"Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии"

Автор: Золотых Татьяна Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: пос. Псебай Мостовского района Краснодарского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии"
Дата публикации: 03.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка по теме: «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии» Автор: Золотых Татьяна Николаевна учитель химии и биологии МБОУ СОШ № 5 Краснодарский край Мостовский район, п. Псебай 2013-2014 год
Личностно-ориентированное обучение с сочетанием метода проблемного обучения, который я также использую в своей практике, обеспечивает учет возможностей и способностей учащихся, а также создает необходимые условия для дальнейшего развития их индивидуальных способностей. Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. При личностно ориентированном обучении химии изменяется сам подход к образовательному процессу, который конструируется на основе следующих идей: • ученик является центральной фигурой; • главной является деятельность познания химии, а не ее преподавание; • приоритетными становятся самостоятельное приобретение учащимися химических знаний из различных теоретических источников и при выполнении химического эксперимента, а также применение полученных знаний о веществах, материалах и химических процессах как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной и бытовой деятельности; • совместные с учителем и одноклассниками активные формы обучения химии имеют главенствующее значение для развития личности учащихся, а запоминание и воспроизведение знаний по предмету при этом отходят на второй план; • в процессе общения учителя химии с учеником в любых ситуациях должно проявляться взаимное уважение к личности, а не назидание и со стороны учителя. Целью обучения ЛЛО является не только овладение знаниями, умениями, навыками, интеллектуальное развитие каждого ученика на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, но и формирование коммуникативных умений, нравственное воспитание личности, и в первую очередь воспитание таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, альтруизм, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Технологию личностно-ориентированного обучения я начала применять в своей практике более 6 лет. Уже 10 лет я работаю по учебникам и программам И.И. Новошинского , Н.С. Новошинской , на обучение данного предмета отводится 2 часа в неделю. Школа, где я работаю, находится на окраине поселка Псебай, контингент учащихся очень разный. Значительную часть составляют дети из неполных семей, из неблагополучных семей. Зачастую родители всецело заняты подсобным хозяйством, как единым источником дохода семьи и, соответственно, не контролируют учебную деятельность своих детей дома. Я пошла по пути активизации познавательной деятельности учащихся методом продуманного чередование видов работ, типов заданий, организации поисковой, исследовательской работы на уроке на основе дифференцированного обучения. Проанализировав свою работу , выявила, что используя традиционные формы и методы обучения, нельзя вызвать потребность в поисковой активности, интересу, достичь более высоких результатов успеваемости. Поэтому вынуждена была обратиться к личностно- ориентированным технологиям, в центре которых стоит личность ребенка. Именно эти технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные условия ее развития. Личность рассматривается как субъект приоритетный, цель образовательного процесса. Цель этих технологий – всестороннее, свободное и творческое развитие личности, что способствуют наилучшей адаптации ребенка в социуме . Стало понятным, что только слияние обучения и общения в единый образовательный процесс может обеспечить эффективное ее развитие. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся достигается в полной мере в сочетании применения метода проблемного обучения. И это сразу стало давать свои 2
хорошие результаты в обучении. Содержание обучения на уроках я стала рассматривать как средство развития личности, так как вариантность и дифференцированность обучения предполагает всегда развитие и стимулирование мыслительных способностей учащихся. Личностно-ориентированные технологии на моих уроках всегда тесно связаны с методами проблемного обучения. Цель проблемного обучения- «научить ученика мыслить».Но дело в том, «проблемность» в обучении требует развития методов мышления учащихся.Я применяю комбинированные виды самостоятельных работ на уроках. Это не только всем известные тесты, но и задания на исключение «лишнего»(развивающие логическое мышление), задания на установление сходства, закономерности, конкретизацию понятия, задания, направленные на логические умозаключения, дифференцированные задания- карточки (иногда в мультимедийных уроках, которые мною разработаны). Особенностью личностно-ориентированных технологий является предоставление учащимся возможностей для самостоятельного проявления своих возможностей, предоставление им права на уроках задавать вопросы, высказывать свою точку зрения по различным химическим понятиям, а также организация учителем обмена мыслями, мнениями, стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей, а также стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого, побуждение учащихся к поиску альтернативной информации к уроку
О
сновные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:  собственная мотивация деятельности ( зачем я это делаю?);  постановка личной цели ;  личный план деятельности;  реализация плана;  рефлексия (осознание своей деятельности);  корректировка или переопределение целей; С помощью личностно-ориентированного обучения я стараюсь создать на уроках учебные ситуации, когда не только учитель излагает знания, но у учащихся формируются и реализуются личностные особенности, эмоционально позитивный настрой к учебе, и я стараюсь создать на уроках благожелательную и творческую атмосферу. Личностно-ориентированная педагогика имеет новые подходы и тенденции в решении вопроса «как» учить сегодня. Обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам; осуществляется объединение, интеграции различных дисциплин, достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода, активно используется положительная стимуляция учащихся. В личностно-ориентированном обучении можно выделить самостоятельные технологии: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, игровые и информационно – коммуникационные технологии, технологии сотрудничества, технология модульного обучения. 3
Я использую в своей практике четыре основных технологии ЛОО: технологию разноуровневого обучения, технологию проектной деятельности, игровую, информационно-коммуникационную технологию.
