"Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников".

Автор: Кудрявцева Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Подсолнух"
Населённый пункт: Г. ТАМБОВ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников".
Дата публикации: 09.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников». Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями дети знакомятся очень рано – в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. С театрализованными представлениями дети знакомятся при просмотре спектаклей, цирковых представлений, постановок кукольного театра, как в исполнении профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В нашей группе используются разнообразные виды кукольного театра ( масок, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ( «Теремок», «Колобок», "Телефон", "Волк и козлята" и др.) Театрализованная деятельность организуется в основном в вечерние часы; органично включена в различные другие занятия ( например, музыкальные ). Все формы театрализованной деятельности проводятся небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. В общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Для формирования коммуникативных и социальных навыков способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого мною используются разнообразные приемы: - выбор детьми роли по желанию; - назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; - распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); - проигрывание ролей в парах. При этом возникают две основные проблемы:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей; - кто будет играть отрицательных персонажей. Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10-12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей - несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые - артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов. Вначале выразительно читается произведение, а затем проводится по нему беседа, поясняющая и выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении широко используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев я использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или показываю детям иллюстрацию с лисой и спрашиваю: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ. Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстраций особое
внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.). При обучении детей средствам речевой выразительности использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Содержание театрализованных занятий включает в себя: - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - игры-драматизации; - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; - упражнения по формированию выразительности исполнения; - упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Результативность опыта. Основными направлениями моей педагогической работы являются: - развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации; - широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально- коммуникативных навыков; В результате проведенной работы уровень формирования коммуникативных навыков детей значительно повысился. Театрализованная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в общении, в новых впечатлениях и избежать пассивности.