"РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ с помощью дидактических игр по развитию речи (старший возраст)."

Автор: Исакова Лариса Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад Золушка
Населённый пункт: г. Заводоуковск, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ с помощью дидактических игр по развитию речи (старший возраст)."
Дата публикации: 08.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ

с помощью дидактических игр по развитию речи (старший возраст).
«Дети прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей её свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом». ( П. Вайнцвайг) Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. Сделать это весьма непросто: одаренные дети дошкольного возраста тяжело адаптируются в социуме, что, как известно, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии их таланта. Конечно, неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Доказано, что каждый ребенок, пришедший в наш мир, щедро наделен самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причем они комплексны; что все дары природы можно и нужно развивать; что неспособность к одному компенсируется способностью к чему-то другому. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, становится приоритетной задачей современного общества. Следовательно, работа с одаренными детьми становится преимущественным направлением образовательной практики. Педагогический коллектив детского сада, проводит систематическую целенаправленную работу по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребенка в различных видах образовательной деятельности. При создании в детском саду благоприятных условий, за период дошкольного детства, ребенок может пройти путь от первых проявлений, склонности до яркого рассвета способностей, одаренности. Далее на следующем возрастном этапе (4-6 лет) идет активизация работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне форсированности основных мыслительных операций, высокой концентрации внимания, в быстром и глубоком запоминании. С целью развития этих способностей педагоги используют различные виды интеллектуальных игр: ребусы, кроссворды, головоломки, задачи, лабиринты, графические диктанты, лото, домино, шашки, конструктор LEGO, развивающие игры, дидактические игры.
Игра «Помощники»

Цель.
Познакомить с функциональным подходом к окружающему миру. Закрепить прием "оживление", выработать его символ. Продолжат учить находить прямые аналогии по внешней форме, цвету. Рассмотреть сказки, принесенные детьми, определить, что в них ожившее. Предложить детям сделать себе помощника, который мог бы помогать, все оживлять. Что у помощника должно быть, что он мог бы передавать тому, кого он оживляет? Но ведь его самого не должно быть видно, чтоб был виден сам оживший предмет? Руки, нога, глаза, рот... должны быть, чтоб предмет ожил, а того, на ком это все есть, не должно быть. Или его не должно быть видно? Выслушать предложения детей, на чем это может быть. Можно показать лист бумаги, на котором это все нарисовано, но тогда не будет видно самого предмета. Чаще всего дети приходят к выводу, что это нарисовать или наклеить надо на чем то прозрачном. Можно при них, можно заранее заготовить и теперь показать. Название этому помощнику дети придумывают сами. (Наши назвали Оживляла). Обыграть Оживлялку, с разными предметами, с овощами, с фруктами. Вспомнить в каких сказках эти предметы ожившие. Предметы подобрать заранее, учитывая знакомые детям сказки.
Параллельно ''оживлению" проводить прямые аналогии предметов по форме и цвету. Дать детям небольшие кусочки картона, на которых нарисованы геометрические формы: круги; овалы разных размеров; не совсем правильные круги и овалы. Сказать, что это портреты овощей и фруктов. Сейчас проявим – дорисуем, и можно будет оживлять. Дети дорисовывают, раскрашивая. По желанию добавляют признаки оживления. Потом вырезают. Можно с ними сочинить сказку, о каком-нибудь из оживленных предметов. В конце занятия отметить - лучше или хуже то ; что "рисунок" на листе можно менять? Чем понравилось, чем не понравилось?
Игра «Столяр гулял в густом лесу»

Цель.
Показать относительность понятий о любом объекте от взгляда на него. Показать изменчивость этого взгляда от функционального подхода к любому предмету. Закрепить умение анализировать предметы, действия, события; рассматривая их с хорошей и плохой стороны в зависимости от того, кто рассматривает - когда и для чего. Рассмотреть с детьми игрушечного зайца. Показать детям совершенно разные точки зрения на зайца из окружающего его мира. Если этот заяц игрушечный? Если этот заяц живой? Обсудить, почему такой взгляд у каждого. Прочитать стихотворение Р. Сеф. Столяр гулял в густом лесу Среди больших стволов, И, улыбнувшись, он сказал: - Как много тут столов. Охотник зайцев настрелял Пять штук за шесть минут, И, улыбнувшись, он сказал: - Как много зайцев тут. Шел утром добрый человек. Стряхнув с ветвей росу, Он улыбнулся и сказал: - Как хорошо в лесу! Для чего столяру много столов? Охотнику - зайцы? Зайцев - жалко? Как они могут в лесу спастись от охотника? Если деревья оживут, они могут помочь? Как? А если зайцев вдруг станет очень много? Если зайцы станут очень большие? Или, наоборот, очень маленькие? Как зайцы могут изменить свой размер, и как может измениться их количество?
Игра «Поможем Петушку»

