"Нашествие с Востока"

Автор: Пономарёва Лариса Павловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ№12"
Населённый пункт: Кемеровская область г. Мариинск
Наименование материала: конспект урока по истории
Тема: "Нашествие с Востока"
Дата публикации: 08.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема:
«Нашествие с Востока» Учебник « История России с древнейших времен до конца XVI вв». Данилов А. А. , Косулина Л.Г.
Цели урока
: -Познакомить учащихся с монголо-татарами- опасным соседом Руси, с ходом монгольского нашествия; -Подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя, проанализировать обстоятельства первых поражений русских дружин -Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков. -Продолжить работу над формированием умений самостоятельной работы с историческим источником.
Задачи урока:

Личностные:
Расширение представления истории Руси, формировать чувство патриотизма, любви к Родине; развивать интерес к предмету.
Метапредметные:
Закрепить умение работать с книгой, историческим документом, анализировать его и делать выводы
Предметные:
ход монгольского нашествия на Русь.
Тип урока:
Открытие новых знаний.
Формы работы учащихся
: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование:
учебник, проектор, рабочие тетради.
Основные понятия и даты, изучаемые на уроке:

1206 г.-
провозглашение Темучина каганом всех монголов и присвоение ему почетного титула- Чингисхан.
1206—1211 гг.- з
авоевательные походы монголов в Сибири.
1211—1218 гг.- по
корение монголами Северного Китая.
1219-1222 гг.-
завоевание Чингисханом Средней Азии и Кавказа.
1223 г.
-битва на реке Калке.
1236 г
.- разгром монголами волжской Булгарии.
1237-1238 гг
.- первый поход Батыя на Русь

1239-1240 гг.-
второй поход Батыя на Русь
Курултай- съезд монгольской знати; фураж-корм для лошадей, скота; нойон-

князь; стан-лагерь.

План урока:
1. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. 2. Вторжение в Рязанскую землю. 3. Разгром Владимирского княжества. 4. Поход а Новгород. 5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
Ход урока.

I .Организационный момент

Мотивация.
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на уроке истории. Давайте сразу настроимся на работу, так как нам сегодня предстоит изучить объёмную и очень интересную тему. Мы продолжаем изучать государство - Удельная Русь 12-13 веков.

Мы с вами изучили тему «Феодальная раздробленность Руси», «Главные политические центры Руси» мы говорили о том, чего не смог предусмотреть Ярослав Мудрый, когда поделил свои земли между сыновьями. Чем за это поплатиться Русь.
II. Вступительная беседа:

Итак, перенесёмся с вами в те далёкие времена и попытаемся воссоздать ситуацию.

Нам известно, что русские земли, с давних времён подвергались нападениям.

1.Вопрос
Вспомните, с кем граничили восточные славяне на юге ?
Ответ:
«На юге восточные славяне граничили с кочевниками».
2.Вопрос
. Вспомните, кто такие кочевники?
Ответ
Кочевники- народы, не имеющие осёдлости, занимающиеся скотоводством и переходящие, по мере уничтожения подножного корма на новые места.
3.Вопрос
«Как складывались отношения восточных славян и южных кочевников?
Ответ:
«Между восточными славянами и кочевниками часто возникали военные столкновения. Для Древнерусского государства эта борьба была успешной. Примеры: разгром Святославом- Хазарского каганата, Ярославом Мудрым -печенегов в 1036 году, поход против половцев в 1111 году».
4.Вопрос
«Почему Русь, успешно побеждала печенегов (в 9веке), хазаров (в 7 веке), с середины 9 века – половцев?( существовало единство русских земель
с конца IX в. до начала

XII в
. государство Киевская Русь.)

-Я хочу продолжить наш урок со стихотворения. Вы послушайте и попробуйте

определить тему нашего урока

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше , чем огня,

Батыя – внука Чингисхана,

Свое соседство с ним кляня …

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли.

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.
- Какова тема нашего урока? (Нашествие с Востока)
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- Чтобы вы хотели узнать на уроке? -Кто такие монголо-татары? Где проживали? Каков их образ жизни? -Каким видом деятельности занимались до начала завоеваний? -Почему решили напасть на Русь ?(цели) -В чем их сила? -.Итоги завоевания: последствия.
5. Вопрос. Что произошло в середине 12 века- в развитии Древнерусского

государства?

