"Система заданий, ориентированных на формирование личностных (регулятивных, коммуникативных) универсальных учебных действий"

Автор: Копыльцова Алла Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: СОШ № 3
Населённый пункт: г.Белоярский, ХМАО-ЮГРА, Тюменская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система заданий, ориентированных на формирование личностных (регулятивных, коммуникативных) универсальных учебных действий"
Дата публикации: 03.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Система заданий, ориентированных на формирование личностных (регулятивных, коммуникативных) универсальных учебных действий . Копыльцова Алла Александровна учитель математики СОШ №3 г.Белоярский Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны. Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Для этого требуются предприимчивые, деловые, компетентные специалисты в разных сферах. И к образованию предъявляются новые требования. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. На основании распоряжения Комитета по образованию администрации Белоярского района № 14 от 14. 11. 2012г. "О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки по направлению "Эффективные модели и механизмы реализации ФГОС ООО". Решением педагогического совета с 1 сентября 2013 г перешла на обучение по ФГОС ООО в 5 классе, ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоение мира составляет цель и основной результат образования. Новый стандарт предполагает поворот от натаскивания учащихся в шаблонных упражнениях к «деятельности». Поэтому каждый педагог пытается переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на вопросы: Как учить? С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов? Надо менять содержание образования, чтобы оно помогало школьнику найти своё место в мире, обеспечивало существование, давало социальную защиту, открывало перспективы в дальнейшем. Тогда оно будет жизненной необходимостью. Но что менять? Некоторая сумма знаний, умений, навыков должна быть освоена учеником в любом случае. Может быть, надо учить применять и использовать полученные знания? Оказывается, что в современном быстро меняющемся мире, где никто не может указать, что и как надо делать, в лучшем положении оказались те, кто в школе, помимо воли учителя, научился приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Значит,
менять надо не содержание материала, а

способы овладения им и его применения.
Вспоминаю слова В. А. Сухомлинского: «Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает…» Важнейший вопрос в том, как сделать ученика активным помощником в его обучении? Но овладение способами действия возможно только в деятельности, т.е., когда ученик становится субъектом в учебном
процессе. Дети, привыкшие самостоятельно ставить цель и достигать её на уроке, к старшим классам становятся самостоятельными и способными к самообразованию. Таким образом, для достижения основной цели современной школы - развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями - необходимо поменять взаимодействия ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, создавать условия для активизации, самостоятельной познавательной деятельности. Задача учителя в современных условиях состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации. Многолетний опыт показал, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. Учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции и необходимо :
во – первых
, вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. При каких психолого- педагогических условиях это возможно? Важнейшим из них является постановка перед учащимися познавательных задач;
во-вторых
, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования.
Самостоятельная работа с учебником
может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно- ориентированный и дифференцированный подход в обучении. С 2010 г работаю в 5-6классах по учебнику для образовательных учреждений авторами которого являются Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Основная особенность учебника «Математика 5-6» - ориентация на психологически комфортное учение детей, снижение уровня их тревожности, создание возможностей для полноценной адаптации к основной школе. Все рабочие программы созданы на основе личностно, деятельностно и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе, главной целью которой является формирование функционально грамотной личности. Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. С первых уроков в 5 классе учу детей работать с информационным блоком по алгоритму:
1. Прочитайте название параграфа. Рассмотрите рисунок, данный под заголовком. Объясните, почему этот параграф так иллюстрирован. 2. Самостоятельно ответьте на вопросы под знаком. 3. Прочитайте ключевые слова на стрелках. Найдите с их помощью ответы на эти же вопросы в тексте. Пользуйтесь для разъяснения предложенными в тексте схематическими рисунками. 4. Сравните свои ответы с найденными. Есть ли отличие? 5. Ещё раз дайте ответ на каждый вопрос под знаком, используя содержащиеся в информационном блоке математические термины. 6. Выполните задания под знаком (если они есть), чтобы проверить себя. Если в рассматриваемом параграфе содержится новая информация, то авторские вопросы имеют своей целью не только актуализацию знаний, но и подведение к проблемному вопросу урока. Далее идут вопросы и задания, подталкивающие детей к формулированию проблемного вопроса. При работе с информационными блоками детям сообщаю, что при доказательстве какого - либо утверждения самостоятельно ссылка на текст не только допускается, но и приветствуется. Дети сами решают, как близко они будут делать эти ссылки. При выполнении домашнего задания, требую от детей записывать все возникшие у них вопросы и следующий урок мы начинаем с их обсуждения. Любые вопросы учащихся приветствуются, если это результат их самостоятельного размышления.
Для формирования личностных универсальных учебных действий

предлагаю следующие виды заданий:

1.