Цель
. Познакомить детей с приемом фантазирования "Увеличение - уменьшение", показать принцип его действия на знакомых сказках. Решать сказочные задачи, используя этот прием. Предложить выбрать из сказочных героев помощника, который нам будет помогать все увеличивать и уменьшать. У нас в старших группах было два символа: воздушный шарик на подставке, и Мальчик с пальчик, которого назвали Великанчик с пальчик. Раз у нас теперь есть такие помощники, воспитатель предлагает помочь Петушку из русской народной сказки "Петушок подавился". Дети, помогая Петушку, который подавился зернышком, используют разные варианты изменения – зернышка и Петушка, Курочки, чтоб только его спасти. Например: зернышко становится таким маленьким, что проскальзывает само в горлышко. То же самое, если Петушок станет очень большим. Курочка становится маленькой, влетает в горлышко Петушку и склевывает зернышко. Зернышко оживает, ему там тесно, оно само вылетает из горлышка и т.д.

Тема «Город»

Цель.
Системный подход по теме "город". Выявить особенности своего города. Подводка к выявлению противоречий, анализируя с разных сторон обстоятельства, объекты. Закрепить использование приемов фантазирования. "Наоборот", "Оживление", "Увеличение - уменьшение". Подвести к принципу однородности предметов, используя метод фокальных объектов.
Игра «Назови, что видишь?»
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и произносит какое-либо обобщающее слово. Дети с закрытыми глазами, называют, что они "видят", когда слышат что слово. Например, воспитатель произносит слово "Детский сад". Дети перечисляют: группа, воспитатель, дети, кухня, прогулка... Любой аналог, который возникает при этом слове. Воспитатель произносит слова - группа, участок, улица, город
Игра "Посмотрим в окно ".
Детям предлагается рамка большого окна. Или "окно", сделанное из большой коробки. Предложить, открыв "окно", выглянуть в город или заглянуть в какое-либо помещение. Что бы дети там увидели? Придумать маленькое описание на эту тему. Рассказать друг другу содержание увиденного.
Игра «Волшебники – помощники в городе»
Что было бы, если в наш город пришли волшебники-помощники. Что стило бы с улицами, домами, киосками, скамейками, деревьями..... 'Эти изменения можно показать наглядно, сделав макеты домов из полоски бумаги, сложенной гармошкой. По мере увеличения дома - гармошка растягивается вверх - дом увеличивается в высоту; или в стороны - дом увеличивается в длину. То же самое с киосками, скамейками, остановками и т.д. При оживлении всему прибавляются характерные детали оживления: ноги, руки, крылья, рот, глаза...
Игра "Посмотрим в окно" (усложнение).
Все эти изменения обсуждаются с точки зрения - хорошо, плохо всему окружающему. Предложить изменить наш город, сделав его похожим на... (взять овощи, фрукты, что-либо из растительного мира, из пищи). Какой теперь будет город. Можно изменения по ходу обсуждения наносить на макет (не обязательно). Обговорить, что будет в таком случае с самими домами, с жителями. Придумать название городу и жителям. В конце предложить нарисовать то, что больше всего понравилось в измененном городе. Дать название своему зафиксированному городу.
Игра на поиск закономерностей "Найди лишнее
Рассказать детям, что наш оживший детский сад, ушел в лес. Теперь он там стоит - живет. Ему там нравится. Почему? Что в этом для детского сада хорошего? Можно составить макет детского сада в лесу - используя любой материал в группе. Предложить детям поселиться в этом детском саду, обговаривая с ними, что в этом будет нам хорошего, что плохого (удобно - неудобно). Родителям? Машине, привозящей продукты в детский сад? Летом, осенью, зимой? Анализ проводится в виде паучка, разбросавшего свои лапки на доске, где фиксируется весь анализ, все наиболее интересные высказывания детей, подхваченные воспитателем и записанные или (если возможно) обозначенные символами. Детям показывается сама схема - как будто паучок раскинул свои ножки, а каждая ножка смотрит - хороша или плоха эта ситуация. Куда поставит, там увидит. Предложить обозначить ножки паучка разными цветами, чтоб сразу было видно, какая видит только хорошее, какая плохое. Делаем все вместе макет паучка из бросового материала.
Игра "Паучок"
Х 1.1. Много деревьев, много места. Всегда чистый воздух. П 1.1. Далеко от домов. Долго ехать, идти. Х 2.1. Можно спрятаться, побегать. Будешь здоровым.
П 2.1. Все время стукаешься о деревья. Не докричишься до товарищей. Можно простудиться. Х З. I. Много увидишь пока дойдешь, доедешь П 3.1. Надо рано вставать. Поздно возвращаться домой. X I.2. Близко от дома П 1.2. Мало места гулять. Мишины рядом. Х 2.1. Можно подольше поспать. П 2 2. Сразу идешь домой, не погуляешь. Х 3 2. Можно наблюдать за машинами. Нет деревьев, не стукаешься. П 3 2. Не побегаешь. Все толкаются. Когда сделан, обыгрывается "прогулка на участке" или сам участок (по выбору детей). Одни из вариантов неудобства гуляния на участке - дождь.
Задачи.
Как погулять в дождь, не намокнув. (Зонтов у нас нет). Варианты решения принимаются фантастические и реальные. В реальном варианте можно обговорить, что в нем удобно, что неудобно. Сможем ли мы его использовать сейчас или когда-нибудь.
Игра «Точка зрения»