Технология уровневой дифференциации
Цель технологии уровневой дифференциации: обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам; создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне. возможность выбора индивидуального темпа обучения , форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, самооценки своей деятельности на основе знания индивидуальных способностей; возможность опережения или углубления содержания учебного курса индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предмету Технологию уровневой дифференциации я применяю прежде всего, потому что в каждом обычном классе некоторым учащимся достаточно минимального уровня знания по предмету, а другим необходимо более глубокое изучение предмета как науки. Изучаемый материал воспринимается учащимися неравномерно. Ученики с более высокими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности. Вторая часть учащихся в классе со средними способностями. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но могут усваивать учебный материал почти на том же уровне, но для этого им нужно больше времени уделить усвоению данного учебного материала ,для них нужно использовать чаще другие, специально подобранные задания, тренинги, тесты и т. д. и, при правильном подходе, эти дети хорошо учатся, работают в достаточно быстром темпе. Они нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями. В третью группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая средней обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. Эти ученики нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль за их работой. Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой и второй группы, усваивают понятия и всю систему знаний. В процессе учебной деятельности они не всегда могут напряженно работать, тщательно выполняют задание учителя только некоторые из них. При организации учебной деятельности учащихся этой группы необходимо строго соблюдать постепенность перехода от простых к сложным заданиям. Причем им необходимо выполнить большее число стандартных упражнений, т.е. приобрести определенные навыки. Четвертая группа - ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются тем, что имеют низкий уровень обучаемости. Эти ученики без помощи учителя работать не мо- гут, они не проявляют умственной самостоятельности, отличаются низким темпом усвоения знаний умственной самостоятельности, отличаются низким темпом усвоения знаний. Я часто использую индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитываю разный уровень. Предлагаю задания разной 4
степени трудности. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Облегченный материал содержит большую часть индивидуализации, нужной для выполнения задания. В этом случае указывается и путь решения, поскольку приведены оба реагирующих вещества. Во 2 варианте содержится меньше информации: ребята сами должны правильно выбрать для реакции другое вещество. Вариант повышенной трудности дает учащимся минимум информации и совсем не указывает, каким путем идти к его решению. Также использую и дифференцированно групповые формы на уроках. Групповая форма рациональна при изучении несложных теоретических понятий. Эта форма организации работы способствует повышению интереса к учебной деятельности, уровня продуктивности у всех учащихся. При этой форме каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. Элементы уровневой дифференциации начинаю вводить на уроках в 8 классе. Даю возможность детям заранее знать какие знания должны усвоить очень четко. Тематические зачеты провожу по основным темам курса 8 класса. Зачеты провожу во время уроков, а пересдача после уроков, зачеты с дифференцированными заданиями. Итоговые вопросы к зачетам сообщаю заранее, а также контролирующие задания, аналогичные тем, что будут на зачете. Всего в 8 классе 4 зачета: 1 зачет - Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. 