"Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников"

Автор: Шаймухаметова Светлана Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №28"
Населённый пункт: ГО Ревда
Наименование материала: Статья
Тема: "Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников"
Дата публикации: 02.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

С.В. Шаймухаметова, воспитатель МКДОУ «ДС №28», ГО Ревда
Теоретические основы экологического воспитания старших

дошкольников
Формирование представлений в экологическом воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. С 01.01.2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования, согласно требованиям которого в ООП ДО включена образовательная область «Познавательное развитие», предполагающая развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенности её природы. ФГОС ДО предполагает осуществление образования дошкольников, в том числе и формирование экологических представлений, в адекватных дошкольному возрасту видах деятельности, с приоритетом принципа индивидуализации образования. На сегодняшний день программы экологического образования недостаточно учитывают в предлагаемых методических рекомендациях требования ФГОС ДО, методы для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста нужно использовать новые. Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Формирование начал экологического воспитания - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологического воспитания складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно- природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Изучение законов природы должно начинаться в дошкольном детстве. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологического воспитания охватывает следующий круг: - связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития; - многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов; - человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; - использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств; Большое значение имеет игра (ведущая деятельность дошкольного периода): она вызывает положительные эмоции - ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет. Исследование И.А. Комаровой убедительно доказывает: посредством игровых обучающих ситуаций даже у средних дошкольников формируется экологические представления и осознанное отношение к растениям - они понимают, что они живые, хрупкие и с ними надо осторожно обращаться, что им требуются определенные условия; легко включаются в уход за ними. На основе анализа психолого-педагогической и экологической литературы, мы сделали вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство метода проектов заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе проектной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Метод проектов включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. т.е. проектная деятельность является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Основными методами развития экологических представлений являются: Традиционные: наблюдение, сюжетно- ролевые, дидактические игры, интеллектуальные игры, исследовательская деятельность. Нетрадиционные: игры-путешествия, экспериментирование, коллекционирование, инсценировки, занятия-сказки, занятия-сюрпризы. Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование традиционных и нетрадиционных форм обучения дошкольников будет
способствовать формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Список литературы 1. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство- пресс, 2003. - 319 с. 2. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. 3. ФГОС ДО (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155).