Цель
. Учить функциональному подходу к окружающему миру. Закрепить эмпатическое отношение ко всему окружающему, познакомить детей с игрой "Точка зрения". Учить использовать приемы при решении возникших задач. Анализ с детьми по игре "Паучок" осени, дождя. Поговорить о функциях дождя. Как человек скрывается от дождя, прячется от дождя. Как к этому относится дождь. Ведь дождь тоже что-то думает, о чем мечтает. Прочитать "Грустная история" Н. Абрамцевой. Но наш дождик уже отрастил волосы, тот был летний, а наш – какой? Осенний. Что думает осенний дождик, поливая деревья. Дома? Детей, взрослых? Кого ему нравится поливать больше? А что думают дома, дороги, кусты, деревья, когда идет дождь. Распределить роли среди детей, предложить рассказать, что они думают, чувствуют. Во время обдумывания хорошо включить тихую "моросящую" мелодию. Сделать макет дождика, проведя аналогию его с окружающими предметами и с отсутствующими. Отметить его характерные признаки. Как на макете нашего города показать, что дождь то есть, то его нет. Если нарисуем, не: сможем убрать... Обыграть макет дождя, переходя постепенно с одного предмета на другой - сделав из группы - город. Дети небольшими фразами говорят, что в этот момент чувствует дождик, а что этот превращенный предмет. А дома дождик бывает? Что это? Загадать загадку - Дождик теплый и густой – Этот дождик не простой. Он без туч, без облаков Целый день идти готов. Чем домашний дождь - душ лучше, чем гот, который на улице? Как человек научился управлять дождем. Особенно летом, когда настоящего дождя, из тучи нет? Что делает человек? Поливает - опрыскивает дождевыми установками, поливальными машинами. Подвести итог - получается, что дождь есть и дождя нет. Дождь идет тогда, когда он нужен и там, где он нужен.


