФГОС ставит во главе угла развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
умение учиться, т.е.

способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и

активного присвоения нового социального опыта
. В более узком значении этот термин можно определить как
совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное

усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
.
Универсальные учебные действия (УУД)
подразделяются на 4 группы: Регулятивные, личностные,
коммуникативные и познавательные (см. схему):
Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные
Умение строить высказывание Постановка вопросов Самоопределение Целеполагание Формулировка проблемы Разрешение конфликтов Смыслообразование Планирование Рефлексия деятельности Умение выражать свои мысли Нравственно- эстетическое оценивание Прогнозирование Структурирование знаний Управление поведением партнера Контроль Поиск информации Планирование учебного сотрудничества Коррекция Смысловое чтение Умение слушать и понимать речь других Оценка Моделирование
Что входит в умение учиться?
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В то же время школьник обладая умением самостоятельно организовать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие- то сведения нет необходимости. Главное сегодня – это уметь пользоваться этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуется такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме.
Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД – универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
Как сделать учебу интересной?
Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными умениями и навыками такими как ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию, но и такими же логическими операциями, как анализирвать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, доказывать, выдвигать гипотезы и т.д.. Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьника в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относиться к результатам своего труда. Очень помогает в исследовательской деятельности составление ребенком собственного портфолио. Что же представляет собой портфолио ученика? Первые страницы портфолио посвящены информации об его владельце. На них размещены фотографии его и друзей, родственников, а также рассказ о себе, своих хобби и др. Далее ученик берет интересующую его тему и на последующих страницах как можно шире раскрывает ее. Как раз в процессе этого у ребенка и развивается интерес к исследованию и, разумеется, к знаниям. Именно работая с портфолио, школьник учится работать с информацией, ищет пути, как добывать новые сведения, анализирует, сравнивает, выдвигает гипотезы и др. Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность. УУД способствует самостоятельному успешному усвоению учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В ходе обучения нужно широко использовать проблемные ситуации, решение которых базируется на помощи учителя в решении учащимися проблемных ситуаций с помощью уже имеющихся у них знаний. Необходимо постепенно сокращать объем этой помощи и подвести детей к самостоятельному выполнению заданий (решению проблем). Познавательные УУД, направленные на извлечение информации, формируется с помощью упражнений, помогающих детям целенаправленно читать и слушать, извлекать необходимую информацию, сопоставлять ее с имеющимися знаниями и опытом. Для предъявления информации можно предложить словари, справочники, языковый материал, позволяющий анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы из анализа мышления. Для формирования познавательных УУД нужно подбирать задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрации учебника, справочной литературе есть подсказки, помогающие выполнению заданий.

Привожу примеры заданий, формирующие познавательные УУД
. 1. Подумайте и определите, чем отличается принцип подбора слов? Сила силный Силы усилить Силе усиленно При затруднении предлагаем дополнительные вопросы: - Выделите морфемы в словах. - Какие морфемы в словах первого столбика отличаются, а какие - во втором? -В первом столбике одинаковый корень, но разные окончания - одна часть речи. Во втором столбике одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы – слова относятся к разным частям речи: у них разные лексические значения. Вывод: при изменении окончания меняется лишь форма слова, а смысл не меняется. Слово меняется, если появляются приставки и суффиксы. В первом столбике даны формы одного и того же слова, а во втором – однокоренные слова.
Умения осуществлять сравнение и владение общими приемами решения учебных задач
– результат формирования познавательных УУД.
2.

Игра «Верни слово»
Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном. Ребята ------ Тетради ---- Каникулы --- Чернила --- Дрова ---- -Почему не смогли вернуть мне слова последних трех? К какому справочному материалу можем обратиться, если вы не знаете ответа? Здесь мы работаем с параграфом учебника. И результатом формирования познавательных УУД будут являться
умение осуществлять поиск необходимой информации для

выполнения учебных заданий
. 3. Сравните глаголы Верну вернусь Учу учусь - Чем отличаются глаголы в левом столбике от глаголов в правом? - Как изменился смысл слова? - Какое слово можно добавить к любому глаголу в правом столбике? После обсуждения приходим к выводу, что суффиксы –ся и –сь обращают (возвращают) действие на себя, поэтому глаголы с такими суффиксами называются возвратными. Результатом формирования познавательных УУД будут являться
умения строить

рассуждения в форме связи простых суждений об объекте и его свойствах.

Один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Перед учителем встал вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия. Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно благодаря методике преподавания предмета. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Как спроектировать урок, отвечающий требованиям нашего времени?
Для формирования УУД больше всего подходит системно-деятельностный метод обучения и ТРКМ (технология развития критического мышления). На уроках «открытия» новых учебных знаний можно использовать пошаговый алгоритм формирования УУД.
1.

Мотивация к учебной деятельности -
это осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности по «открыванию» новых учебных знаний. С этой целью учитель мотивирует учебную деятельность, а именно: актуализирует требование к нему со стороны учебной деятельности с принятыми нормами («надо»). На уроке русского языка в 6 классе при изучении темы: «Не с именами существительными» учитель проводит в классе мини словарный диктант. Это задание, для выполнения которого у детей не хватают знания. Неправда, а ложь; говорить неправду; не друг, а враг; ненавидеть недруга; несчастье, не счастье, а горе; неряха, невежа, недуг, невежда. После проверки спрашивает: «На правописание каких орфограмм рассчитан диктант?» -На правописание безударных гласных в корне, проверяемое ударением: говорить – говор; правописание сочетанний сч: счастье и не с именами существительными. - Какие знания вам не хватают? Что вы не знаете? - Когда пишется не слитно с существительными, а когда - раздельно. Таким образом, проблема обозначена, нужно искать ответ на проблемный вопрос. Учебная деятельность мотивирована: актуализирована требования к нему со стороны учебной деятельности с принятыми нормами («надо»). Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности включения детей в учебную деятельность.
ВТОРОЙ ШАГ. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
Второй шаг предполагает актуализацию изученных способов действий, необходимых для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию. Дети сами формулируют тему урока, исходя из проблемного вопроса.

ТРЕТИЙ ШАГ – это выявление места и причины затруднения
. Учащиеся не знают, когда не с существительными пишется слитно, а когда – раздельно. Исходя из этого, сами определяют учебную цель урока: что должны они познать на уроке.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – это построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ
,
средства
). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают способы и средства. Этим процессом руководит учитель (в форме диалога побуждают учащихся решению проблемы). Некоторые дети спешат заглядывать в параграф, но учитель просит их не спешить. Педагог, работая вместе с детьми над словарным диктантом, в ходе беседы в форме диалога приводит учащихся к искомому. Только после выводов позволяет детям сверять свои открытия с параграфом.
ПЯТЫЙ ШАГ – реализация построенного проекта
. Дети фиксируют УУД на языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия выполненной работы, и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение УУД.
Как это выглядит на самом деле, предлагаю технологическую карту урока русского языка в 6

классе
. (Прилагаю документ микрософт ворд). Владея всеми видами УУД, учитель привлекает детей к открытию новых знаний при изучении нового материала. Он обучает ребят приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает решать детям учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности. И самое главное – находит способ увлечь детей знаниями. Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность УУД, которые позволяет ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечить способность к организации самостоятельной учебной деятельности. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя», - написал Элберт Хаббарт. Использованная литература: 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. (сост. Е.С.Савинов). – М. Просвещение. 2010. 2. ФГОС начального общего образования МО и НРФ. – М. Просвещение, 2010. 3. А.Г.Осмолов Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. М. Проссвещение,2008г.