Решение жизненных задач.
Приучить детей осознанно работать с учебником помогает решение жизненных задач. Такие типы задач дополнительно беру с учебников
«Образовательной системы

"Школа2100».
Жизненная задача - это модель реальной ситуации, для разрешения которой необходим набор математических знаний. Жизненная задача отличается от школьных учебных задач, для её решения может понадобиться дополнительная информация, которую детям придётся добывать самим из других источников. Для решения жизненных задач возможно необходимы знания не только из области математики, но и других изучаемых областей. Систематическое решение жизненных задач, даёт возможность не только углубиться в математику, увидеть взаимосвязь математики с другими предметами, но и приучить детей работать с информацией. Такие задачи даю детям решать дома, родители могут оказать помощь. Системой заданий ориентированных на формирование личностных (регулятивных, коммуникативных) универсальных учебных действий, которые учащиеся в процессе изучения математики выполняют с
использованием учебника, является решение жизненных задач и выполнение мини-проектов сроком на неделю. 1) Жизненная задача в 5классе. 2) Жизненная задача в 8 классе при изучении темы «Касательная к окружности». В сфере
познавательных универсальных учебных действий
при решении жизненных задач учащиеся приобретают опыт работы с информацией. А именно: а) осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; б) решают задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от второстепенной); в) решают задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить); г) используют знаково-символьные средства для обработки информации, осуществляют переработку математической информации для ее дальнейшего использования. При подборе материала останавливаюсь на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах. Ученик, выполняя такое задание,
осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного урока.
2.

Участие в проектах во внеурочное время:-
«Нужна ли в жизни математика», « Как люди научились считать», « Проценты в жизни людей» и т. д.
3.

Участие в мини-проектах
(срок 3-7 дней). Помимо обычных заданий разного уровня и сложности включены проекты, выполнение которых формируют не только познавательные УУД, но и коммуникативные УУД, включающих умения высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий. Проектная деятельность помогает научиться работать в команде, распределять роли так, чтобы эффективно использовать сильные стороны каждого, представлять результаты своего труда в форме доклада, презентации или сообщения. Проекты учащиеся выполняют в течение недели. Проекты, которые выполняли учащиеся 8 класса после изучения раздела «Понятие о функциях» и «Графики». Выполняя этот проект, у учащихся происходит формирование познавательных действий , определяющих умение ученика выделять в учебниках (физики, экономики, географии, биологии, обществознании),
в

книгах и журналах те графики
, которые подходят к нашим темам. Формирование познавательных УУД , заключающихся в умении анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а так же делать выводы о необходимости изучения данного материала. Кроме познавательных УДД происходит формирование регулятивных действий, заключающихся в умении самостоятельно определять цель своей деятельности, двигаться по заданному плану, которым является построение графика заданной функции, оценивать и корректировать полученный результат. Формирование коммуникативных УУД , которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
4.Творческие задания.

1). Составить задачу по рисунку. Посредством подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств. 2). Решить компетентностную задачу: применить знания в реальной ситуации, на практике. 3).Необходимо установить и записать последовательность действий при решении задачи. 4). Впишите вместо звёздочек такие цифры, чтобы получилось верное равенство. Сколько решений имеет каждая задача? а) (2*) 2 =**1; б) (7*) 2 =***
5;
в) (3*) 2 =***6 (Проверяется способность выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.)
5.

Подведение итогов урока.
Обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
Примеры заданий по развитию универсальных учебных действий:

Развитие умений видеть проблемы. Формирование и развитие

способности изменять собственную точку зрения, смотреть на объект

исследования с разных сторон
1. Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа. 2. Дан квадрат со стороной 5Х5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность
чисел, сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел в таблице. Найти правило, закономерность.
Развитие умения задавать вопросы. Формирование умения поиска