(
Усобицы между князьями привели к тому, что в середине 12 века –Древнерусское гос-во распалось на 15 самостоятельных земель- княжеств)
Междоусобицы ослабляли русское

государство и делали его уязвимым перед внешними угрозами. Княжеские усобицы

подорвали обороноспособность Руси, кочевники вновь стали нападать на её

границы, а их самих (кочевников) князья нанимали для борьбы друг с другом

6.Вопрос
Назовите причины раздробленности?( Причины раздробленности Древнерусского государства:
1. Половецкая угроза была устранена и князья больше не нуждались в совместных военных действиях . 2.Они больше не желали платить дань Киеву. 3.Сложившийся на Руси порядок управления удельными княжествами делал князей хозяевами в своих землях, которые они хотели укреплять, экономически развивать и украшать 4.В Древнерусском государстве не было чёткого порядка наследования киевского престола, правда, после смерти Мономаха князья приняли решение избирать русских князей только из рода МОНОМАХА, но было уже поздно: Русь стояла на пороге дробления.)
Учитель:
Русь всегда подвергалась нашествию иноземцев, и 13 век не явился исключением Первые годы XIII.в, не предвещали Руси каких-либо серьезных внешних потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц: князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их княжества, мирились и вновь враждовали. О той поре летописи с горечью сообщали: “Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братьев”. В те времена стали приходить из восточных стран тревожные, пугающие известия о появлении какого-то неизвестного, воинственного народа. Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. Полвцы попросили помощи у русских князей. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами».
III. Изучение нового материала

Что же это за народ монголо-татары? В разных летописях их описывают по- разному.

Послушайте внимательно описание монгола – татар.

Рассказ 1 ученика
В XII веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Главным занятием монголов было кочевое скотоводство. Земледелия монголы не знали. Жилище монголов представляло собой юрту (войлочный шатер сборной конструкции). При переезде с места на место юрта ставилась на повозку. На установку юрты тратилось не более часа, а на ее разборку и того меньше. На стойбищах монголы располагались кольцом: в центре, находилась ставка вождя (хана). Вожди племен носили звучные прозвища: Батыр – богатырь, Сычен – мудрость, Букэ – силач. Они руководили войнами одного или нескольких племен при столкновении с соседями из-за пастбищ. Первым ханом, который смог объединить разрозненные племена кочевников, был Темучин. В 1206 году было созвано торжественное собрание монгольской знати. На этом съезде Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и принял имя Чингисхана – “Великого хана”.

Рассказ 2 ученика
«Скотоводческие монгольские племена заселяли обширные пространства от Великой Китайской Стены до озера Байкал ( территории, ныне входящие в состав Бурятии и Монголии). Носили они различные названия: монголы, меркиты, кереиты, ойраты, татары. Прирожденные наездники, они кочевали по необъятным степным просторам в поисках богатых пастбищ. Пастбища, скот, табуны лошадей составляли богатство монголов, из – за которого между родами и племенами нередко проходили кровавые столкновения. С конца XII века у монгольских племен начался процесс разложения родоплеменного строя и становления раннефеодальных отношений. Здесь начала выделяться родоплеменная знать – найоны (князья) и багатуры (богатыри), окруженные дружинниками – нукерами. Они захватывали у общин скотоводов – аратов пастбища и стада».
Вопрос к классу:
Кто же такие монголо – татары? Где они проживали? (кочевники, во второй половине ХII-начале XIII века они проживали на огромной территории от, Великой Китайской стены до озера Байкал).
Учитель:
Во второй половине XII в. среди монгольских племен происходили примерно те же процессы, что и в Западной Европе в V — VII вв. и среди восточных славян в VIII — IX вв. Шло отмирание первобытнообщинных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества стал уже не род, а отдельная семья.
Вопрос к классу:
Какой хозяйственной деятельностью занимались монголы? (Они были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были табуны коней, стада рогатого скота, овец.)
Учитель:
С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью. Один из путешественников писал о них: «Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте». Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастали крепкими, ловкими, смелыми. Во второй половине ХП в. между монгольскими племенами началась межплеменная борьба за первенство. В ходе этой борьбы выделяется вождь одного из монгольских племен Темучин, которому удалось подчинить себе большую часть монгольских племен (слайд 5).
(Рассказ ученика о Чингисхане)
Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй-богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году в бассейне реки Амур. В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю, стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников.
Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён. Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады. Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом (т.е. правителем) всех монголов и присвоил ему титул – «Чингиз», что обозначает «человек, имеющий всю полноту власти». В народе Темучжина прозвали Чингизханом – «Великим ханом». Это был смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек.
Он поставил

