"Улыбка моя, где ты?"

Автор: Киселёва Виктория Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУРК "КУВКИ ЛИ"
Населённый пункт: город Керчь, республика Крым
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Улыбка моя, где ты?"
Дата публикации: 12.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок развития речи. 3 класс

«Улыбка моя, где ты?»

Цели урока
: развивать образное мышление, творческое воображение младших школьников; обучить их приёмам саморегуляции и потренировать в проявлении доброжелательного поведения; активизировать словарный запас учащихся; создать возможность для творческого поиска в процессе выполнения заданий; формировать навыки толерантного общения, умение аргументировать свою точку зрения; способствовать формированию собственной позиции в любой ситуации.
Ход урока:
1. Организация класса.
Психологический настрой на урок. Игра «Муравейник».
- Как хорошо, ребята, что мы опять вместе! Давайте поприветствуем друг друга. А поможет нам в этом игра. (Дети делают два круга – внешний и внутрений. Общение происходит в парах по кругу. По хлопку дети меняются парами. Учащиеся пожимают друг другу руки и говорят хором слова приветствия: - Здравствуй, друг! Как ты тут? Ты пришёл? Хорошо! - Кресло автора сегодня, с вашего разрешения, займу я. Я хочу подарить вам волшебный урок. Но чтобы создать чудо, мне понадобится ваша помощь: * Нашему уроку нужна голова. Мы будем думать и размышлять. * Глаза – мы будем смотреть, видеть, присматриваться. * Губы, язык – мы будем разговаривать, рассуждать и даже петь. * Уши – мы будем слушать, слышать, прислушиваться. * Руки – чтобы писать и рисовать. * Ноги – чтобы ходить, сделать физминутку и даже потанцевать. - И, конечно же, мне нужны ваши добрые, нежные и любящие сердца. Как сказал автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери: «Искать надо сердцем…Самого главного глазами не увидишь…» - А теперь давайте закроем глазки, навострим ушки и будем выполнять всё, что я сейчас скажу. Только говорить я буду тихо-тихо, шёпотом. - Итак, закрыли глазки сильно-сильно, повернулись к соседу по парте, взялись за руки, улыбнулись и… - А теперь откройте глазки и запомните этот миг. 2. Сообщение темы урока, мотивация учебной деятельности.
Активизация опорных знаний. Упражнение «Интрига»

- Сегодня у нас урок развития речи, а тему нам поможет раскрыть зашифрованное слово. УХО –ХО + ЛЫД – Д + БОР – ОР + КА МА – А + О + Я, ГАЗ – АЗ + ДЕ ТЫКВА – КВА? (Улыбка моя, где ты?) Предвидение. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? - Для чего человеку нужна улыбка? - Почему животные, например, кошки или собаки, могут обойтись без улыбки, а человек нет? - Я предлагаю чтобы девизом нашего сегодняшнего урока стали такие слова: «Дарите друг другу улыбки сердца и пусть светится каждый из вас». Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. 3. Восприятие и осознание учебного материала.
Метод шести шляп Эдварда де Боно.
- Я предлагаю рассмотреть тему нашего волшебного урока с помощью известных нам шляп де Боно. Первая шляпа – белая. Тот, кто надевает эту шляпу, собирает информацию. (На доске рисунок белой шляпы) - Представим, что мы надели
белые шляпы
и вместе составим ассоциативный куст к слову «Улыбка». Что вызывает у вас улыбку? - Когда мы улыбаемся? - Какой может быть улыбка? - Что может сделать улыбка? - А сейчас игра-соревнование. Подберите слова, которые ассоциируются со словом «Улыбка»: 1-й ряд – слова-предметы; 2-й ряд – слова-признаки; 3-й ряд – слова-действия.
-
Вторая шляпа – красная
. Это ощущения, впечатления, активные эмоции человека. Помните, мы говорили, что каждое слово имеет свой цвет? А как вы думаете, какого цвета улыбка? - Обоснуйте свой выбор и объясните, почему именно с этим цветом у вас ассоциируется улыбка. - Мы с вами учимся в уникальном учебном заведении, потому что наряду с математикой и чтением знакомимся с удивительным миром музыки. Ведь мы – учащиеся лицея искусств. А как вы думаете, может ли музыка влиять на настроение человека? Может ли она вызвать улыбку, смех? (Звучат музыкальные примеры). -
Жёлтая шляпа
– это поиск преимуществ, выгоды, пользы. И сейчас, надев виртуальные жёлтые шляпы, выясним пользу улыбки в нашей жизни. -Замечали ли вы, что когда люди улыбаются, они становятся красивыми? Оказывается, 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми. С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение. А теперь давайте поговорим о том, какова же положительная роль улыбки в нашей жизни. Может быть у вас были такие жизненные ситуации, когда улыбка спасала и выручала вас? - Следующая
шляпа – чёрная
. Она помогает увидеть отрицательные стороны явлений. Итак, чёрная шляпа привела наш волшебный урок в тупик. И выберемся из него мы когда выясним, есть ли что-то негативное в улыбке, смехе? Когда смех обижает? - Когда улыбки на лицах окружающих тебя расстраивают? - были ли у вас такие моменты в жизни? Физкульминутка. - А сейчас мы немного разомнёмся. И поможет нам в этом весёлый Добрик, который заглянул сегодня на наш волшебный урок. (Музыкальное сопровождение) - И теперь мы с вами станем обладателями зелёных шляп, которые символизируют исследования, новые идеи. И мы отправляемся в страну Фантазию, а вы не забудьте взять с собой своё воображение! А знаете, зачем? Чтобы встретиться там с принцессой Улыбкой. Звучит музыка. -Чтобы встреча наша состоялась как можно быстрее, давайте представим принцессу Улыбку. Какой вы её себе представляете? - Как она одета? - Что больше всего любит делать? - Какими чертами характера наделена? - А кого в классе вы могли бы назвать мисс Улыбка и почему?
- А вот какой принцессу Улыбку увидела я. Учитель показывает детям изображение принцессы на картинке. -Представьте себе, именно сегодня у принцессы Улыбки День рождения. А чего ждёт каждый из вас в этот день? Правильно, подарков. И мы тоже подарим сейчас подарки нашей сказочной принцессе. Но они будут не настоящими, а ассоциативными. Игра «Выбор ассоциаций по желанию». - Представьте себя любым предметом живой или неживой природы и сделайте подарок принцессе Улыбке. (Ответы детей: Если бы я был цветущим садом, я бы подарил принцессе Улыбке все самые красивые цветы, растущие в моём саду….и т.д.) Принцесса Улыбка тоже приготовила вам сюрприз и принесла с собой волшебную палочку и цветик-семицветик. И она очень просит нас выполнить все задания, которые записаны на его волшебных лепестках. Вам необходимо разбиться на 7 групп в зависимости от того, какого цвета лепесток вам сейчас достанется. И каждая группа получит своё задание, которое нужно будет в течение 5минут обсудить в вашей группе и дать ответ. (Работа в группах)
Задания 1 и 2.
Красный и оранжевый лепестки. На листках записаны советы тому, кто хочет научиться дружить. Но среди них есть как правильные, так и неправильные. Задания красного лепестка – выбрать из них только правильные советы; Задания оранжевого лепестка – выбрать советы, в которых говорится, как поступать нельзя.
Советы красного лепестка Советы оранжевого лепестка
Чаще улыбаться Быть сердитым Рассказывать только о себе Слушать своего друга Называть друга по имени Называть друга прозвищем Разговаривать о том, что интересно Разговаривать о том, что интерес- другу но самому Совершив ошибку, признаться Скрывать свои ошибки, указывать в ней, исправить на чужие Вести себя так, как хочется,не обращая Вести себя с другом так, как бы Внимания на других ты хотел, чтобы он вёл с тобой