2 зачет - Первоначальные химические понятия 3 зачет - Кислород. Оксиды. Горение 4 зачет - Основные классы неорганических веществ 5 зачет – Теория электролитической диссоциации Если ученик систематически занимается изучением материала темы, то ему сдать зачет легко. Отдельные учащиеся с более высокими показателями в учебе помогают учителю принимать зачет у остальных учащихся. В Х класс практически каждой общеобразовательной школы приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, но и уровнем знаний. Кроме того, лишь некоторые из них будут сдавать ЕГЭ или вступительный экзамены по химии. Остальных же интересует только отметка по предмету в аттестате зрелости. Если предъявлять к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным. Технология уровневой дифференциации дает возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей , не ограничивая при этом учителя в выборе методов, средств и форм обучения .При изучении нового материала в старшей школе я также провожу семинарские занятия. В основе их содержания - изучение материала блоками. На каждом уроке нацеливаю учащихся на достижение конкретных на результатов при изучении темы. Веду текущий учет знаний учащихся, но главный итог их работы - тематический зачет. Каждый зачет составляю, в основном, в виде тестов с выбором ответа, но не исключаю и традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи и т.д.). Стараюсь делать все возможное, чтобы нейтрализовать негативное проявление дифференцированного подхода. Только в ходе длительного изучения учащихся можно сделать выводы об их учебных возможностях. Ученики не должны знать об их разделении на группы, они сами оценивают уровень своей обучаемости и стремятся его повышать. Правильно осуществляемый дифференцированный подход не вызывает у учащихся никаких стрессовых ситуаций. Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ, решении задач. 5
Например, в процессе изучения темы « Теория электролитической диссоциации» в 8 классе закрепление знаний провожу по вопросам нарастающей трудности: Что такое электролитическая диссоциация? Почему одни вещества проводят электрический ток, а другие нет? Чем отличается атом от иона? Составить строение атома кальция и иона Ca 2+ Наиболее сильным электролитом является: HF, HCl, HBr, HI Осадок выпадет при взаимодействии растворов: 1.H 3 PO 4 и KOH 2.Na 2 SO 3 и H 2 SO 4 3.FeCl 3 и Ba(OH) 2 4.Cu(NO 3 ) и MgSO 4 Напишите уравнения этих реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Объясните,почему они протекают: а) хлороводородная кислота + гидроксид натрия б) сульфат натрия +нитрат бария в) сульфит калия + азотная кислота Карточки с дифференцированными заданиями, контрольные работы я обычно использую трехуровневого типа: повышенного уровня, базового и облегченного уровня. При выполнении более легких заданий ученик получает оценку « 3».Но, если, эта оценка его не устраивает, чаще так и бывает, он стремится дальше повысить свои результаты. На данном уроке действует свобода выбора, т.е. ученик сам выбирает задания любого уровня по своим способностям, знаниям и умениям, интересам и т.д. Главное - развивается понимание, что к контролю надо готовиться самостоятельно и серьезно; надо, прежде всего, надеяться на свои силы, знания, относиться к работе ответственно. Вот пример дифференцированных вариантов контрольной работы по данной теме в 10 классе: Это варианты усложненного характера 1) Докажите химические свойства щелочей на примере гидроксида кальция. Запишите уравнения в молекулярном и в ионном виде. 2.Установите соответствие между названием вещества и средой его водного раствора. среда раствора А) сульфат цинка 1) кислая Б) нитрат рубидия 2) нейтральная В) фторид калия 3) щелочная 3) По сокращенному ионному уравнению запишите полное ионное и молекулярное: Ва 2+ + S0 4 2- = BaS0 4 6
4) Задача: Какова масса соли, образующейся при взаимодействии 200г 2%-го раствора гидроксида натрия с 200 г 10%-го раствора соляной кислоты? Вариант 2 1) Докажите свойства кислот на примере ортофосфорной кислоты. Запишите уравнения реакций в молекулярном и в ионном виде. 2.Установите соотоветствие между названием вещества и средой его водного раствора. НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА СРЕДА РАСТВОРА А) хлорид натрия 1) нейтральная Б) сульфид калия 2) кислая В) сульфат бериллия 3) щелочная 3) По сокращенному ионному уравнению запишите полное ионное и молекулярное: Н = + ОН - = Н 2 О 4) Задача: При взаимодействии 168 г гидроксида калия и раствора сульфата меди (II) массой 200 г, в котором 0,08 массовых долей соли, выпадает осадок. Определите массу осадка. Вариант 31) Докажите свойства солей на примере хлорида меди (II). Запишите уравнения реакций в молекулярном и в ионном виде. 2.