"Современные технологии формирования ответственного поведения подростков и молодежи"

Автор: Деревцова Наталья Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "Темп"
Населённый пункт: г.Амурск Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии формирования ответственного поведения подростков и молодежи"
Дата публикации: 10.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр творчества «Темп» г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края Тема: «Современные технологии формирования ответственного поведения подростков и молодежи» Деревцова Наталья Федоровна, педагог дополнительного образования и Амурск 2015
В соответствии с законом Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Ведущие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев Д. Н. Никандров, Л.А. Байдуков, И.Н. Гамлешко, Г. Дайль, Э. Ладингтон) считают, что истоки кризиса здоровья находятся в самом человеке – в проблеме отсутствия, либо недостаточного развития стремления к укреплению своего здоровья. Период взросления, вхождение во взрослый мир, принятие ответственных решений очень часто сопровождается девизом: «В жизни надо попробовать все!», желанием экспериментировать. И подростки часто оказываются в ситуации риска, особенно для своего здоровья. В центре детского творчества «Темп» за последние годы сложилась система социально-профилактической работы, которая включает в себя массовые мероприятия со школьниками и молодежью города и района, мероприятия для обучающихся в объединениях центра детского творчества «Темп», реализацию программы социально-профилактической направленности «Ступени» в школах, методическую работу. Цель работы заключается в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и употреблению наркотиков, их первой пробе и в повышении индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам (навыкам коммуникации, налаживанию социальных контактов, отказа, отстаивания своей позиции). На первом этапе проводится информирование подростков, находящихся в периоде социальной адаптации, о важности сохранения своего здоровья. Далее молодые люди, заинтересованные в получении системы знаний о здоровом жизненном стиле, становятся участниками образовательной программы «Ступени». Целью программы «Ступени» является создание условий для сохранения, укрепления, и развития физического, психологического, духовного здоровья и социального благополучия, как оптимального условия реализации позитивных жизненных планов учащейся молодежи. Новизна и актуальность программы обуславливается тем, что учащиеся, шаг за шагом, получая определенные знания и умения, приобретая необходимые навыки для проведения упражнений, игр и тренингов в процессе её освоения, могут выступать в роли общественных инструкторов - волонтеров по первичной профилактике вредных привычек и формированию ответственного поведения.
Инновационные игровые технологии.
Из числа активных ребят мы готовим общественных инструкторов для распространения знаний в среде своих сверстников по принципу «Равный - равному» и для проведения профилактических мероприятий и акций. Таким образом, подготовленные инструкторы организуют работу на станциях в городском конкурсе знатоков ЗОЖ «Новое поколение ЗА здоровый образ жизни!» , участниками которого 2
становятся учащиеся 5- 6 классов школ города. Конкурс проходит в два тура. В первом туре каждый участник решает индивидуальный тест, а во втором - командные состязания по станциям: «Апельсин», «Заморочки», «Дыши свободно!», «Dаns for life», «Нестрашная анатомия» и другие. Ежегодно 1 декабря, во Всемирный день борьбы со СПИДом, в районном молодежно – досуговом центре разворачивается итоговый районный этап краевой акции «Неравнодушные сердца», в которой принимают участие учащиеся всех образовательных учреждений города и района. Бывший ранее традиционным, конкурс агитбригад по пропаганде здорового образа жизни приобрел новое звучание в массовой акции. Теперь этот конкурс стал одной из номинаций наравне с «Танцами против СПИДа» и видеороликами «Мы выбираем ЖИЗНЬ!». В течение последних лет неизменно пользуется популярностью среди молодежи нашего города
«Школа будущих родителей ».
В ходе учебно- игровых сборов решаются задачи по дальнейшему совершенствованию досуговой деятельности подростков, воспитанию ответственного родительства, формированию ответственного поведения и пропаганде здорового образа жизни. Старшеклассники школ города, учащиеся Амурского политехнического колледжа, воспитанники детских домов, удовольствием становятся слушателями «Школы будущих родителей» и активными участниками игр, тренингов, мастерских, шоу. Программа «Школы будущих родителей» предполагает участие специалистов разных областей - это медики и психологи, педагоги, юристы, генетик, стилист, парикмахер, косметолог. Кроме обучения, слушателей школы привлекает возможность позитивного общения со сверстниками из других образовательных учреждений города. Анкетирование участников по завершению работы «Школы будущих родителей» показывает, что ребята удовлетворены содержанием занятий в мастерских, у них формируется более ответственное отношение к своей жизни и поступкам, более зрелый взгляд на свою будущую семейную жизнь.