Игра «Придумай свое животное»

Цель.
Познакомить детей с морфологическим анализом (не называя), показав, как объединяя реальные предметы, существа, получать что-либо новое, фантастическое. Учить детей продумывать образ жизни, место жизни, питание, функции придуманного животного. Рисовать его портрет, дать название.
Вопрос
: - Что больше у медвежонка, лап или ушей? А у ежонка? У кого лап больше - у мышки, кошки или петуха?
Сколько глаз и ушей у тигренка? Сколько всего ушей и лап у трех мышей и двух медведей? По горизонтали и вертикали на фланелеграфе выкладываются дикие и домашние животные, хорошо знакомые детям. Желательно брать животных с яркими особенностями. Детям предлагается придумать такое животное, которое еще никто никогда не видел. По мере выкладывания реальных животных на фланелеграфе, обсуждаются их особенности. В точке пересечения находятся животные, которые у нас получились. Животное можно сразу нарисовать, можно разрезав картинки на 4 части, объединить их по-другому. Полученное животное (дать название) поселяется на выложенном на листе макете его места жительства. Из обсуждения его образа жизни составляется общий рассказ. Дети поселили животного в лесу, тогда им предлагают послушать, как животные поселились дома. Обсудить какие могли быть зверьки, имеющие такие названия.
Цель.
Учить детей создавать фантастические образы на основе реальных
.
Продумывать их существование. Изменить у реальных животных свойства, перенося их с других предметов. Развивать чувство юмора.
Игра «Придумай домашнее животное»
Предложить детям придумать себе домашних животных, используя метод фокальных объектов. Дети, придумывают, объединяясь в подгруппы по 3 - 4 человека по желанию. Потом всем детям рассказывают, кто у них получился, и показывают портрет животного. Дети все вместе обсуждают, как оно будет жить в группе, дома; что ему будет хорошо, что плохо. Что надо изменить в окружающем или в самом животном, чтоб было всем хорошо?
Цель.
Развивать формы чувственного познания и совершенствовать ощущения и восприятия. Продолжать учить находить символические, цветовые, фантастические аналогии. Показать генетическую линию своей семьи, учить планировать свои дела на ближайшее будущее.
Игра: "Звуки моей семьи": мой звук, мамин, папин.
Звук радости в семье, звук вечера, звук утра. Звуки можно показывать на музыкальных инструментах, голосом Символический портрет своей семьи в геометрических формах и цвете.
Вопрос:
- Как зовут папу вашего папы? Как зовут маму вашей мамы? Как зовут дочку (сына) вашей мамы? Как зовут дочку вашей бабушки? Сочиняем свою сказочную семью, где вместо реальных лиц сказочные герои.
Игра «Жизнь в такой семье, твои дела в ней, кем будет сам ребенок».
Ситуация: пришли вы вечером домой, а с вами из детского сада пришли помощники - волшебники. Кроме вас, их никто не видит. Что может произойти дома? Чтоб было наглядней видно, где происходят изменения, дети моделируют свою квартиру - или в кукольном уголке, или на листе - картинками. Что будет дома? Например: ожившие предметы на кухне сами готовят ужин. Что делает мама? Что может случиться на кухне в это время? Увеличилась в размере посуда (тарелка с диван) - как быть, где хранить, на чем есть? Г де жить? Что в этих изменениях хорошего, что плохого? Действия детей, чтоб уменьшить неудобства, внесенные помощниками - волшебниками. Каждый ребенок выбирает своего волшебника, проводя изменения самостоятельно, зарисовывая символами наиболее интересные изменения, чтоб потом рассказать всем детям. При желании дети могут объединяться в подгруппы.
При обсуждении происходящего, воспитатель акцентирует внимание детей на возникших противоречиях, формулируя их с помощью детей и по возможности разрешая знакомыми приемами.
Игра «Что делать, что бы не скучать?»

Цель.
Учить детей видеть противоречия, формулировать и разрешать их (с подводкой воспитателя), используя знакомые приемы. Понизить прием разрешения противоречивых свойств в пространстве и во времени. Когда взрослый уезжает куда-нибудь или ребенок уезжает, он скучает по своим близким? Что можно сделать, чтоб не скучать? Взять их с собой? Если они уедут с нами, нам будет хорошо, мы не будем скучать. Но взрослым будет плохо, потому что... Если взрослые не поедут с нами, нам будет скучно без них, но зато им будет хорошо, потому что... Взрослые не всегда могут ехать с нами, жить с нами (например, бабушка, дедушка). Что можно сделать, чтоб они были у себя дома и у нас одновременно? Показать детям как можно разрешить это противоречие во времени я в пространстве: навещать почаще (быть то там, то здесь), звонить (быть и там и здесь одновременно), оставить свою фотографию (оставить свою копию) и т.д. Как показать (увидеть, сфотографировать) ребенка с двух сторон - спереди и сзади.