Тренинг для родителей в старшей группе на тему: "Генеалогическое дерево"

Автор: Ельцова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 41
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект
Тема: Тренинг для родителей в старшей группе на тему: "Генеалогическое дерево"
Дата публикации: 09.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41

352905, РФ, Краснодарский край, город Армавир, улица Кирова, дом 108

Тренинг для родителей в старшей группе

на тему:

«Генеалогическое дерево»


Цель:
повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам формирования элементарных представлений о родословной и первичных навыков её построения у детей старшего дошкольного возраста.
Подготовительный этап:
1. Раздать пригласительные на собрание. 2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы. 3. Подготовить информационное сообщение «Знакомим дошкольников с родословной». 4. Подготовить бейджики для родителей. 5. Подготовить атрибуты для игр (мяч, платок, картина «Славянская семья»). 6. Подготовить панно «Холм Родительской мудрости» для рефлексии.
План:
1. Вступительное слово педагога. Знакомство по кругу. 2. Информационное сообщение «Знакомим дошкольников с родословной». 3. Упражнение «Составляем родословную славянской семьи». 4. Проведение воспитателем разминки совместно с родителями в виде игры «Масленица». 5. Игра «Назови отчество». 6. Раздать рекомендации для родителей по составлению родословной вместе с ребёнком. 7. Рефлексия. 8. Упражнение «Аплодисменты».
Ход собрания:

Вступительное слово педагога.
Введение (звучит музыка с целью создания положительного эмоционального настроя) Родителям раздаются бейджики и предлагается записать на них имя отчество и оформить их. Знакомство по кругу - передача мяча и ответ на вопросы: -Как зовут? -Почему бейджик оформлен именно так? Оказывается все мы очень разные и каждый из нас индивидуален. Это мы увидели даже из оформления бейджиков. Были использованы разные цвета, по- разному украшены визитки. Показательно и то, что у нас не только разный цвет волос, глаз, но и свой неповторимый индивидуальный жизненный опыт, которым мы сегодня и будем делиться друг с другом. Для того чтобы легче было общаться, установим некоторые правила: • Не перебивать друг друга • Доверительный, доброжелательный стиль общения • Искренность в общении (говорим правду или молчим) • Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от первого лица (Я)
• Не критикуем личность других, а оцениваем только высказывания или поступки • Стараемся видеть сильные стороны выступающего.
2. Основная часть

Воспитатель:
Уважаемые родители! Вы, наверное, не раз задавали себе вопрос: «Нужно ли знакомить детей со своей родословной и как это делать?».
Информационное сообщение «Знакомим дошкольников с родословной».
Вопрос «Нужно ли знакомить детей с родословной?» в настоящее время не имеет однозначного ответа. Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально, оно связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка. Чтобы понять, кто кому кем приходится, нужно зачастую встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим — в 6–7 лет. Задача составления родословной неизбежно появляется в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семьей, с ее составом, социальными ролями и родственными отношениями. Как известно, в дошкольном возрасте значительную роль в познании ребенком окружающего мира играет наглядно-образное мышление. Чрезвычайно важно, чтобы дети усвоили, что все семьи разные, что каждая из них уникальна и замечательна по-своему. Ребенок узнает о том, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов. Детям можно объяснить, что род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию, такое определение более всего доступно пониманию дошкольников. Рассказ о своей семье, роде называется родословной. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Наиболее доступным для маленьких детей видом составления родословной является восходящая смешанная, которая включает родителей ребенка, бабушек и дедушек. В работе с детьми даже старшего дошкольного возраста не стоит употреблять термин «генеалогическое древо». Он довольно сложен для восприятия дошкольника. Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. Родословные таблицы также могут отражать и восходящую, и нисходящую линии родства. Каждое поколение располагается на одной горизонтали, старшинство лиц в каждом поколении записывается слева направо.
Упражнение «Составляем родословную славянской семьи».

Воспитатель:
Уважаемые родители, сейчас мы с вами попробуем сами составить родословную. Представьте, что вы дети, а я ваша мама. Воспитатель: Сегодня мы вновь поговорим о семье, но теперь о людях, которые жили в старину. Рассмотрите рисунок. Показывает рисунок «Славянская семья».

