"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников"

Автор: Лужко Нина Иосифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ"Табачненская школа"
Населённый пункт: село Табачное Джанкойского района
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников"
Дата публикации: 02.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной

активности младших школьников.
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин Ребёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это происходит потому, что ученик не знает, зачем ему нужны эти знания и где они могут пригодиться, т.е. отсутствует мотив. Следовательно, не возникает желания изучать новый материал. Задача учителя помочь ребенку определить, для чего нужно изучать материал данного урока и где можно в жизни применить полученные знания. Компетентность-совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности. Другими словами приоритетом обучения в начальных классах, если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., становится формирование ключевых компетенций: -учебно-познавательной -коммуникативной -информационной -ценностно-смысловой -социальной Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:  Думать  Искать  Сотрудничать  Приниматься за дело  Адаптироваться Этому школа должна учить с первых шагов, как только ребёнок переступил порог школы. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно- воспитательного процесса: - технология проблемного обучения; - технология проектного обучения; - развития критического мышления; Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования ключевых компетенций.
Урок русского языка. На уроках русского языка младшие школьники часто сталкиваются с проблемой непонимания сложных научных названий изучаемых орфограмм и лингвистических понятий. Это обстоятельство затрудняет изучение программного материала и не даёт возможности формированию ключевых компетенций на уроках русского языка. Чтобы решить данную проблему дети сами должны формулировать тему урока, опираясь на содержание учебника. Затем проводится актуализация знаний, путём постановки вопросов: «Где в жизни вы встречались с этим объектом, явлением, приёмом и т.п.? Как вы думаете, где в жизни вам пригодятся эти знания?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, нацеливаются на самостоятельную познавательную деятельность. Происходит добывание знаний из реальности и овладение приёмами учебно-познавательных проблем. Выводы по своим наблюдениям и исследованиям дети делают сами. В ходе такой работы на уроке у учащихся начальных классов происходит формирование ряда ключевых образовательных компетенций:
учебно-

познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Приведу пример Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» Используемые приёмы активно включают детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, создаются ситуации, где ученик чувствует себя ведущим в познавательной деятельности, знания даются не в готовом виде, а выведены из самостоятельно наблюдения и эксперимента Минутка чистописания  Например: на доске: лампа, ветка, отлетел.  Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук (л) Словарная работа  Например, на доске -
п ф б к т х е ш с р ч е ш з ц а
Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке (береза) Изучение нового  На доске слова: страна, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь.  Что общего? ( все имена существительные)  Разделите на три группы, ориентируясь на таблицу По каким признакам группировали имена сущ.? (по роду и окончанию)  С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения. Физминутка  Физкультминутки не исключение в интеллектуальном развитии уч-ся. Они представляют собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью.  Если назову сущ.1скл, вы приседаете…..
Систематическая работа в данном направлении способствует формированию
интеллектуальной

компетентности
, способствует развитию активной, творческой, личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться. На примере урока математики.  Тема: « Как быстро выучить таблицу умножения на 9?»  Давайте понаблюдаем, проведём эксперименты, найдём секреты лёгкого запоминания и расскажем всему классу.  Каждая группа исследует свой секрет и поделится с нами.  Даю задания группам Как я стал изобретателем. Вторая групп получает книгу и ищет информацию, как запомнить таблицу умножения на 9. А вам я даю стихи. Выберите те, которые помогут быстро выучить таблицу умножения на 9. Вы получаете таблицу умножения на 9. Ваша задача понаблюдать за ответами. Что интересного заметили? Кому какой секрет понравился больше? Поможет он вам запомнить таблицу на 9? Также ученикам было предложены задания: «Найдите информацию о древнегреческом учёном Пифагоре». Кто он? Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить: 8-3+4=9 8-3+4=1 Из за чего получились разные ответы? Дети предлагают варианты, затем совместно с учителем формулируем правило. Интерес и радость открытия – вот те основные параметры, которые способствуют развитию критического и логического мышления, а также формируют
информационные коммуникативные компетенции
 Таким образом, на данных этапах урока формировались учебно-познавательная, информационная компетенция, коммуникативная ( работа в группах), социально-трудовая. Урок литературного чтения  Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов ключевых компетенций.  применяю различные техники игрового обучения (карточки).  создаём проблемно-поисковые ситуации. Беседы-дискуссии о прочитанном. Элементы драматизации. На стадии рефлексии хорошо составить синквейн. Поддерживать интерес к чтению и выработке общих учебных умений, необходимых для работы помогают различные средства обучения:  наглядные пособия;  демонстрационные картины;  учебные таблицы,  иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;  книги;  электронные презентации
Использование кластеров на уроках.  Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Кластер - один из приёмов развития критического мышления. Возможности использования кластера:  При систематизации, повторении материала;  При работе с текстом;  При повторении в начале урока;  При введении в тему;  При сборе необходимого языкового материала;  При контроле; Пошаговое описание метода.  В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение).  Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.  По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).  Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями. Составление кластера. Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приёмыш? (Ассоциации на доску) – В словаре русского языка Ожегова говорится так: Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь. А мы сегодня с вами узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении. Таким образом урок литературного чтения - это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.  Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. На примере урока окружающего мира Тема: «Органы чувств человека». Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания – составление памятки «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала соответствующий орган чувств человека и результат - разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Вот такие правила предложили ребята одной из групп, составив памятку «Как сохранить зрение». Как сохранить зрение:  Книгу держать на расстоянии 30 см от глаз.  Телевизор можно смотреть не более 1 часа в день.  Заниматься у компьютера нужно не более 30 минут в день, делая зарядку для глаз, которую мы делаем на уроках.  Нельзя читать лёжа.  Есть больше ягоды черники и морковь.
Формировались такие компетенции, как:  коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей;  информационные – для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги. Необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики;  Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер;  социальные – надеемся, зная, что органы чувств человека нужно беречь, ученики поведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать товарища; Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста  Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным, так как им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.  Решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнем устранять ошибку, тем проще перестроиться ученику под новые требования. Метод проектов.  Одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании является метод проектов.  Создали секцию юных исследователей в составе НОУ школы Портфолио.  Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы портфолио. Таким образом, используемые выше перечисленные приемы, позволяют мне формировать ключевые компетенции у школьников, что является результативностью освоения основной образовательной программы начального общего образования.