Установите соответствие между названием вещества и средой его водного раствора. НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА СРЕДА РАСТВОРА А) карбонат калия 1) нейтральная Б) сульфид меди 2) кислая В) сульфат натрия 3) щелочная 3 ) По сокращенному ионному уравнению запишите полное ионное и молекулярное : CO 3 2- + 2H + = H 2 0 + C0 2 4) Задача: Сколько граммов соли образуется при взаимодействии 10г гидроксида калия, содержащегося в растворе, с 400г 5%- го раствора азотной кислоты? А это варианты контрольной работы среднего уровня: (базовый уровень) Вариант 1 1Какие вещества, формулы которых приведены ниже, подвергаются гидролизу : а) CaSO 3 , б) AgNO 3 , в) K 2 CO 3 ? 2) По сокращенному ионному уравнению запишите полное ионное и молекулярное: 7
Fe 2+ + 20H - -> Fe(OH) 2 3) Задача: 14 г оксида кальция обработали раствором, содержащим 35 г азотной кислоты. Определите массу образовавшейся соли. Вариант 2 1) Какие вещества, формулы которых приведены ниже, подвергаются гидролизу: а) Fe 2 (SO 4 ) 3 , б)K 2 SO 3 , в)NaNO 3 ? 2) По сокращенным ионным уравнениям запишите полное ионное и молекулярное: Аl 3+ + ЗОН - = Al(OH) 3 3) Задача: К раствору, содержащему 14,2 г сульфата натрия, добавили раствор, содержащий 30 г хлорида бария. Сколько весит осадок сульфата бария? Вариант 3 1) Какие вещества, формулы которых приведены ниже, подвергаются гидролизу: а) Na 2 S, б)Cu(NO 3 ) 2 , в) BaSO 4 ? 2) По сокращенным ионным уравнениям запишите полное ионное и молекулярное: а) Cu 2+ + S 2- = CuS 3 ) Задача: Сколько граммов соли образовалось, если на 10г карбоната натрия подействовали раствором, содержащим 18,3 г соляной кислоты? Предлагаю также облегченные варианты по данной теме: Вариант 1 1) Закончите уравнения реакций, запишите в ионном виде: а) КОН + H 2 S0 4 -> 6) Fе(OH) 2 + HNO 3 -> в) BaCl 2 + Na 2 S0 4 -> 2. Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде по следующей схеме: кислота + основание  соль+ вода 3. Задача. Вычислить массу осадка, образуемого, при взаимодействии 120 г серной кислоты с раствором хлорида бария. Вариант 2 1) Закончите уравнения, запишите в ионном виде: 8
a) MgC0 3 + HNO 3 -> 6) NaOH + FeCl 3 -> в) Ва(ОН) 2 + НС1 -> 2. Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде по следующей схеме: хлорид бария + серная кислота  сульфат бария  + хлороводородная кислота 3. Задача. Вычислить массу осадка, образуемого, при взаимодействии 80 г нитрата серебра с раствором хлорида бария. Вот примерные варианты дифференцированных карточек- заданий по темам: « Изомерия, гомологический ряд алканов» Вариант 1 ( усложненный уровень) 1.Составьте структурные формулы: а) 4-фтор-бутил-3,5-диметилгептана; б) 4-изопропил- 3-этилгептана. 2.Напишите структурные формулы галогенопроизводных предельного углеводорода, имеющего состав С4Н5Сl. 3.Решите задачу: какой объем воздуха расходуется при полном сгорании 1л. метана? Учащимся предлагается время на обдумывание, а затем разбираем эти задания все вместе у доски. Вариант 2 ( базовый уровень) 1Укажите, какие из веществ являются изомерами: 2.Составьте структурные формулы изомеров, соответствующих формуле C6H14. Учащиеся выполняют задания у доски по очереди. Для выполнения таких заданий учащиеся опираются на знания, которые получили на уроке. При выполнении заданий II уровня учащиеся получают оценку “4”. 3.Укажите, сколько соединений обозначены следующими формулами: 9
Вариант 3 (уровень с заданиями облегченного типа) 1.Какие из углеводородов, формулы которых приведены ниже, являются предельными: C7H14, C2H2, C8H18, C6H6, C10H22? 2.Составьте молекулярную формулу углеводорода гомологического ряда этана, содержащего а) 15 атомов углерода; б) 20 атомов углерода. 3. Дать формулировку изомерам, привести примеры изомеров. Мои педагогические принципы при дифференцированном подходе:  предупредить, а не наказать незнание;  признание права ученика на выбор уровня обучения;  ученик должен испытывать учебный успех.
