Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-7 клас ФГОС

Автор: Сорокина Татьяна Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ"Волоконовская СОШ №1 Волоконовского района Белгородской области"
Населённый пункт: п.Волоконовка Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-7 клас ФГОС
Дата публикации: 02.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


1.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» на уровень основного общего образования составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; Примерной программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы (Стандарты второго поколения). Москва «Просвещение» 2010; Программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.». Составитель Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011 Данная рабочая программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный Стандарт основного общего образования, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса изобразительного искусства в 5-7 классах. Программа предусматривает использование учебника Горяева Н.А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.А.Горяева. О.В.Островская; под ред. Б.Н.Неменского.-М.:Просвещение.2012.-192с.; ил., учебника «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского-М.: Просвещение, 2012.-175 с.; А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Готовится к изданию: А. С. Питерских. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Основная цель
школьного предмета «Изобразительное искусство» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в пространстве культуры.
Основные задачи
предмета «Изобразительное искусство»:  формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос - приятия визуального образа реальности и произведений искусства;  освоение художественной культуры как формы материального вы - ражения в пространственных формах духовных ценностей;  формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;  развитие творческого опыта как формирование способности к са - мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;  формирование активного, заинтересованного отношения к традици ям 2
культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;  воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра - женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;  овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио нально- нравственной оценки;  овладение основами культуры практической работы различными ху - дожественными материалами и инструментами для эстетической ор - ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Основные формы учебной деятельности
- практическое художе ственное творчество посредством овладения художественными матери алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. В рабочей программе объединены практические художественно- творческие за дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет кость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости жению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Изменения внесенные в рабочую программу на уровне основного

общего образования:
В рабочую программу внесены изменения в объёме 20 %:
5класс:
введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Белгородской области: Старооскольская игрушка, Борисовская керамика, Белгородский костюм, герб и флаг города Белгорода.
6 класс:
введено рисование с натуры натюрморта из геометрических тел, выполнение декоративного натюрморта, силуэт, портрет сказочного героя, пейзаж в технике коллажа (коллективная работа).
7 класс:
введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение истории развития родного поселка и его пейзажей. 3

2.Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на родного и декоративно- прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про фессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса
-
«Декоративно-прикладное искусство в жизни

человека»
- посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив но- декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов ременной жизни.
Тема 6 и 7 классов -

«Изобразительное искусство в жизни че ловека»
- посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного язы ка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в слож ные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Тема 8 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека»
- посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных ви дов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструк тивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирает ся на уже 4
сформированный за предыдущий период уровень художест венной культуры учащихся.
Тема 9 класса -

«Изобразительное искусство в театре, кино, на

телевидении»
- является как развитием, так и принципиальным рас - ширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал не - мыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства - те атр, кино, телевидение - непосредственно связанные с изобразитель ными и являются сегодня господствующими. Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель ностной форме в процессе личностного художественного творчества.
3.Место предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и изучается в 5-7-х классах в объеме 1 учебного часа в неделю (34 часа в год/). 102 часа за 3 года.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб - разительному искусству направлено на достижение учащимися лично стных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качествен ных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 5
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур - ное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от - ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • развитие морального сознания и компетентности в решении мо - ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от - ветственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и со - трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь - ной, творческой деятельности; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети - ческого характера.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформиро ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ ствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея - тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу - ментировать и отстаивать свое мнение. 6

Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в художе ственно- творческой деятельности, который приобретается и закрепля ется в процессе освоения учебного предмета: • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо го воображения; • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо - ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента ции в художественном и нравственном пространстве культуры; • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных цен - ностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху - дожественное творчество разных народов, классические произведе ния отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра - женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по - нимании красоты человека; • приобретение опыта создания художественного образа в разных ви дах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразитель ных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); • приобретение опыта работы различными художественными матери - алами и в разных техниках в различных видах визуально-простран - ственных искусств, в специфических формах художественной дея - тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель ного искусства, освоение практических умений и навыков вос приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
5. Содержание учебного предмета
7
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь ной школе направлен на формирование художественной культуры уча щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально- нравственный потенциал ребенка, разви вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества. Связи искусства с жизнью человека
,
роль искусства в повседнев ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж дого ребенка - главный смысловой стержень программы. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе ние -это художественное познание мира, выражение своего отноше ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества. Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес кого переживания окружающей реальности является важным усло вием освоения школьниками программного материала. Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценност ные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Содержание курса
8

5 класс .ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА

1.Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
2.Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
3.Декор - человек, общество, время
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
4.Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер.
6 класс. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1.Виды изобразительного искусства и основы образного

языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
2.Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 9
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
3.Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека - главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
4.Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1.Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
2.Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). 10
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздни ка в бытовом жанре).
3.Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века.
4.Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно-творческие проекты.
8 класс. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду прост - ранственных искусств. Мир, который создает человек
1.Художник - дизайн - архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» Прямые линии и организация пространства. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква - строка - текст Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов Многообразие форм графического дизайна.
2.В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктив

ных

искусств
Объект и пространство От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность Вещь как сочетание объемов и образ времени. 11
Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне Роль цвета в формотворчестве.
3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в

жизни человека
Город сквозь времена и страны Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты - архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и ин

-

дивидуальное проектирование
Мой дом - мой образ жизни Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй. Мода, культура и ты Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. Моделируя себя - моделируешь мир
9 класс. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА

ТЕЛЕВИДЕНИИ

1.Художник и искусство театра. Роль изображения в синтети

ческих

искусствах
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Сценография - особый вид художественного творчества. Безгра ничное пространство сцены. Сценография - искусство и производство. Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актер ского перевоплощения Художник в театре кукол. Привет от Карабаса -Барабаса! Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок. 12

