"Развитие интереса учащихся к народному искусству средствами создания современной тряпичной куклы"

Автор: Еленко Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ФДДТ"
Населённый пункт: г.п.Федоровский
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие интереса учащихся к народному искусству средствами создания современной тряпичной куклы"
Дата публикации: 10.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема «Развитие интереса учащихся к народному искусству средствами создания

современной тряпичной куклы»

Ерленко Е.В.
Сургутский район, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Федоровский дом детского творчества», педагог дополнительного образования Аннотация Подготовка подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Тряпичная кукла - неотъемлемая часть русской культуры, и в России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Традиционная русская тряпичная кукла, изначально имевшая сакральное значение, прошла путь от идола до многофункциональной игрушки и произведения искусства. Кукла сумела пронести через время свою значимость и символичность, и доказать, что традиционная русская тряпичная кукла обладает значительным воспитательным потенциалом. Традиционная тряпичная кукла в современной социокультурной среде играет важную роль в процессе эстетического воспитания, передачи культурных традиций и является основным компонентом погружения ребёнка в творческую деятельность. «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы самая загадочная, без понимания сущности куклы невозможно понять человека» Салтыков - Щедрин. Духовное возрождение России начинается в обычном образовательном учреждении, на занятии, созданном по законам педагогики. Во все времена было известно универсальное правило обучения и воспитания – сильный и яркий художественный образ действует на учащегося любого возраста достаточно мощно. Очень важно приобщать учащихся к познанию духовного развития человека, знакомить с народными обычаями и культурой. Актуально способствовать раскрытию личности ребенка, повышению его самооценки путем участия в творческой деятельности. В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края и всей России. В нашем
современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети, проживающие в городских и сельских поселениях ХМАО, практически не имеют возможности посещать музеи, не могут различать народные промыслы и предметы старины, сохранившиеся в единичных экземплярах у старшего поколения и в музеях. Есть интерес, но не могут найти ответы на возникшие вопросы. В процессе изучения и изготовления современных тряпичных кукол, учащиеся обучаются, опираясь на традиции наших предков, посредством искусства, практическим умениям и навыкам работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями, развивая при этом мелкую моторику, координацию движений, глазомер, точность действий, аккуратность при выполнении работ. Знакомясь с тем, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, у учащихся возникает познавательный интерес, а так же естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Основная цель проекта «Создание коллекции Тряпиенсы» - духовно-нравственное воспитание учащихся на народных традициях посредством изготовления коллекции тряпичных кукол как эффективного средства для комплексного развития личности в целом. В настоящее время весь мир охвачен «модой на куклу». Всё больше кукол коллекционируют, всё больше появляется мастеров, а с ними и различных новых технологий. Кукол изготавливают из пластика, папье-маше, дерева, глины. Современные мастерицы делают тряпичных кукол так же, как в старину делали «домашних» кукол в разных семьях — и в крестьянских, и в дворянских — обязательно из натуральных тканей, используя простые приемы в конструкциях, придавая куклам деликатный облик и особую выразительность, «наполняя» их своими добрыми чувствами и пожеланиями. Тряпичные куклы создаются современными авторами в разной интерпретации. Существуют два основных направления в создании кукол: один — «народный», с опорой на народные традиции, другой — «авторский», с использованием авторских творческих идей. Современная тряпичная кукла может выглядеть совершенно по-разному, от примитивных форм (глазки-бусинки), до сложной и кропотливой работы, как над чертами лица куклы, так и над элементами ее одежды. Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Авторская кукла – это произведение искусства. Она может быть выполнена в различных техниках, например текстильные куклы, валяные, фарфоровые и
т.д. Кукла всегда остается замечательным дополнением к интерьеру и отображает характер владельца. Интерьерные куклы в наше время пользуются все большим спросом, все чаще, приходя в гости, можно заметить их в разных местах дома. При обсуждении темы коллекции «Тряпиенсы» детьми отмечены куклы, относящиеся к разным циклам жизни человека: детский цикл, свадебный и семейный цикл и цикл беременности и родов. На Руси видели Путь - Судьбу женщины, проходящую по кругу Жизни через состояния - Вежи. Важным было быть на своём месте, проходить, не нарушая порядка из вежы в вежу. Весь круг – это целостность женщины, которая виделась через поэтапное прохождение, а не перепрыгивание веж. Каждое состояние несло в себе своё понимание мира, и виденье его. Жизнь, как Колесо крутится, и застревать в одном из состояний, значит не давать жизни ходу. Всему своё время и место. В каждом возрасте женщина прекрасна, если она в нем уместна. Для создания куклы - «партнера», символизирующую детский цикл, для участниц коллектива театра мод, необходимо было определить, на основе какой куклы будет она изготовлена. При