"Двигатель внутреннего сгорания"

Автор: Попова Людмила Борисовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ СШ № 57
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Двигатель внутреннего сгорания"
Дата публикации: 11.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Двигатель внутреннего сгорания» (8 класс)

Цель урока:
изучить устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания.
Задачи урока:
 познакомиться с историей создания ДВС (двигателя внутреннего сгорания);  наблюдать и объяснять принцип действия ДВС;  объяснять экологические последствия применения ДВС.
Оборудование:
1. Модель ДВС 2. Компьютер 3. Проектор.
План урока:
1. Актуализация знаний 2. Исторический экскурс 3. Изучение нового материала 4. Рефлексия 5. Домашнее задание 6. Подведение итогов
Ход урока

Актуализация знаний.

Учитель:
Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке.
Ученики:
Тепловые двигатели
Учитель:
Повторим предыдущий материал в форме физического диктанта: Вопросы к диктанту Ответы 1) Дайте определение теплового двигателя. Машина, в которой внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию. 2) Какие превращения энергии происходят в тепловом двигателе? Внутренняя энергия топлива - энергия газа (пара) - механическая энергия. 3) Приведите примеры тепловых машин. Паровая и газовая турбины, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель
Учитель:
проверим, все ли правильно ответили на вопросы в диктанте
(Слайд 1)


Учитель:
как вы думаете, какой из перечисленных видов тепловых двигателей самый распространенный
Ученики:
двигатель внутреннего сгорания Сегодня мы с вами рассмотрим более подробно устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания. В своей жизни мальчики с ним, наверное, встречались и разбирали его. Но и девочкам я думаю, что узнать его устройство и принцип действия тоже будет полезно, так как сейчас всё больше женщин садятся за руль автомобилей. Итак, записываем тему урока.
(Слайд 2)

Исторический экскурс

Учитель:
обратимся к истории создания ДВС и в этом нам поможет презентация, выполненная (называется ученик)
Ученик:
делает сообщение, используя презентацию на тему “Изобретение ДВС”.
Изучение нового материала

Учитель:
Ребята, кто из вас знает и сможет назвать элементы ДВС?
Ученики:
цилиндр, поршень, клапаны, свеча.
Учитель:
ещё раз называет элементы, дополняя ответ ученика и показывая детали на модели ДВС. Затем просит учеников записать элементы ДВС в тетрадь. Записи проверяются по схеме, выведенной на экран.
(Компьютерная модель, кадр 2)

Учитель:
почему так назвали – двигатель внутреннего сгорания?
В ходе обсуждения ученики делают вывод:
топливо сгорает внутри (в цилиндре) самого двигателя; формулируется определение, которое ученики записывают в тетрадь.
Учитель:
Какое топливо используют в ДВС?
Ученики:
бензин, керосин
Учитель:
уточняет и дополняет, что ДВС работает на жидком топливе (бензин, керосин) или на горючем газе. В таких двигателях постоянно происходит сгорание горючей смеси (пары бензина и воздуха). При сгорании этой смеси образуются газы, температура которых порядка 1600-1800?С.
Учитель:
Рассмотрим принцип действия ДВС. Крайние положения поршня в цилиндре называют
мертвыми точками
(указывается на модели ДВС). Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называется
ходом (тактом)
поршня.
Один рабочий цикл
в двигателе происходит
за 4 хода

(такта)
поршня. Поэтому такие
двигатели называются четырёхтактными
. Рассмотрим более подробно каждый такт.
Для этого будем работать в парах, используя учебник.
Задание для работы в парах:
7. Прочитать текст в учебнике на стр.54; 8. Разделить между собой такты; 9. Рассказать друг другу о работе 4-х тактов, меняя свою роль – отвечающего и контролирующего.
Учитель
: Итак, цикл двигателя состоит из 4 тактов. Давайте запишем название каждого такта в тетрадь
Ученики:
называют названия тактов, затем их записывают в тетрадях. Для более наглядного восприятия нового материала используется компьютерное моделирование работы двигателя внутреннего сгорания.
Учитель
: Давайте посмотрим ДВС в действии
(Компьютерная модель, кадр 3)
. Чем заканчивается цикл работы ДВС?
Ученики:
выброс отработанного газа в окружающую среду.
Учитель
: остро встает вопрос загрязнения окружающей среды.
(Слайд 3-8)
При сжигании топлива в атмосферу попадает много вредных выбросов. К ним можно отнести углекислый газ СО 2 , угарный газ СО, различные виды сернистых соединений, а также соединения тяжелых металлов. Поэтому большое внимание следует уделять развитию методов защиты окружающей среды от этих продуктов сгорания и создание новых альтернативных источников энергии.
Рефлексия
Дополните предложения: 1. На уроке я узнал(а)… 2. Я (не)понял… 3. Мне было…
Домашнее задание (Слайд №9)

Учитель:
§22, в задачнике №1130, 1131
Учащиеся:
записывают в дневники.
Подведение итогов

Учитель:
мы познакомились с устройством и принципом действия ДВС. Научно- технический прогресс неуклонно совершенствует конструкции, технические характеристики автомобилей. Важным на современном этапе является создание новых экономичных и экологически чистых машин. Это - машины нового века, новых технологий. Это – машины будущего. Может быть кто-то из вас и будет изобретателем этих машин. Отмечает и оценивает работу наиболее активных учеников.