Задание 3.
Жёлтый лепесток – «Волшебные очки». Тот, кто их наденет, видит в человеке всё самое лучшее. Воспользуйтесь волшебными очками и попробуем посмотреть сквозь них на присутствующих в нашем классе. (Ответы детей – комплименты друг другу)
Задание 4.
Зелёный лепесток просит вас придумать рецепт торта «Улыбка». Какие продукты вам понадобятся?
Задание 5.
Голубой лепесток – «Врачи, помогите!». Нужно придумать микстуру, которая даже грустного человека заставить улыбнуться. Придумайте рецепт микстуры «Улыбка»
Задание 6.
Синий лепесток – «Строители, вы где?». Нужно построить Дом Улыбки. В сказочной стране, где живёт принцесса Улыбка, у неё есть много друзей. И именно для них она хотела бы выстроить этот дом. Давайте ей поможем. Из чего мы будем его строить?
Задание 7.
Фиолетовый лепесток – игра «Микрофон».Воспользуйтесь микрофоном, почувствуйте себя в роли ведущего ток-шоу «Улыбка моя, где ты?» и обратитесь к нашей аудитории с вопросами по теме нашего урока. Возможные вопросы: - Какую роль играет улыбка в жизни людей? В вашей жизни? - Часто ли вы улыбаетесь? Что вызывает у вас улыбку? - Можно ли назвать улыбку чудом? Почему? - Дарили ли вы кому-нибудь свою улыбку? Что чувствовали при этом? - Что может вызвать улыбку у вашего товарища? А у учителя? -Молодцы, ребята. Мы выполнили все задания, которые были предложены цветиком - семицветиком. И сейчас я взмахну волшебной палочкой, и у каждого из вас появится волшебный листочек, который приготовила для вас принцесса Улыбка. (Детям раздаются цветные листочки с раскрасками улыбающихся сказочных героев). Вы возьмёте свои любимые краски и оживите эти чудесные картинки. (На фоне музыки «ОТ улыбки» дети раскрашивают картинки) А дома попробуйте написать письмо принцессе Улыбке, в котором выразите свои эмоции и чувства.
4. Подведение итогов урока. - Последняя
синяя шляпа
– размышления, подведение итогов. Я надеюсь, вы все убедились сегодня в том, что с помощью улыбки можно улучшить своё настроение и самочувствие. Улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь. Принцесса Улыбка прощается с нами, но просит не забывать её слова: «Улыбка не стоит ничего, но даёт так много. Она обогащает нашу жизнь, не делая нас беднее» -Прочитайте, какие советы нам оставила принцесса Улыбка. Дети достают листочки с советами.
Советы Улыбки
 Каждый день тренируйся – улыбайся перед зеркалом. Оставайся в таком состоянии одну минуту.  У себя в комнате постарайся повесить фотографию улыбающегося человека.  Дома, в школе, на улице чаще улыбайся своим друзьям, одноклассникам, родителям, учителям.  Улыбайся, когда здороваешься или приветствуешь кого-нибудь. -А сейчас я предлагаю сделать большой круг, «Круг друзей». Дети становятся в круг, учитель зажигает Свечу дружбы и передаёт по кругу каждому. -Однажды Бог сказал: «Сделаю так, чтобы все люди Земли улыбнулись одновременно. Может быть, тогда они поймут, какую энергию жизни я им подарил». Так давайте же подарим друг другу улыбки сердца, и пусть светится каждый из нас.