Игровые технологии
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Функции игры - развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес), коммуникативная - функция самореализации (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни),диагностическая (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты),учебная- равитие мыслительных способностей Цели игровых технологий Воспитывающие - воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, мировоззренческих, эстетических установок Развивающие - развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить и т.д. Социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция и т.д. Примеры игр тренажеров «Логические цепочки». Я задаю начало фразы: «Фосфор- неметалл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. «Продолжи ряд» Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд: а) Li, Al, As,…. б) F-, …, , Ar, …. «Убери лишнее» 10
В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их: а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3; б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2, S«Лото наоборот» Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ: CaO HNO3 MgOHCl P2O5 SO3 CO2 NaOH Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного оксида и т.п. «Третий лишний» В каждой строчке по три формулы. Например: BaO CO2 CaO HNO3 HCl H2O Na2SO4 H2SO4 BaCl2P2O5SO2 MgO Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты. Игра «Пирамида» Учащиеся играют парами. К доске прикрепляем шесть карточек так, чтобы получилась пирамида. Каждая карточка имеет свой номер, на обратной стороне написано название тематического блока, например «учёные», «реакции» и.т.д. Игроки выбирают номер карточки и должны за 30 с угадать семь слов по данной теме. Один учащийся отгадывает слова, второй подсказывает. Подсказывать можно жестами, синонимами, нельзя использовать однокоренные слова. Слова написаны на листочке, которые выдаёт второму игроку учитель. За каждое угаданное слово учащиеся получают 1 балл. Во втором туре участники меняются ролями. Первый тур «Ученые»: Менделеев, Аррениус,Ломоносов, Марковников, Бутлеров, Пристли, Бертло. «реакции» обратимые, необратимые, замещения, разложения, соединения, эндотермические, зкзотермические. «Химические элементы»: натрий, водород, медь, железо, неон, алюминий, хлор. «Периодическая система химических элементов»: электрон, период, группа, атом, нейтрон, порядковый номер, Менделеев. «Органические вещества»: этан, полиэтилен, бензол, метановая кислота, изопрен, бутин. Второй тур 11
«Правила безопасности»: не выливать в раковину, нюхать аккуратно, прогреть пробирку, не трогать руками, взрывоопасно, смыть водой, не входить. «Химическая посуда»: колба, бюретка, пробирка, чашка для выпаривания, бюкс, стакан, мерный цилиндр. «Горючие вещества и материалы»: спирт, бензин, нефть, газ, сера, ацетилен, метан. «Металлы»: цинк, хром, никель, ртуть, золото, натрий, барий. «Неметаллы»: фтор, бром, углерод, кремний, фосфор, гелий, азот. «Лабораторное оборудование»: ложечка, спиртовка, держатель, эксикатор, штатив, воронка, шпатель. После двух туров подсчитываем баллы. Победители выходят в финал. Финал К доске прикрепляем карточки с номерами на обороте которых написаны буквы. Задача игроков- угадать слово, значение которого сообщаем учащимся. Один из игроков читает по порядку предложенные учителем высказывания. Если высказывание подходит к указанному химическому элементу и веществу, то второй учащийся переворачивает карточку с номером высказывания и записывает букву. Если все номера определены правильно, то у игроков должно получиться загаданное слово. Конкурс «Кто быстрее?» Каждой команде выдается химического лото, но оно необычное. Соотнесите формулы химических соединений с их названиями и Вы прочтете высказывания великих людей. Подготовка игр требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели их проведение, но для повышения интереса к предмету, для формирования творческого коллектива в классе - игры незаменимы..
