"Использование эффективных технологий при выполнении студентами самостоятельной работы в процессе преподавания физики".

Автор: Авдулова Ирина Васильевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ОБПОУ КАТК
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование эффективных технологий при выполнении студентами самостоятельной работы в процессе преподавания физики".
Дата публикации: 03.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование эффективных технологий при выполнении студентами

самостоятельной работы в процессе преподавания физики.

Авдулова И.В., преподаватель
Из-за постоянных изменений технологий в области образования на первый план требования выходят осуществление принципа опережающего обучения. Поэтому основной задачей среднего профессионального образования становится формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Простая передача информации студенту от преподавателя не решает эту задачу. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного пользователя и создателя, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Для организации самостоятельной работы преподаватели все чаще используют различные активные методы, проблемные задания, которые выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Зачастую используются две формы организации самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная, которые могут быть реализованы с помощью следующих эффективных технологий обучения: I. Аудиторная. 1. Работа на лекции. Дополнением к лекции можно использовать так называемые «вкрапления» – выступления студентов по некоторым вопросам плана. Так называемые опережающие задания для самостоятельного изучения небольших частей будущих тем лекций. Поэтому одной из плодотворных форм обучения являются проблемные лекции. Основной задачей преподавателя становится познакомить студентов к имеющимся важным противоречиям развития научного знания и пути их разрешения. А вот функция студента – не только простой разбор информации, но и активное использование, и открытия для себя неизвестного знания. 2. Работа на практических занятиях. На данном этапе проверяю знания студентов в нестандартной форме. Чаще всего применяя индивидуальную самостоятельную работу. Пример задания для ассоциативной проверочной работы по теме «Магнитные явления» приведен ниже. Выберите из пунктов по одному варианту, который связан с темой «Магнитное поле». Поясните, почему выбрали именно его, распишите, как он связан с данной темой, раскройте суть, выбранного вами понятия (явления, процесса и др.). 1. а) покоящийся заряд; б) движущийся заряд; в) точечный заряд. 4. а) вещество; б) форма материи; в) состояние вещества. 2. а) линии магнитной индукции; б) меридианы; в) линии напряженности. 5. а) Ч. Лоренц; б) И. Ньютон; в) Г. Ом. 3. а) сила Кулона; 6. а) приливы и отливы;
б) сила гравитации; в) сила Ампера. б) северное сияние; в) молния. Или же по теме «Электродинамика» - прием «Вопроса». Вопросительные слова Основные понятия темы Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего стоит? Каково назначение? Ток Электрон Заряженный электрон Сила тока Напряжение Преимуществом данного вида проверочной работы является ее нестандартная форма, что вносит разнообразие в учебный процесс и способствует повышению интереса к изучению предмета. Кроме того, ассоциативные представления помогают понять сходство и различия между изучаемыми объектами природы. 3. Метод проектов. Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития нестандартности мышления и одновременно становления некоторых личностных качеств. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют вместе, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации, а также вид ее интерпретация (модель, презентация и др.). В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности. Основные требования к проекту:  Наличие значимой исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для нее решения.  Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.  Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.  Структурирование содержательной части проекта.  Оформление результатов. Перечислю возможные проекты: «Исследование пословиц и поговорок с точки зрения физики» (рис.1), «Ферромагнитная жидкость - умная жидкость», «Исследование инерции – город инерции»(рис.2), «Энергосбережение как осознанная необходимость », «Электродный нагревательный элемент».
рис.1 рис.2 4. Технология создания шпаргалки. Данная технология является нетрадиционной и вызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности в создании подобного «творческого продукта». Она позволяет развивать и формировать у студента ряд важных умений, таких как: � мыслить оригинально;  обобщать информацию в блоки;  глубоко прорабатывать материал, акцентируя внимание на основной, главной информации;  выбирать и систематизировать ключевые понятия, термины, формулы. II Внеаудиторная. 1. Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное. Непосредственное – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения всего текста до конца, когда общий смысл теории будет уже понятен. Зачастую в роли опосредованного конспектирования выступают опорные конспекты (рис.3) или кластеры («гроздь» (рис.4), графический систематизатор, схематическая опора для ответа). рис.3 рис.4 2. Доклад, сообщение, синквейн. Доклад – вид самостоятельной работы, который способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. Тематика докладов обязана быть интересной и нестандартной, иначе это приведет к простому «скачиванию» с Интернет ресурсов. Примером могут служить следующие темы: «Использование физических явлений в военных целях», «Какие цветные шумы, помимо белого шума, существуют?», «Физика на кухне».
Сообщение – вид самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения. Сообщаемая информация является уточнением или обобщением уже известной информации, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам. Пример тематики «Физика в моей профессии». В сообщение должны быть отражены следующие основные моменты:  сущность основных понятий;  связь физики с другими учебными предметами и дисциплинами;  необходимость и важность изучения физики для будущей специальности. Выполнение сочинения «Физика важна, физика нужна». В сочинении должны быть освещены следующие моменты:  сущность понятия «Физика – наука о природе»;  связь предмета с другими дисциплинами и предметами;  необходимость изучения предмета для именно вашей специальности. Синквейн – твоя интерпретация понятия, определений или даже разделов. Правила стихосложения: 1-я строка.
Главное слово
(существительное). Кто, что. 2-я строка.
Прилагательное, прилагательное
. Какой, какая, 3-я строка.
Глагол, глагол, глагол.
Пришёл, ушёл, пронёс. 4-я строка.
Фраза, выражающая отношение
. Я так чувствую. 5-я строка.
Существительное.