перед монголами задачу завоевать весь мир.
Чингисхан провел ряд реформ, ввел единые законы Яса, но самое главное, создал сильную боеспособную армию. Чингисхан располагал превосходной разведкой. Прежде чем отправиться в военный поход, монголы через купцов, путешественников, через своих тайных агентов тщательно собирали сведения о своих будущих противниках, о состоянии политического положения в их землях, об их союзниках и врагах, об оборонительных сооружениях. Нередко роли разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или иную страну перед ее завоеванием
И вот такое организованное и дисциплинированное войско обрушилось на своих

соседей.

Сейчас поработаем с учебником ( по группам) &12 стр.103

Первая группа «Армия монголов. Сражение на Кальке»
Порядок работы: Изучите §12 учебника пункт 1 с. 103-105 , дополнительный материал. Подготовьте ответ на вопрос. 1.В чем причины силы армии монголов? 2.Почему русские князья, долгое время успешно боровшиеся с кочевниками, потерпели поражение от монголов на реке Калка? Какой урок князья могли извлечь из этого поражения?
Дополнительный материал:
«Поставив себе целью создание великой империи, Чингисхан блестяще использовал воинские навыки монголов. Все общество и государство было выстроено по военному образцу. Монголы получили четкую организацию, скрепленную родоплеменными связями, беспрекословным подчинением старшему и жесточайшей дисциплиной. Против тяжелой конницы монголов не могли устоять даже закованные в доспехи западноевропейские рыцари.
Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательны ми снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть. За бегство с поля боя смертью наказывался весь десяток, в котором служил этот воин».
Учитель:
«В 1237-1238 гг. и 1239-1240 гг. произошло два похода монголов на Русь. Первыми встретили монголов Рязанское и Владимирское княжества».
Вторая группа «Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества».
Порядок работы: Изучите §12 учебника пункты 3, 4 с. 105– 108. документ с. 112 – 113 Подготовьте ответ на вопросы. Приведите примеры героизма рязанцев и владимирцев в борьбе с монголами. Какие чувства выражает автор документа?
Учитель:
«Следующей русской землей были владения Новгорода, но не дойдя ста верст до Новгорода монголы поворачивают обратно в восточные степи» Почему?
Третья группа «Поход на Новгород».
Порядок работы: Изучите §12 учебника пункт 4 с. 108– 111 Подготовьте ответ на вопрос. Почему Новгороду удалось избежать разорения монголами?
Учитель:
«В 1239 – 1240 гг. монголы совершают поход на южные и юго – западные княжества, в 1241 году они вторгаются на территорию Европы. Но в 1242 году монголы вновь возвращаются в восточные степи».
Четвёртая группа «Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу».
Порядок работы: Изучите §12 учебника пункт 6 с. 111 – 112. Подготовьте ответ на вопрос.
Монголам удалось завоевать русские земли, но из Европы они были вынуждены повернуть назад. Почему?
Общее задание группам: В чем причины завоевания Руси монголами?
ВЫВОД Ответ: «Военная и политическая разобщенность русских князей. Недостаток военных сил русских княжеств. Сила монгольской армии». Дисциплина в монгольской армии. IV. (Рефлексия) Итог урока 1 что нового вы сегодня узнали на уроке? 2.Как вы считаете, достигли ли мы цели в решении главной проблемы:
Почему же монголам удалось победить Русь ?
1) разобщенность русских войск и сил; 2) отсутствие единой армии; 3) численное превосходство монголо – татар; 4) отличная организация армии: дисциплина, разведка, опыт китайцев.
Последствия монголо – татарского нашествия:
1) Сократилось население Руси; 2) Разрушено 49 из 74 городов 3) Гибель ремесленников привела к утрате профессий и ремесел; 4) Западная Европа была спасена от разгрома. После завоеваний Батыя на территории Руси было установлено ордынское иго – рабство.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Ответы