Информационно-коммуникационные технологии
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за 12
счёт одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. С 8 класса я практикую работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока . В 9 классе учащиеся уже стараются сами использовать мультимедийное сопровождение ( у кого имеется дома компьютер) в процессе создания исследовательских, творческих работ. В старших классах ИКТ даёт возможность ученикам совершенствоваться, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете. Применение различных форм информационно-коммуникационных технологий позволяет расширить рамки образовательной программы по химии, умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Созданные мною мультимедийные уроки по курсу химии 9 класса размещены на сайте « Фестиваль педагогических идей». Мультимедийный урок по теме: « Фосфор и его соединения» я отправила на всероссийский конкурс « Мой лучший урок», и работа вышла в финал . Познавательная деятельность учащихся во время восприятия и осмысления нового материала эффективно развивается во время проведения уроков с использованием мультимедийных технологий. Качество усвоения учащимися новой темы заметно улучшается, повышается заинтересованность, приобретаются навыки самообразования , если учитель умело применяет новые технологии в обучении. При этом я использую в своей практике частично-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся во время демонстрации слайдов с заданиями для самостоятельной работы, с элементами игры по предмету и, конечно, тестовых заданий. Это помогает учащимся трансформировать в дальнейшем полученные знания в умение их применять не только в дальнейшем процессе обучения, но и в окружающем мире. Традиционная модель информационного обучения, где критерий усвоения учебного материала - способность воспроизвести его в той форме, в которой он предъявлялся учителем (заучивание понятий, правил , законов) не очень эффективен , как показывает практика. Мультимедийные уроки, которые я разработала – это уроки изучения нового материала, причем большого по объему, так как каждый объединяет две темы , которые по тематическому планированию данной программы объединены в одну. Для реализации изучения большого по объему материала мною выбрана форма мультимедийного урока с частично-поисковой, а также самостоятельной деятельностью учащихся, что позволяет им за период урока не только максимально воспринимать, осмысливать учебный материал, но и выполнять самостоятельную работу, анализировать изученный материал. Методы используемые на уроке различны, это метод проблемного обучения, обобщения, самостоятельной работы с элементами поисковой деятельности, сравнения.Использован дифференцированный подход к обучению. Свои мультимедийные уроки я представлю в приложении №4. Также на уроках я активно использую диски с презентациями уроков с различными видами деятельности: тестовый контроль знаний, дифференцированные письменные работы, уроки-практикумы, уроки-исследования , комбинированные уроки. 13

Технология проектной деятельности

« Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь»
Китайская народная пословица Я думаю, что эта пословица, как нельзя лучше отражает исследовательскую деятельность ученика при создании того или иного проекта. Учитель имеет множество инструментов для достижения своих целей и задач. Одним из наиболее актуальных сегодня является метод проектов. Технология проектной детельности в средней общеобразовательной школе позволяет повысить значительно эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства. Проектную работу я стараюсь вести в направлении применения здоровьесберегающих технологий, так как на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения — одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только некоторые учащиеся осознают, что база теоретических химических знаний действительно дает возможность выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации. Недостаточно обогатить химический материал информацией, которая заинтересует учащихся. По — моему мнению, не стоит также давать конкретные инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Целесообразнее так построить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать эти рекомендации. Для этого я прежде всего выявляю, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников: а) экологические проблемы; б) организация рационального питания; в) вопросы медицины и т. д. Затем совместно с учащимися выбираем для исследования один из них и конкретизируем его: а) загрязнение воды, воздуха, потепление климата и др.; б) состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на состояние здоровья, и др.; в) употребление и действие лекарств, побочные эффекты при их приеме и т. д. После этого предлагаю учащимся найти выход из выбранной ими ситуации, выслушиваю мнения. Далее разбиваю класс на группы. Каждая из них прорабатывает один из предложенных вариантов решения проблемы с точки зрения и химии, и валеологии: учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, обсуждают все «за» и «против» и выбирают наиболее оптимальный вариант. На обобщающем уроке, который мы проводим в форме дискуссии, обсуждения их выступлений выявляем лучший способ решения предложенной проблемы. Результаты использования проектного метода в практике обучения соответствуют критериям профессионального образования, которыми являются: 14
