"Первые князья Руси"

Автор: Попп Наталия Витальевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ 1
Населённый пункт: г. Тимашевск Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Первые князья Руси"
Дата публикации: 02.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема

урока

:

Первые

русские

князья

.
Цели урока. o знать теорию о призвание варягов на Русь; o происхождение и деятельность первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав; o исторические понятия: варяги, полюдье, погосты, уроки; Ожидаемые результаты. Предметные УУД: o изучить и осмыслить исторический документ «Призвание варягов на Русь». o знать деятельность первых русских князей o давать определение историческим понятиям. o знать основные даты формирования Древнерусского государства. o определять учебную задачу урока и удерживать ее до окончания урока. o осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно. o учиться выделять причинно-следственные связи. o осуществлять анализ исторических документов и самоанализ своей деятельности. o работать в парах и в группе. Оборудование: -историческая карта «Древнерусское государство в 9-12 в.».
;
-проектор; -исторические источники (энциклопедии, отрывки из исторических документов, справочники)
Первый этап урока: актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.
Повторение. Учитель: Для постановки задач сегодняшнего урока нам необходимо вспомнить основные признаки государства: o столица; o единый правитель; o единая территория; o армия; o законы; o налоги; Учитель: Процесс создания государства длительный и все признаки государства не могут появиться одновременно. Какой из предложенных признаков государства можно считать первостепенным? В ходе беседы определяется, что в первую очередь появляется правитель, который решает все дальнейшие проблемы. Учитель предлагает учащимся определить цели урока:
o Кто был первым правителем? o Его происхождение? o В каком городе он начал править до появления территории? o Какие задачи он решал? Учитель: Перед вами на экране две картины. Первая называется «Памятник первым русским князьям в Швеции», у второй картины известен только художник. (Приложение) - какое отношение имеют эти картины к сегодняшнему уроку? - почему памятник русским князьям поставлен в Швеции? - кого автор называет заморскими гостями? - что связывает обе картины? Ученики выдвигают гипотезы: o восточные славяне встречают гостей; o русские князья были гостями в Швеции; o славяне воевали со шведами и теперь заключают мир o славяне предлагают заморским гостям свой товар.
Второй этап. Работа над проблемой, совместное открытие знаний.
1. Учитель: Чтобы подтвердить, или опровергнуть выдвинутые вами гипотезы, нам нужны факты, исторические знания. Обратимся к исторической летописи. Работая с документом «Призвание варягов на Русь» поставьте метки на полях текста:
+-это я уже знал;

?-этот факт меня заинтересовал;

!!!-эти знания мне необходимы для решения проблемы
. Над историческим документом «Призвание варягов на Русь» учащиеся работают парами.
«В лето 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой

владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали

воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и

судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи

и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и

владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь,

и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий,

Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская Земля».
Ученики выделяют в тексте главное, что их заинтересовало, что требует изучения. 2. Для выполнения следующей работы ученики получил предварительные задания . Для выполнения задания учащиеся использовали историческую литературу имеющуюся в классе (энциклопедии, справочная литература, рассказы русских летописей), атласы.
Задания: o определить происхождение понятий «варяги» и «русь»; o выяснить, по какому пути могли следовать славяне к варягам, и показать этот путь на карте; o представители какого племени отправились за море к варягам и что известно об этом племени; o узнать происхождение Рюрика, Синеуса и Трувора. Выполняя задание, учащиеся выяснили следующие противоречивые факты: А. О происхождении варягов существует две версии. По одной из версий это сидящие за балтийским (варяжским) морем. скандинавы: шведы, норвежцы, их еще называют норманнами, а сами они называют себя викингами. По второй версии варягами славяне называли воинов живущих на побережье Балтийского (Варяжского моря) Б. Вторая группа работала с известными исходными данными зная расстояние от Новгорода до Норвегии и от Новгорода до Швеции определила славянам понадобилось примерно семь дней плыть без отдыха. Одновременно ученики узнали о существовании торгового пути «Из варяг в греки» и пометили его на карте. В. Работая по книге Н.М. Карамзина «История государства Российского» третья группа выяснила, что близ Новгорода проживало племя ильменских словен, князь племени Гостомысл будучи очень больным предложил своим сородичам пойти за море к варягам поискать себе князя за морем. Г. Четвертая группа учащихся, работая по книге Е.А. Грушко и Е.М. Медведева «Имена» выяснила, что имена Рюрик, Синеус, Трувор, так же как и Олег, Игорь, и Ольга имеют скандинавские корни..
Третий этап. Самостоятельное применение знаний.
1. Учитель: Посмотрите еще раз на картины, которые были представлены в начале урока, вспомните гипотезы, предложенные вами. Сопоставьте те знания, которые вы приобрели работая в группе с сюжетами картин Ученики делают выводы, что на первой картине памятник установлен в Швеции первым князьям потому, что первый русский князь Рюрик был приглашен восточными славянами из Скандинавии. На второй картине представлена встреча славян с Рюриком, Синеусом и Трувором, при этом на картине видно, что эта встреча мирная, похожая на встречу друзей, а не врагов. 2. Учитель: Мы узнали о происхождении первого русского князя Рюрика, о котором в истории известно очень мало. Известно, что правил он в Новгороде в 862-879.
Кто был продолжателем дела Рюрика? Чем были известны правящие после Рюрика князья? Вам предлагаются отрывки из русских летописей. Используя параграф учебника, определите имя князя, запишите в таблицу его деятельность. Найдите исторические понятия, и их определения. Работаем парами. 1 задание: «В год 6453 (945). Сказала дружина «Пойдем князь с нами за данью, и себе добудешь и нам». И послушал их князь – пошел к древлянам и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад,- поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». Чем закончился поход князя? 2 задание «Устроив русскую землю, княгиня задумала принять христианскую веру. Для этого она поехала в Царьград. Крестил ее сам патриарх, а греческий царь был ее крестным отцом. При крещении она была наречена именем Елена. Ей очень хотелось, чтобы сын ее Святослав, тоже принял крещение». Задание 3. «Когда князь вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». В год 965. Пошел он на Хазар». Продолжите перечень военных походов князя. Задание 4. «В год 907 пошел князь на греков, оставив Игоря в Киеве. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И повелел князь своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. Греки же увидев это, испугались и сказали через послов Олегу ………» Чем закончился поход князя? 3. Обмен полученными знаниями о деятельности русских князей. 4. Работа над историческими понятиями: полюдье, уроки, погосты. 5. Исторические даты: 862 г? 882 г? 907 г.?
4 этап урока. Подведение итогов урока.
1. Учитель. Мы завершили изучение темы «Первые русские князья». Удалось ли нам выполнить задуманное? Что нового узнали на уроке? o происхождение первых русских князей; o события, связанные с деятельностью князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава; o изучили новые исторические понятия;
o узнали новые исторические даты; o познакомились с русскими летописями. Чему научились? o работать с историческими документами; o работать группами и в парах; o исследовать исторические события o находить нужный материал в книгах. Учитель: Сегодня мы учились делать выводы, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и уважать мнение одноклассников. Мы узнали много интересных исторических фактов, свидетельствующих об образовании нашего государства. Нас немного огорчило, что наши первые князья пришли к нам по приглашению из Скандинавии. Но мы можем гордиться нашими предками славянами, которые не побоялись отправиться в такое далекое путешествие по морю. История нашей страны достойна уважения и памяти. На следующем уроке мы продолжим знакомство с историей становления Древнерусского государства.