ответа, пробуждая потребность
1. Задание «Угадай, о чем спросили? " Например: это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?), надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д. 2. «Определи понятие», при этом задаются только вопросы: Зачем? Почему? Как? Что? Предлагаемый набор заданий имеет целью формирование регулятивных универсальных учебных действий (контроля, самопроверки и взаимопроверки решения задачи). Как показывает практика, упражнениями для развития способности обнаруживать ошибки является:  парная взаимопроверка самостоятельной работы;  проверка работы ученика, выполненной учителем без исправления и подчеркивания ошибок. При этом указывается задание, в котором сделана ошибка. Эту работу, в зависимости от уровня внимательности учащегося, можно разбить на этапы: на первом указывается строка, в которой сделана ошибка, на втором — блок строк записи, на третьем — только задание. Покажу организацию работы на примере проведения математического диктанта. На доске заранее написаны ответы. После написания диктанта ответы открываются, и каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным учителем. (Данный вид проверки, прежде всего, направлен на развитие внимания и умения адекватно оценивать себя самого). Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующей проверкой учителем или с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок. В типовые задания, обеспечивающие развитие функций самоконтроля использую такие как: «Найди ошибку», «Реши несколькими способами», «Оцени результат» и т. п.
Система заданий, ориентированных на формирование личностных

(регулятивных, коммуникативных) универсальных учебных действий
- «преднамеренные ошибки Предлагаю округлить до миллионов число 2 6 547042. Три ученика дали разные ответы: 26 547 049≈26000 000; 26 547 049≈2700000; 26547049≈26500000. Объясните, какую ошибку допустил каждый, и дайте правильный ответ. (Проверяется способность вносить необходимые
дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона реального действия и его результата.) - сравнение 1. Известно, что х+у =10. Найдите значение выражения 2х + 2у. (Проверяется готовность проводить сравнение, устанавливать аналогии.) 2. Рассмотри рисунок. Что можно сказать по рисунку? Сравните. Что больше? меньше? Сделайте вывод. В процессе выполнения подобных заданий формируется умение составлять план и последовательность действий при определении разницы количества предметов, адекватно использовать речь для регуляции своих действий. - решение текстовых задач 1.Таня на 3 года младше своей сестры, а вместе им 27 лет. Сколько лет каждой из них? (Проверяется способность «удерживать» цель деятельности в ходе решения учебной задачи.) 2.Тимур задумал число, определил его до десятков, записал: 280. Какое число мог задумать Тимур? (Проверяется способность предвосхищать результат) 3.Пакет для продуктов рассчитан на 10 кг. Порвется ли пакет, если в него положить 3 кг 600 г огурцов, 3 кг 200 г моркови и 4 кг 100 г картофеля? (Проверяется способность предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.) 4.На прямой отметили точки: А, В, С, D и Е. Можно ли определить сколько всего получится отрезков, не выполняя построения. (Проверяется способность предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.) 5.Сделай чертеж к задаче: Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины со скоростями 60км/ч и 80км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет равно 260км? (Проверяется готовность использовать знако–символические средства представления
информации в виде схемы (модели) задачи на движение.) При работе с задачей формируется умение составлять план и последовательность действий, а также вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. - проблемные ситуации Например, при изучении темы «Доли» в начале урока формулируется вопрос «Какую долю всего куска составляет каждая часть?». Ответ найдите в учебнике. У обучающихся формируется умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. - задание с выбором ответа. Какое утверждение верно? 1) Все простые числа – нечётные. 2) Все нечётные числа – простые. 3) Все простые числа, большие 2,- нечётные. 4) Все нечётные числа, большие 2,- составные. (Проверяется готовность понимания математического текста, использования речевых средств математической терминологии для решения коммуникативных задач.) К формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.) Основой развития коммуникативных умений в курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога: а) диалог в большой группе (учитель – ученики); б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики); в) диалог в паре (ученик – ученик).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных

учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- работа в парах, в группах Работая в парах, группах, обучающиеся учатся сотрудничеству.
- постановка вопросов Поставь вопрос и реши задачу. Формируется умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них.
Задания, ориентированные на формирование личностных

(регулятивных, коммуникативных) универсальных учебных действий

учитывают
особенности учебного предмета;
предполагают работу
со школьными источниками информации и дополнительной литературой;
предусматривают
организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
позволяют
учитывать особенности учащихся;
предусматривают
использование современных оценочных средств и промежуточное оценивание;
позволяют
фиксировать освоение учащимися формируемых учебных действий;
позволяют
развивать внеурочную деятельность учащихся. На уроках математики при работе у обучающихся формируется умение слушать собеседника, определять общую цель и пути ее достижения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Работая с учебником, учащиеся самостоятельно усваивают новые знания, формируют умения самостоятельно организовать учебный процесс, т. е. умение учиться. Обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1. познавательные и учебные мотивы; 2. учебную цель;
3. учебную задачу; 4. учебные действия и операции. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Подпись: / / Дата