 умение принимать целесообразные решения;  практико-ориентированное мышление;  культура труда;  творческое отношение к труду;  ответственность за выполнение профессионального задания Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования. Вначале сам педагог знакомится с технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами. Я знакомлю учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы: в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема; в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы; исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися; учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта; содержательная часть проекта структурирована; результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость; результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены; если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах; по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д. В своей практике я применяю следующие виды проектов: 1. Рефлексивные проекты. 2. Творческие проекты. Рефлексия - это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями, знаниям, поэтому к рефлексивным проектам можно отнести проекты по изучаемому или изученному материалу с субъективной позиции учащихся к исследуемым темам, разделам школьной программы. Учащиеся далеко не всегда способны самостоятельно вычленять в учебной деятельности различные ситуации, требующие рефлексивного осмысления. Они должны быть выделены учителем и даны обучающимся как особые задачи, требующие от них специфической мыслительной деятельности. Я чаще основополагаюсь на рефлексивные проекты как итоговые проекты по курсу целой главы учебника. Например, итоговый проект по курсу 9 класса « Подгруппа углерода». Цель: обобщение химических понятий, выделение проблемных точек, проектирование дальнейшего пути изучения данной главы (состоящей из 6 тем). Группы учащихся предложили каждая свой путь обобщения и выбрали формы: схему, план- конспект, таблицу. В результате работы получились следующие варианты проектов: 1 группа: обобщение сделала, сравнительную характеристику элементов подгруппы углерода в виде таблицы. 2 группа: рассмотрела тему « Круговорот углерода в природе», создала слайды к этой теме по углубленным знаниям и понятиям . 3 группа: взяла логику изучения курса: от углерода к свинцу.4 группа: рассмотрела абстрактный элемент , относящийся к данной подгуппе, с точки зрения строения атома и положения в периодической системе Д.И.Менделеева. Для учебного проекта по теме «Теория 15
электролитической диссоциации» (8 класс, программа И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская) мы решили создать визитные карточки для участников проекта, которые в дальнейшем нам пригодились и по другим темам
Визитная карточка проекта

Авторы проекта
Фамилия Имя Отчество Класс предмет Иванов Владимир Иванович 9 Химия Этап Виды работ Проблемно-целевой Формулировка целей и задач. Распределение ролей в группе. Определение сроков. Разработка сценария проекта Разработка плана работы по группам Планирование самостоятельной работы детей. Отбор содержания материала для работы по теме. Практическая реализация Создание текстовых документов Подготовка презентаций. Предварительная защита проекта Тестирование подготовленных материалов, устранение ошибок. Защита проекта Представление рефератов с демонстрацией подготовленных материалов Творческие проекты При организации исследовательской проектной деятельности следует иметь в виду, что основная цель проектной деятельности - формирование творчески активной личности. Творческий проект обязательно должен быть исследовательским, он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: 16
лабораторный эксперимент, моделирование, наблюдение, социологический опрос ,мониторинг, другие. Такие проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают межпредметные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения. Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии. Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников. Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые. Основные требования к творческим проектам: в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема; в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы; исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися. Подготовка к проекту Это стадия завершения сбора сбора информации, решения промежуточных задач. Ее можно разбить на две части. Сначала идет теоретическая работа - необходимый момент для обоснования практической части занятия; информацию может сообщить учитель, но чаще всего ее самостоятельно собирают учащиеся. После обсуждения (мини- конференция, дискуссия по поводу той или иной теоретической проблемы) учащиеся выполняют практическое исследование, решая промежуточные задачи. Основные инструменты исследования: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д. Эксперимент требует тщательной подготовки, в ходе которой происходят его планирование, разработка экспериментального материала, разыгрывание и моделирование жизненных ситуаций. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы. Представление результатов. Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, презентаций и т. п. Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Я помогаю оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. В настоящее время в нашей школе ведется проектная работа по темам : « Вода и мир» (работа ведется ученицей 10 класса Мальчихиной Софией по исследованию состава воды в роднике п. Псебай). Также ведется проектная работа ученицами 9 класса по теме « Исследование изменения русла реки Малая Лаба и его последствия». В прошлом году ученик 11 класса Штондин Иван подготовил творческий проект на Краевой конкурс по экологии по теме «Проблемы и развитие экологического туризма в нашем крае». Над рефлексивными проектами по темам «Теория электролитической диссоциации», «Круговорот углерода в природе» работала группа учащихся 8 и 9 классов. Некоторые презентации по этой теме были использованы для 17
создания мультимедийного урока. « Физические и химические свойства углерода и его соединений». На краевой конкурс в феврале по экологии отправлен проект ученицы 8 класса Марченко Анастасии.