Например
3. Практические домашние работы. Физический эксперимент – это один из основных компонентов курса физики. Очень важно, чтобы студенты, в течение изучения курса физики, выполняли определённую совокупность домашних практических заданий с использованием подручного материала по основным темам курса. Основная цель такой деятельности это выработка практических навыков и умений у студентов, развитие креативного мышления. Примером может служить практическая работа по разделу «Молекулярная физика».
Практическая домашняя работа (индивидуальная).

Задание 1
1. Приготовьте насыщенный раствор медного купороса и тщательно его профильтруйте. 2. Возьмите стакан и налейте в него раствор медного купороса до половины. 3. Поверх раствора осторожно налейте столько же чистой воды (чтобы жидкости не перемешались, воспользуйтесь пипеткой или стеклянной палочкой). 4. Когда слой воды над раствором будет достаточно толстым, можно лить воду очень тонкой струйкой по стенке стакана. 5. Поставьте стакан на ровное место и покройте его блюдцем. 6. Запишите дату начала опыта ………………………………………… 7. Ежедневно, в одно и тоже время наблюдайте за изменением окраски воды.
Сделайте вывод
………………………………………………………………………… Наука. Упрямая, сложная. Прячется, вдохновляет, награждает. Истина относительна! Реалист!

Задание 2
1. Возьмите два стакана один наполните раствором марганцовокислого калия, а другой – чистой водой. 2. Возьмите стеклянную трубку, согнутую в виде буквы «
П»
и, зажав концы пальцами, переверните и опустите одним концом в раствор, а другим – в чистую воду. 3. Запишите начало опыта……………………………………………… 4. Наблюдайте за ходом опыта в течение 3 дней.
Сделайте вывод
………………………………………………………
Задание 3
Творческое задание. Приведите примеры диффузии в вашей профессии. 4. Домашние контрольные работы. Самостоятельность работы и творческое применение приобретенных знаний при выполнении домашней контрольной работы способствуют углубленному изучению учебного предмета, вырабатывают умение обобщать изучаемый материал и аргументировать выводы, приучают точно и грамотно излагать свои мысли. В своей практике я использую следующие виды задач: 1) задачи-упражнения, помогающие студентам приобрести твёрдые навыки расчёта и вычислений; 2) задачи для демонстрации практического применения тех или иных законов; 3) задачи для закрепления и контроля знаний; 4) познавательные задачи. Студент, выступающий субъектом деятельности в процессе системного подхода при выполнении и организации, а так же контроле выполнения, самостоятельной работы, повышает уровень внутренней мотивации к обучению. Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество обучающего, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, поскольку выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу. Самостоятельная работа – это путь к профессиональной карьере, которая формирует профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а задача преподавателей колледжа, правильно ее организовать.
Список использованных источников.
1. Мельникова Е.П. Управление самостоятельной работой студентов медицинского колледжа по освоению профессиональных компетенций //СПО. 2014. №12. 2. ФГОС СПО по специальности 22.02.06 «Сварочное производство», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2014 г. № 360. 3. Жук О.Л. [и др.]; под общ. ред..Жук О.Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов. Минск: РИВШ, 2005. 4. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студентов средн. проф. учебн. заведений. М.: Академия, 2014. 5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., 2001 6. Трущенко Е.Н. Основные направления организации самостоятельной работы//Среднее профессиональное образование, 2007, № 10.