Литература, использованная при подготовке к уроку и на уроке.
Для учителя: o Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2013. o В.В. Шоган. Новые технологии в историческом образовании.- Ростов на Дону.: Феникс, 2005 г. o Н.С. Павлова. Российская история .6 класс. Методические рекомендации.-М.: С-инфо, Баласс, 2006 г. o Ю.А. Конаржевский. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г. Для учащихся: o Энциклопедия для детей. Т 5, часть1.История России и ее ближайших соседей.- М.: АВАНТА +. 1996 г. o Школьная энциклопедия «Русика». История России. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 г. o Все монархи России. М.: Вече, 2003 г. o Рассказы русских летописей.
Самоанализ урока
Урок разработан для учащихся 6 класса, обучающегося по Образовательной программе «Школа-2100» с начальной ступени образования. Тем самым преемственность при переходе учащихся из начальной школы в основную соблюдается. Тип урока – урок формирования знаний, умений и навыков Ожидаемые результаты. Предметные: o изучить и осмыслить исторический документ «Призвание варягов на Русь». o знать деятельность первых русских князей o давать определение историческим понятиям. o знать основные даты формирования Древнерусского государства. УУД o определять учебную задачу урока и удерживать ее до окончания урока. o осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно. o учиться выделять причинно-следственные связи. o осуществлять анализ исторических документов и самоанализ своей деятельности. o работать в парах и в группе. Особенности обучающихся: возраст (11-12 лет), уровень мотивации (средний), уровень подготовки учащихся (средний). Важным структурным компонентом урока является формулирование темы и цели урока. Учебный материал подобран так, чтобы дети самостоятельно могли сформулировать образовательную цель урока. При планировании урока были учтены психолого- педагогические особенности учащихся. Главный акцент сделан на активность учащихся, желание познать новое через совместную творческую деятельность. Процесс получения знаний основан на принципах:
o принцип интенсивной самостоятельной деятельности учащихся (работа с дополнительной литературой, работа в группах, работа в парах, исследовательская деятельность): o принцип гарантированного успеха в учении, реализуемый за счет «скрытой» подсказки (задание на определение исторической личности по тексту летописи). Основная часть урока построена на внедрение в процесс познания метода интеллектуально- исторического образа, основанного на движении сюжетной интриги. Она возникает в начале урока в виде двух картин, где учащимся предлагается выдвинуть гипотезы и затем их обосновать. Сюжетная интрига поддерживается в ходе урока при изучении нового материала, когда учащимся предлагается работая в группах рассмотреть главную линию теории «Призвание варягов на Русь». В конце урока учитель вместе с детьми заново возвращается к ней и разрешает интригу всего урока. В ходе урока у учащихся сформированы компетенции: o способность к прогнозированию последствий принятия тех или иных решений, к установлению исторических параллелей, к самопознанию; o способность делать осознанный выбор; o способность к критическому анализу исторических текстов.
Приложение к уроку