Результативность применения технологии личностно-ориентированного обучения
В современной школе приоритетными становятся самостоятельное приобретение учащимися химических знаний из различных теоретических источников и при выполнении химического эксперимента, а также применение полученных знаний о веществах, материалах и химических процессах как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной и бытовой деятельности. Какие условия необходимы для придания обучению химии личностно ориентированного характера? Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность, предусматривающую возможность применения полученных знаний на практике, и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть использованы, это, на мой взгляд –
самый важный результат
в обучении. Такой деятельностью могут служить при изучении химии поиск, анализ и презентация химической информации при подготовке сообщений, докладов и рефератов учащимися, сформированные при этом умения и навыки относятся к общеучебной информационной компетентности, необходимой и в других сферах предметного обучения. Химия является экспериментальной дисциплиной, поэтому наиболее ярко активная познавательная деятельность учащихся происходит при выполнении лабораторных и практических работ. Например, при выполнении лабораторной работы «Ознакомление с минеральными водами» (11-й класс, общая химия) учащимся я предлагаю изучить этикетки на бутылках с минеральной водой («Нарзан», «Ессентуки», или водой местного региона) и проделать качественные реакции по обнаружению ионов, входящих в состав этих вод. Также предлагается внимательно прочитать рекомендации по использованию минеральной воды и отнесению ее к соответствующему типу (столовая, лечебная, лечебно-столовая). При выполнении работы «Ознакомление с дисперсными системами» учащимся предлагаю самостоятельно изготовить небольшую коллекцию дисперсных систем из имеющихся дома суспензий, эмульсий, паст и гелей, ознакомиться с фабричными этикетками и определить химическую причину обозначенного срока годности каждого из образцов. Аналогично задания на изучение инструкций по применению бытовых препаратов, пищевых продуктов, веществ, материалов и изделий из них позволят сформировать элементарную химическую грамотность, обеспечивающую безопасность повседневной жизни человека. Применение технологии ЛОО в средней школе, где я работаю, дает свои неоспоримые результаты : это рост качества знаний по оценкам тематических контрольных работ, краевых контрольных работ, результаты сдачи ЕГЭ, (хотя сдававшие экзамены учащиеся далеко не самые лучшие в учебе по всем предметам), призовые места по предметным олимпиадам, а также постепенное повышение качества знаний учащихся итоговых годовых оценок. Но главное, я считаю, повышение у учащихся интереса к предметам химии и биологии, которые я преподаю, повышение самооценки личности учащегося (это очень важно для данного контингента детей), развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках. Воспитание учащихся тесно связано с процессом обучения, поэтому технология личностно-ориентированного обучения, на мой взгляд, преодолевает, сглаживает противоречия между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка.
Д
ифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения, поэтому достигаются хорошие результаты в учебной деятельности учащихся. 18
Литература 1. В.Н. Булычова Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках: личностно- ориентированное обучение / В.Н. Булычова, М.А. Ахметов // Химия. - 1999.- № 40. - с.14-16, № 41. - с.6-7. 2. Ю.М. Волкова. Из опыта минимизации химического образования в основной школе. / Ю.М. Волкова // Химия в школе.- 2007.- №1.- с.12-Деятельность учителя на уроке с личностно- ориентированной направленностью: памятка // Завуч. - 1999. № 2.- с.56 3. С.В.Дендебер. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. - 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008.- 112с.- (методическая литература) 4. В.В. Лаврентьев Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно- ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. - 2009. - № 1. 5. Личностно- ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие. / Под. Ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998г. 19