2. Ответы учащихся (главное): «Армия монголов, битва на Кальке»

Первая группа:
«Жесткая дисциплина в монгольской армии, хорошая военная подготовка, наличие стенобитных и камнеметательных машин, метательных снарядов с горючей смесью». Жесткая дисциплина Хорошая военная подготовка Наличие стенобитных и камнеметательных машин, метательных снарядов с горючей смесью «Отсутствие единого командования, несогласованность действий русских князей и половцев. Для успешной борьбы с монголо - татарами необходимо было объединение всех сил Руси». Причины поражения русских князей в битве на Калке:  Отсутствие единого командования  Несогласованность действий русских князей и половцев  Для успешной борьбы с монголами было необходимо объединение всех сил Руси
Учитель:
«В 1237-1238 гг. и 1239-1240 гг. произошло два похода монголов на Русь. Первыми встретили монголов Рязанское и Владимирское княжества».
Вторая группа:

«Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского

княжества».
Вторжение в Рязанские земли «Гибель княжича Федора и его жены Евпраксиньи, борьба Евпатия Коловрата, пятидневное сопротивление Москвы, сопротивление Владимирцев. Автор Суздальской летописи выражает чувства горечи и печали».
Учитель:
«Следующей русской землей были владения Новгорода, но не дойдя ста верст до Новгорода монголы поворачивают обратно в восточные степи».

Третья группа:

«Поход на Новгород».
«Действия жителей Торжка (сопротивление монголам и уничтожение складов с зерном), недостаток продовольствия и фуража, боязнь действий в весенней распутицы и лесистой местности». Почему Новгороду удалось избежать разорения монголами? Действия жителей Торжка (сопротивление монголам и уничтожение складов с зерном). Недостаток продовольствия и фуража. Боязнь действий в условиях весенней распутицы и лесистой местности.
Учитель:
«В 1239 – 1240 гг. монголы совершают поход на южные и юго – западные княжества, в 1241 году они вторгаются на территорию Европы. Но в 1242 году монголы вновь возвращаются в восточные степи».
Четвёртая группа:

«Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу».
«Ослабление силы монголов в результате сопротивления русских княжеств». ( «Монголам удалось завоевать русские земли, но из Европы они были вынуждены повернуть назад. Почему?»). Ослабление силы монголов в результате сопротивления русских княжеств.
3. Общее задание группам: В чем причины завоевания Руси монголами?
(Изучите дополнительный материал).
Ответ: «Военная и политическая разобщенность русских князей. Недостаток военных сил русских княжеств. Сила монгольской армии». (Переход по гиперссылке «Причины» к слайду «Причины завоевания Руси монголами»).  Военная и политическая разобщенность русских князей.  Недостаток военных сил русских княжеств.  Сила монгольской армии.
Дополнительный материал:
«Могли ли устоять русские княжества перед Батыем? Наверное, первое, о чем думает читатель, — это последствия разобщенности, несогласованности русских князей. Но насколько можно было, оставаясь в рамках удельного сознания (другого не было), преодолеть эту разобщенность? Битва на Калке хорошо показала реальные возможности военного объединения: князья способны были выступить вместе, но эффективность таких действий тоже была невысокой. Однако дело не только в военной и политической разобщенности. Захватчики имели подавляющий перевес над своими противниками. Этот перевес был настолько большой, что можно в порядке размышления задаться проблематичным вопросом: а могла ли устоять единая Киевская Русь перед отлаженной военной машиной Монгольской империи?»
ІІІ. Подведение итогов урока.

1. Учитель:
«В результате походов с востока русские княжества были завоеваны монголо – татарами, не меньшая опасность угрожала Руси с Запада. Об этом мы узнаем на следующем уроке».