"ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ"

Автор: Козин Сергей Владимирович
Должность: специалист по социальной работе, исследователь
Учебное заведение: -
Населённый пункт: с.Ремонтное
Наименование материала: Научная статья
Тема: "ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ"
Дата публикации: 08.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Козин С.В. специалист по социальной работе, исследователь.
Аннотация:
В статье исследуются факторы, раскрывающие соотношение государственной власти и государственного принуждения. Государственное принуждение рассматривается как свойство государственной власти. В юридической литературе не без основания считается, что принуждение является одним из методов власти.
Ключевые слова:
государственное принуждение; функции принуждения; принудительное воздействие; частные лица; должностные лица; правопорядок. Kozin, S. V., specialist in social work, researcher.
Abstract:
This article examines the factors that reveal the relationship between state power and state coercion. State coercion is considered as a property of state power. In the legal literature is not without reason it is considered that coercion is one of the methods the authorities.
Keywords:
state coercion; compulsion; coercion; individuals; officers; law enforcement. Понимая государственное принуждение как средство, используемое государством в целях обеспечения законности и правопорядка, а также нормального существования и развития общественных отношений, с учетом многообразия последних можно выделить различия в содержании, объеме, характере и направлении осуществляемого воздействия. Правоотношение по реализации принуждения всегда двухстороннее, властное отношение, один из субъектов которого обладает властными полномочиями, а другой - вынужден подчиняться и исполнять обращенные к нему предписания. Следовательно, неизбежно разделение всех субъектов принуждения на две группы: субъекты, реализующие принуждение, с одной стороны; и субъекты, в отношении которых применяется принуждение, с другой. При анализе государственное принуждение становится очевидным, что на одной стороне правоотношения по применению мер принуждения всегда будет стоять государство, в лице своих органов и должностных лиц,
2 определение круга которых опосредовано особенностями структурной организации государства, от имени которого осуществляется принуждение. Эти особенности проявляются в наличии у государства «специального аппарата в лице особого разряда людей, обладающих публично-властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления и руководства, охраной экономического, социального и политического строя общества, в том числе путем принуждения». Следовательно, к субъектам, реализующим принуждение, относятся государственные органы и должностные лица, правовой статус которых неразрывен со статусом государства. Реализуя государственно-властные полномочия, государственные чиновники теряют свое частное начало, перестают быть отдельными индивидами и выступают от имени государства и в интересах государства. На этом этапе действует принцип презумпции заинтересованности чиновника в государственных делах, обеспечиваемый рядом факторов, например, особым порядком поступления на службу и режимом службы; системой льгот и привилегий; государственной защитой служащих и др. У государства нет смысла принуждать чиновников исполнять свои полномочия. Предполагается, что гражданин, поступивший на государственную службу, становится единомышленником государства и обеспечивает его интересы. В правовом смысле государство, его органы и должностные лица - единое целое, выступающие как единый субъект. Указанный признак уже был отмечен в юридической литературе. Так, В.П. Беляев, характеризуя теоретические аспекты надзорно-процессуального производства, отметил, что «в них прокурор не имеет (не должен иметь!) собственных личных интересов. Его воля должна совпадать с государственной, выраженной в законодательстве». Соответственно на другой стороне в правоотношении будут лица, способные создавать помехи нормальному функционированию государства. Определение круга этих субъектов - одна из задач правовой науки, решение которой позволит выстроить оптимальную правовую модель механизма государственного принуждения. Обобщая признаки указанных лиц, можно отметить следующие их особенности: 1) они организационно обособлены от государства; 2) имеют собственные интересы, не совпадающие с государственными интересами; 3) на них возложено исполнение юридических обязанностей перед государством. В теории права субъекты, защищающие собственные интересы, отличные от
3 государственных, получили название «частные лица». Государство как универсальный субъект, обеспечивающий управленческие функции в обществе, вступает в правоотношения по реализации принуждения прежде всего с этими субъектами права. Приоритетность такого выбора объясняется положением частных лиц, противостоящих государству и способных на оказание сопротивления либо игнорирование государственных предписаний. В системе публичных правоотношений с участием частных лиц обеспечение государственных интересов всегда сопряжено с подавлением возможного или оказываемого сопротивления со стороны последних. Интересы частных лиц, не совпадающие с государственными, могут вызвать конфликты в сфере права, на разрешение которых и направлено принуждение. Именно поэтому государство, регулируя общественные отношения, направляет энергию принуждения на тех субъектов, которые по своему статусу не являются государственно-властными субъектами, при этом определяет характер, степень и вид применяемого государственного принуждения. То есть государство, учитывая возможное сопротивление со стороны субъектов правоотношений, допускает и предполагает, что отдельные частные лица не захотят добровольно исполнять правовые предписания, и предусматривает специальные возможности для преодоления их сопротивления, в том числе применение принуждения. Характеризуя данный вид принуждения, можно отметить его внешний характер, производный от основной обязанности государства «обеспечить благополучие и процветание России» (Преамбула Конституции РФ). Исполнителем воли государства становится госаппарат, а порядок, основания и условия применения принуждения регулируются правом. Таким образом, при регулировании общественных отношений государство в лице своего госаппарата использует принуждение в качестве инструмента для предотвращения и пресечения неправомерного поведения частных лиц. В правоотношениях по реализации принуждения противопоставлены два круга субъектов: с одной стороны, государство, его госорганы и должностные лица, действующие от имени государства; а с другой - физические и юридические лица, преследующие свои, частные интересы. Такое принуждение направлено на субъектов, противостоящих государству, имеет внешний характер и не может распространяться на иных лиц, не соответствующих указанным выше признакам, в том числе на лиц, находящихся на государственной службе, в отношении которых действует принцип презумпции заинтересованности в делах государства. Помимо частных лиц в теории права выделяют публичных субъектов, в
4 отношении которых также может применяться принуждение, но на ином управленческом уровне.
Заключение:
Содержание и объём внутрисистемного принуждения не входит в рамки внешнего принуждения и играет по отношению к нему второстепенную, обслуживающую роль. В этой связи применение принуждения к чиновникам используется для обеспечения законности и эффективности функционирования государственного аппарата, и в итоге - для законности применения основного внешнего принуждения.