выборе вида тряпичной куклы для коллекции «объединения Театр мод» внимание учащихся было привлечено куклой-Капустой. Изучив и сравнив новые виды авторских кукол, решено было взять за основу Вепсскую куклу-Капустку и - японскую (или корейскую) текстильную куклу Тряпиенс. Среди тряпичных кукол Вальдорфская кукла или кукла Штайнер (Штейнер) считается первой педагогической куклой, так как разрабатывалась она, согласуясь с методами Рудольфа Штайнера, австрийского философа. Главный вальдорфский принцип изготовления – простые игрушки из природных материалов для полноценного развития детей. У неё всегда пропорциональное тело. Каждая Вальдорфская кукла – индивидуальное создание. В соответствии с возрастом ребенка разрабатывается лицо куклы. Для совсем маленьких детей - черты лица, вышитые или накрашенные, изображены условно, практически безликое лицо. Чем старше становится ребенок, тем «сложнее» лицо, стимулирующее воображение ребенка. Капустка
-
(Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости. С давних пор считается, что Капустка притягивает лучших женихов. Способствует обретению женской силы и семейного счастья. Куклы-капустки бывают нескольких видов и размеров. В основном у всех капусток шикарные длинные густые волосы. Волосы прошиты. Их тоже можно расчёсывать расчёской. Вес мягко набивных кукол небольшой, что важно для юных моделей при демонстрации коллекции. Рост этих кукол колеблется от 11 до 75 см.
Тряпиенсы – японские или корейские текстильные миниатюрные куколки. Тряпиенсы – сборный образ, навеянный героями японского «аниме», американской «Барби», куклами- примитивами. Эти куколки ростом 40-50см, сшитые из ткани. Фигуры кукол изящные и хрупкие, с длинными ручками и ножками, тоненькой шеей и выразительными глазами, с роскошными прическами и не менее роскошными нарядами. Тряпиенсы – это текстильные скульптуры, скульптурные фантазии. Лица корейских и японских кукол – рисованные, обычно акриловыми красками для текстиля. И чаще всего нарисованы только закрытые глазки и подрумянены щечки. По двум штрихам глаз можно узнать настроение куклы – грусть, загадку, радость, счастье. Эффектный образ такой куклы дополняется головным убором, и обувью с необычным названием чуни. Раньше так именовали лапти, сплетенные из пеньки. Сейчас этим словом называют высокие теплые тапки для дома из войлока, кожи или меха. Представляли собой низкую обувь на плоской плотной подошве с прямоугольной или круглой головкой с высокими бортами и задником. Их носили и зимой и летом. В заключении хотелось бы сказать следующее. Каждая тряпичная кукла — единственная в своем роде. Да, она похожа на своих «сестер» из семьи кукол одного автора, но нет в этой «семье» двух абсолютно одинаковых кукол. Тряпичные куклы делаются вручную, это всегда творческий уникальный процесс. При создании необходимо сохранить фрагменты традиционной куклы, которые дошли до наших дней. Необходимо внимательно относиться к своей истории и культуре и тем самым сберечь то, что невозможно вернуть. Традиционные куклы всегда сопутствовали духовной жизни, а не товарно-денежным отношениям. Она есть «миф в свёрнутом виде». Народная мудрость гласит: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества». Испокон веков на Руси занимались рукоделием, женщины изготавливали одежду, украшая её вышивкой, игрушки для своих детей, обереги, украшали избы. Наряду с задачами приобщения учащихся к истокам национальной культуры на основе развития познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле решаются и такие задачи: воспитание духовно-нравственных качеств личности: послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, патриотизм. В результате проекта создана коллекция современных тряпичных кукол. В процессе реализации проекта учащиеся стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т.п., но каждый должен познать азы художественного
творчества и попробовать найти свое «Я». И, если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены. Литература и источники 1.Богуславская И. Я.. "Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. "Творческие проблемы современных народных художественных промыслов". Сборник статей. Издательство "Художник РСФСР", Ленинград, 1981г. 2.Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – изд.: «Культура и традиции», 2003. – 128 с. 3.Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008. – 96с. 4.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120 с. 5.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005. – 240 с. 6.Семёнова М. Мы – славяне! : Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с. 7.Федорова Н.Н. Традиционная игрушка севера: куклы, олени. Синкретичный характер игрушки; типология. (По материалам коллекции ТМИИ). Сборник научных трудов Тюменского областного музея изобразительных искусств/ Тюменский музей изобразительных искусств. Выпуск 4. Тюмень: ООО «РГ «Проспект», 2006. 88 стр. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ. 1.Воробьева О.Я. Декоративно– прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Волгоград, 2009 2.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. «Русская тряпичная кукла, традиции, технология». М., 2007 3.Дмитриева И.Г., Требухина Е.А. Целостный подход к духовно – нравственному воспитанию дошкольника. М., 2005г. 4.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2010 г. 5.Котова И.Н., Котова А.С., Русские обряды и традиции. Народная кукла. Раритет. 2010 г. 6.Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100, Детский сад 2100», изд. «Баласс», 2011 г. под ред. Д.И. Фельдштейна. 7.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.,2008.