2.Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изоб

-

разительных искусств и технологий
Фотография - взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Фотография - искусство «светописи». Вещь: свет и фактура. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
3.Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и мон таж. Пространство и время в кино. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игро ком фильме. От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Бесконечный мир кинематографа.
4.Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалис тика: от видеосюжета до телерепортажа. Киноглаз, или Жизнь врасплох. Телевидение, Интернет... Что дальше? Современные формы экран ного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
6.Тематическое планирование

Тематическое планирование в 5 класс

№ Разделы, темы Количество

часов

Характеристика видов деятельности

учащихся

1

Древние корни

народного

искусства

9 часов
Знать:- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов); Уметь:- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора. 13
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось- олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
2

Связь времен в

народном

искусстве

7 часов
Знать:- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Уметь:- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.) Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
3

Декор – человек,

общество, время

10 часов
Знать:- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; Уметь:- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века); Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков- отличий. Эти знаки имеют общественно- 14
символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами Самарской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
4

Декоративное

искусство в

современном

мире

8 часов
Знать:- несколько народных художественных промыслов России; Уметь: -различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно- прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.); Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Итого

34

Тематическое планирование в 6 класс

№ Разделы, темы Количество

часов

Характеристика видов деятельности

учащихся

1

Виды

изобразительного

искусства и

основы образного

языка

9 часов
-знать о месте и значении изобразительных искусств; -уметь пользоваться красками, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
2

Мир наших вещей.

Натюрморт

7 часов
-знать основные виды и жанры изобразительных искусств; -видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета;
3

Вглядываясь в

человека.

Портрет.

10 часов
-знать общие правила построения головы человека; -уметь передавать характер человека используя цвет, тень и свет, индивидуальные особенности;
4

Человек в

пространстве.

Пейзаж.

8 часов
-уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы; -знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер 15
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и воображению.
Итого

34

Тематическое планирование в 7 класс



Разделы,

темы

Количество

часов

Характеристика видов деятельности

учащихся

1

Изображение

фигуры человека

и образ человека

9 часов
Познакомить с представлениями о красоте человека в истории искусства. Знакомство с пропорциями в изображении человека. Отработать практические навыки работы в технике лепки, с использованием каркаса. Познакомить с жизнью и творчеством великих скульпторов мира.
2

Поэзия

повседневности

7 часов
Сформировать представление о тематической (сюжетной)картине её видах. Познакомить с голландской живописью – родиной бытового жанра. Знать творчество русских художников А. Венецианова и П. Федотова, творчеством художников – передвижников. Развивать интерес к истории искусства России.
3

Великие темы

жизни

10 часов
Познакомить с жизнью и творчеством великих русских художников исторического жанра. Знать творчество русских художников В. Васнецова и И. Билибина. Получить представление о сложном мире станковой картины, познакомить с ролью сюжета в решении образа. Сформировать представление о музеях России Воспитывать любовь к Родине, интерес к русской культуре и её истории.
4

Реальность

жизни и

художественный

образ

8 часов
Сформировать представление о художественных музеях и их типах. Познакомить с крупнейшими музеями мира. Формировать познавательный интерес к изобразительному искусству и его истории. Дать представление о плакате, как особом виде графике и специфике его образного языка. Познакомить с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком. Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики. Основные элементы книги. Искусство иллюстрации.
Итого

34

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности
16
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания
под редакцией Б. М. Неменского.

Учебники

Н. А. Горяева, О. В. Островская.
«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А.
Неменская.
«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
А. С. Питерских, Г. Е. Гуров.
«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под ре дакцией Б. М. Неменского. Готовится к изданию:
А. С. Питерских.
Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, ки но, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Пособия для учащихся
Н. А.
Горяева.
«Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Пособия для учителей
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-при кладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
Г. Е. Гуров, А. С. Питерских.
«Изобразительное искус ство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое посо бие. 7-8 классы» под редакцией Б. М. Неменского.
Дополнительные пособия для учителя
Кузин В.С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988. Неменский Б.М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003. Павлова О.В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты. – Волгоград: Учитель, 2009. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2009. Семенова М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
Перечень учебно-методических средств обучения

№ Наименование объектов и средств материально-технического

обеспечения

Кол-

во
17
1 БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) 1 Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 1 2 Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010. 1 3 Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011. 10 4 Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов, формата А4. боле е 10 5 Энциклопедии по искусству, справочные пособия 1 6 Книги о художниках и художественных музеях 30 7 Словарь искусствоведческих терминов 1 2 ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ. 1 Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента боле е 10 2 Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека боле е 10 3 Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству боле е 10 3 ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ. 1 Слайды : по видам изобразительных ( пластических) искусств, по жанрам изобразительных искусств, по памятникам архитектуры, по стилям и направлениям искусства, по декоративно-прикладному искусству, по творчеству художников. боле е 10 4 УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1 Краски акварельные 1 2 Краски гуашевые 1 3 Бумага А3, А4 1 4 Бумага цветная 2 5 Фломастеры 1 6 Пастель 1 7 Кисти беличьи 4 8 Кисти щетина 1 9 Емкости для воды 6 1 0 Клей 2 1 1 Ножницы 2 5 МОДЕЛИ И НАТУРНЫЙ ФОНД 1 Муляжи фруктов, овощей 3 3 Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов 8 4 Керамические изделия (вазы, кринки и др.) 1 5 Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) 3
8. Планируемые результаты
18

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и

общества:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы. • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; • различать произведения разных эпох,художественных стилей; • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим
Язык пластических искусств и художественный образ:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; 19
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
20
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; • понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; • применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); • применять компьютерные технологии в собственной художественно- творческой деятельности(PowerPoint, Photoshop и др.). • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; • применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; • понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма. 21