"Новые формы взаимодействия семьи и детского сада".

Автор: Захарова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №47
Населённый пункт: Калининский р-он
Наименование материала: статья
Тема: "Новые формы взаимодействия семьи и детского сада".
Дата публикации: 03.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Детство – это незабываемая пора в жизни каждого человека. В стране детства всё возможно, всё реально: каждый может совершить геройский поступок, преодолеть трудности, стать сильным и великодушным. Мир ребёнка должен быть добрым, ярким, интересным. А сделать его таким могут взрослые . В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка всю работу в ДОУ строим так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал: « Семья – это воспитательная колыбель, здесь человек совершает свои первые шаги на пути освоения мира». Сегодня многим родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. А кто может помочь родителям в воспитании детей? Конечно педагоги детского сада, ведь они первые помощники родителей. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной организацией является: «Обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей» в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» В связи с этим меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость нововведений, активное включение родителей в жизнь дошкольной организации. Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Одним из путей решения данного вопроса является поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. Безусловно, каждый воспитатель понимает ценность того, чтобы матери и отцы по доброй воле раскрывали в общении с педагогами волнующие и радующие их мысли и
переживания по поводу воспитания ребенка. Наиболее благоприятный путь достижения доверительных партнерских отношений с семьей каждого ребенка лежит через установление диалога с ней, а значит через доверие педагогической компетентности родителей, личностный безоценочный стиль общения с каждой семьей. Но что, же такое взаимодействие и что под этим, подразумевают? В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу. Полноценное воспитание и развитие дошкольников происходит только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и ДУ. Одной из форм взаимодействия с семьями воспитанников стал клуб «Счастливая семья». Это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. Клуб является дополнительным компонентом воспитательно – образовательного процесса ДОУ, где родители могут получить определённые знания и ответы на интересующие их вопросы. Основной целью работы Клуба является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. На пути к достижению поставленной цели мы решаем ряд задач: оказывать консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка; повышать психолого-педагогическую культуру родителей; активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей; выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и педагогами детского сада. При организации работы Клуба мы стремимся к тому, чтобы каждая встреча была интересна и полезна всем её участникам. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видео просмотры, показы презентаций, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Такое сотрудничество обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу. Встречи планируем 1раз в 2 месяца. Предлагаемые нами темы встреч в этом году: 1. Ребенок левша-дар или наказание? 2. Капризы, истерики, слезы, нытье - как способ добиться желаемого.как устоять? 3. "Отцы и дети"- Роль папы в воспитании сына. 4.Общение без проблем. 5.Доброта спасет мир. .Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждении, развивает чувство педагогического такта. Например, родителям предлагается проблемная ситуация: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?» Или: «Ваша трехлетняя дочь шалит в магазине, куда вы ненадолго зашли. . Она смеется, бегает, хватает с полок товар, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, сурово отчитали. «Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может быть получен ребенком в данной ситуации?» Тренинговые игровые упражнения и задания. Например, дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные, заменить нежелательные формы обращения на конструктивные. Например, вместо: «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!» Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребенка в конкретной ситуации, полезно сформулировать перед родителями вопрос: «А как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации?» Обращение к опыту родителей. Например: "Назовите метод воздействия,
который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» или «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста», "Вспомните, какую реакцию вызывают у вашего ребенка поощрения и наказания» и т.п. Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты в воспитании, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных детских деятельностях (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность, викторины и др.) способствует эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений За небольшой период функционирования клуба самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, бывают проблемы с посещением, низкой активностью родителей. к сотрудничеству с семьей, приносит свои положительные результаты: наладилась взаимосвязь с семьями воспитанников, родители стали проявлять интерес к развитию и воспитанию своих детей, у них появляется желание принимать непосредственное участие в разных видах деятельности, возрастает доверие к детскому саду, появляется удовлетворение от совместной работы, а соответственно растёт наша самооценка, как педагогов и повышается авторитет детского сада. Ещё одной формой взаимодействия с родителями является творческая выставка. Творческая выставка – это итог совместной деятельности, наглядно показывающий творческие возможности её участников. Цель выставки - побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания. Такая форма совместной творческой деятельности сближает семейный коллектив, помогает детям, родителям и педагогам учиться понимать друг друга, доверять друг другу, становиться настоящими партнерами. Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.
Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей на размышление. Например: "В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?» Ролевое проигрывание семейных ситуаций, моделирующих родительское поведение, позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям: «Проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком». Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты в воспитании, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями. Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Наблюдения показывают, что родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, общения не только словесного, но и эмоционального. Почтовый ящик - это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично. . Акция - наряду с задачами , которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям предоставляется возможность показать личный пример ребенку положительного отношения к природе. Таким образом, использование различных методов активизации родителей способствует повышению гибкости родительской позиции матерей и отцов, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком. Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу дошкольных учреждений показывают, что родители, находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей», постепенно становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с ребенком, чувствуют себя более
компетентными в воспитании сына или дочери. .