Социально-значимые дела.
Еще один успешный опыт нашей деятельности – социальное проектирование. Первый опыт социального проектирования мы приобрели в рамках краевой акции «Детский совет против насилия и жестокости - безопасная территория». Задача, которая решалась в процессе работы над проектом, - приобретение социального опыта подростками: критическое отношение к информации, размещенной в СМИ, опыт общения с властными структурами, самостоятельные выступления в СМИ, обобщение и осмысление собранной информации.
Социальный проект «Лучик добра»
- это большой труд и наша гордость. В центре творчества «Темп» был реализован проект, который получил грант российско – американского сообщества «СИВИТАС», а на краевом конкурсе - фестивале социальных проектов в детском лагере «Созвездие» 3
участники проекта стали победителями в номинации «Самое оригинальное решение проблемы». Профилактическую работу трудно оценить, так как результаты становятся очевидными спустя длительное время и зависят от множества факторов. В нашей практической деятельности мы пользуемся следующими оценками эффективности деятельности. Информационный компонент профилактики можно измерить по уровню знаний по различным вопросам на «входе» и «выходе» проводимых занятий (оценочные листы, опросники) у участников образовательного процесса. Так, например, мы зафиксировали повышение уровня информированности о путях передачи ВИЧ/СПИДа. После наших мероприятий отмечается дальнейший интерес к конкретным темам, например о влиянии психоактивных веществ на организм человека, о профилактике инфекций, передающихся половым путем. В классах, где реализуется программа «Ступени» проводится диагностика в начале и конце учебного года. Заключительная диагностика показывает, что учащиеся более адекватно относятся к информации о вреде употребления ПАВ, у ребят формируется более ответственное отношение к своему здоровью и поведению. Косвенными показателями эффективности профилактической работы могут служить ответы подростков на вопросы о здоровом образе жизни в начале и по окончанию мероприятий. Выросли и поступили в ВУЗы первая и вторая команда инструкторов - активных участников всех профилактических мероприятий, проводимых центром «Темп» в городе и районе. Сегодня мы видим тех ребят, которые принимали участие в проектах «Мы против виртуального насилия!», «Лучик добра» и поступивших в лучшие учебные заведения нашего региона как активистов, лидеров студенческой жизни.
Методическая деятельность.
Несомненно, важным критерием оценки эффективности работы центра является востребованность данного опыта специалистами из других учебных заведений города и района. Уже пять лет работает районное методическое объединение социальных педагогов. На семинарах – практикумах социальные педагоги образовательных учреждений обсуждают проблемы, возникающие в их деятельности, обмениваются опытом. Темы семинаров – практикумов социальных педагогов: - «Профилактика наркомании в образовательной среде: состояние и перспективы»; - «Опыт работы по организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников»; - «Социальный проект в школе: от идеи до реализации»; - «Социальный педагог как организатор привлекательной деятельности для детей и подростков» 4
Руководствуясь главными принципами в своей работе «не запугивать отрицательным, а привлекать положительным», общаясь с уважением к личности каждого молодого человека, не поучая, а сотрудничая - удается видеть самый главный результат - это стабильно растущий интерес молодежи к нашей теме – теме сохранения собственного здоровья.
Библиографический список
1. Методическое пособие по организации ППР в пед.вузах. Издание 2-е, Санкт-Петербург, UNISEF, пер.-2002. 2. Молодежь и наркотики: современная ситуация и реальные возможности первичной профилактики среди молодежи Хабаровского края(монография)/ И.О. Таенкова, А.А. Таенкова / Издание 2-ое, дополн. И перераб. Изд-во ООО «Медиа-Мост».- Хабаровск. 2010.- 148стр.,илл. 3. Организация семинара - тренинга по планированию семьи для специалистов (Учебно - методическое пособие)/ И.О.Таенкова, А.А.Таенкова. - Хабаровск, Краевой молодежный социальный медико - педагогический центр,- 2007. 4. Организация информационной и санитарно – просветительской работы с молодежью по планированию семьи и первичной профилактике социального сиротства(методическое пособие)/И.О. Таенкова, А.А. Таенкова, , Е. Г. Гориславец. «Краевой молодежный социальный медико - педагогический центр», Хабаровск-2009. 5