Воспитатель:
Что изображено на рисунке? Чем эта иллюстрация отличается от тех, что вы видели раньше? Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (Рассказывает о прошлом.) Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (Одежда у людей необычная, старинная.) Какую одежду носили в старину люди? (Мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, повязывали платочки.) Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире? (Нет, они живут в избе.) Что подсказывает нам, что они живут в избе? (В избе деревянные стены, есть печь.) В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу. В ней готовили еду, на лежанках отдыхали. Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (Деревянные ложки и кубки, ухват с глиняным горшком в руках у девушки, прялка.) Прялка – удивительный предмет. Он нужен для того, чтобы прясть пряжу – нитки. Кудель, например, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную ниточку, наматывали ее на веретено. Итак, благодаря рисунку, мы можем представить, что попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные.) Как можно назвать их одним словом? (Это – семья.) Сегодня мы побеседуем с вами об этой семье. Мы знаем, что эта семья жила давно. Мы видим, что эта семья большая. Подумайте, кто кем кому приходится в этой семье? Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой большой семьи. На рисунке есть надписи, которые помогут вам в этом. Кто же старше всех в этой семье? (Дедушка и бабушка.) Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын.) Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки бабушки и дедушки.) Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают свое уважение старшим членам семьи.) В старину в семьях почитали, уважали старших, слушались их, не смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца – он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на „вы", с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой, мать – матушкой. Дети во всем помогали родителям. Художник нарисовал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. Воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие. А чем в это время занята матушка? (Она прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей.) Что означают слова «племянница», «племянник»? Какие родственные отношения они объясняют? (Племянники – это дети братьев или сестер родителей.) Чья дочь, эта маленькая девочка, изображена на рисунке? (Маленькая девочка – дочь брата отца, дяди.) Для отца и матери этой семьи маленькая девочка – племянница. А сыновьям и дочери кем она приходиться? (Для сыновей и дочери – она двоюродная сестра.) Кем приходится маленькая девочка бабушке и дедушке? (Она – внучка бабушки и дедушки.) Как вы
думаете, у этой девочки есть родители? (Да, у нее есть мать и отец.) Кто- нибудь из ее родителей изображен на этом рисунке? (Да, ее отец, он входит в избу.) Отец этой маленькой девочки приходится братом отцу большой дружной семьи, изображенной на рисунке, дядей его детям. Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца с женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были отзывчивыми и гостеприимными, как говорили раньше, хлебосольными. Гостей встречали хлебом с солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи, традиции».
Разминка. Физкультминутка
Воспитатель: В преддверии праздника Масленица, поиграем в народную хороводную игру с платочком «Масленица». Проводится народная хороводная игра.
Воспитатель:
Выбираем Масленицу. Масленица играет с «детьми». Идем , держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает: А я Масленица, Я не падчерица, Со платочком хожу, К вам сейчас подойду. Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми: На плече платок лежит, Кто быстрее пробежит? Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
Воспитатель:
Обычай – это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции – это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Продолжает беседу: «Давайте повторим, какие были обычаи в старину? (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу.) Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? (Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка.) Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы стараемся им следовать, поддерживаем традиции. В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед, пред нами. Мы – их потомки, мы живем потом, после них. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках. Этой традиции тоже обязательно нужно следовать, стараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять память о них. Что нужно знать, чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках? (Их имена, отчества, фамилии.)
Действительно, прежде всего нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли. Как вы думаете, у людей, изображенных на рисунке, есть имена? (Конечно, у них есть имена.) Мы не знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках». С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи. Сегодня мы с вами попробуем составить родословную семьи Кузнецовых, изображенной на рисунке. Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (С дедушки и бабушки.) Почему нужно начать с дедушки и бабушки?» (Потому что они самые старшие в семье.)
Игра «Назови отчество
».
Воспитатель:
Станем в круг. Я буду называть мужское имя и бросать мяч, тот кому я брошу мяч, должен поймать мяч и «сделать» из этого имени отчество. Например, я скажу «Влаимир» и брошу мяч Ольге. Ольга поймает мяч и ответит «Владимирович», передаст мяч мне. Понятно? (Воспитатель бросает мяч каждому родителю).
Рекомендации для родителей
1. Прежде чем составлять родословную, целесообразно провести беседы с детьми об обычаях и традициях, об именах, о происхождении фамилий. 2. В ходе бесед можно использовать дидактические упражнения с использованием рисунка «Славянская семья», например, «Назови по имени- отчеству членов семьи Кузнецовых» (отец, мать, брат отца, дети и племянница), или дидактическое упражнение «Обратись ласково» (к бабушке, дедушке, матери, отцу, брату, сестре, дяде, тете, двоюродному брату или сестре). 3. Наконец родители могут начать работу над образом семьи: сначала вместе с ребёнком нарисовать цветными карандашами или фломастерами рисунок «Моя семья», потом сделать аппликацию «Моя родословная».
Рефлексия

Воспитатель:
Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на холм Родительской мудрости, если же ожидания сбылись частично - ставьте стикеры на тропе между домом и холмом.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Воспитатель:
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!