"Наука и образование в период правления Петра 1"

Автор: Выдышко Марина Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ЧОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г.Новороссийск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Наука и образование в период правления Петра 1"
Дата публикации: 11.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме

« Наука и образование в период правления Петра 1»
ТИП УРОКА: Урок овладения новыми знаниями. МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами работы в парах и технологии развития критического мышления ЦЕЛИ:
Личностные:
- уважать мнение других, формировать навыки сотрудничества, умение работать в паре, оценивать собственную деятельность и работу класса в целом,
Метапредметные:
- находить общие и отличительные черты при анализе привития европейских традиций в русской культуре; - формировать навыки работы с учебной, осуществлять поиск необходимой информации в источнике;
Предметные:
- определять причинно-следственные связи обмирщения русской культуры , выявлять её направления, познакомиться с новыми явлениями в образовании России в XVIII веке.
ХОД УРОКА:
1. Актуализация знаний (
стадия вызова
) 2. Изучение нового материала (
стадия осмысления
) 3. Закрепление (
фишбоун и рефлексия
)
Учитель обращается к детям:
 - Мы продолжаем изучать эпоху правления Петра 1. Напомните, с какими темами мы уже познакомились? (ученики перечисляют темы): - узнали, как создавались армия и флот России - изучали ход Северной войны - реформы управления государством - развитие экономики - народные восстания  - Без чего реформы Петра были бы невозможны? - Что сам царь Петр не уставал делать всю жизнь? Учащиеся отвечают: - Сам Петр 1 много читал, всё время стремился узнать много нового
Стадия ВЫЗОВА
Учитель: - Как вы считаете, какую тему нам ещё нужно изучить, чтобы картина правления Петра 1 стала полной. Да, это –
Образование и развитие науки при Петре 1
(запись темы в тетрадь)  Давайте нарисуем
дерево предсказаний
по теме урока:
В левую сторону дерева предсказаний записываю
(возможна работа с напечатанными заранее фразами) аргументы учеников
за
развитие образования в России:  Россия нуждалась в большом количестве образованных людей: для строительства городов,  Для развития мануфактур нужны грамотные люди; для управления армией, флотом, создания карт и предприятий нужны специалисты;  Для развития мануфактур были нужно разыскивать полезные ископаемые;  Россия много воевала, жертвы войн были огромны, им нужна была медицинская помощь;  Вооружение в армии совершенствовалось, после утраты оружия в Нарвском сражении нужно было быстро создать новую и современную артиллерию;  Петр 1 сам узнавал много, но и требовал, чтобы его вельможи тоже были образованными.  Раньше дворян обучали домашние учителя, теперь этого было мало, знаний стало больше, образование нужно было получать в каких-то школах ил и училищах.
Учитель:
- Предположите, что изменилось в образовании людей и в развитии наук при Петре 1?

В правую сторону записываю:
 Появятся новые школы и институты для детей разных сословий;  Нужно больше печатать учебной литературы;  Люди сами будут хотеть расширить знания и читать книги, журналы;  Петр 1 продолжит собирать новинки, устройства и инструменты;  В России увеличится число ученых;  Петр 1 любил общаться, делится новостями и новинками, сделает неофициальные встречи дворян и бояр регулярными (как когда-то он увидел в Немецкой слободе)  Обмирщение культуры будет продолжаться. Теперь давайте познакомимся с новым материалом и проверим все наши предсказания.
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
давайте теперь поработаем в парах.  Познакомьтесь с указами Петра 1 об образовании и просвещении (Указы Петра 1 - по три документа на каждый ряд)  Прочтите короткие тексты с указами Петра 1 и подумайте, что изменилось в области образования. Потом все вместе мы составим
Фишбоун.

Раздаточный материал:

Об основании Навигацкой и Математической школ – 1701 г.
Повелеваю… на славу государству нашему и храбропремудрейшего царствования, быть математических и навигацких, т.е. мореходных хитростных наук учению. Учителями быть английской земли урожденными: математической — Андрею Фархварсону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Головину … 
О Морской академии (1719г.)
В Академии учить наукам: арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисовать и воинским обучениям; мушкетами и на рапирах и некоторых астрономии. 
Указ Сената – 1714 г.
...Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей цифири, геометрии и положить штраф такой, чтобы невольно было жениться, пока он не вы учится... …Величайшее повелеваю, запретить священникам давать разрешение вступать в брак тем дворянам, которые не имеют свидетельства об образовании, яке грамоте не обучены… 
Об учреждении гражданского алфавита
…Надобно исправить азбуку. Буквы, подчёркнутые мною, не употреблять. Семи литерами печатать художественные и мануфактурные книги… 
О первой печатной газете
"по ведомостям о военных и всяких делах, которые надлежит для объявления Московского и окрестных Государств людям, печатать газету,.. а для печати все новости сообщать и присылать без промедления в Монастырский приказ, а оттуда не мешкая, отсылать на Печатный двор. …Во первых и паче всего, должны выпускать газету, начиная с 1703 года. Надобно что бы газета занятною была… 
Об открытии первой публичной библиотеки – 1714 г.
Повелеваю открыть хранилище книг – библиотеку в Петербурге. Всякий со своим интересом может её посещать…а скоплять по сему книги там из собраний опальных бояр, да из подаренных и преподнесенных царю иноземными послами, дабы не один он мог учение книжное постигать 
Об открытии первого музея России – Кунсткамеры – 1714 г.

…Ток мо требую найти помещение для редкостей и различных коллекций. Назвать Кунсткамерой. В эту коллекцию включить "славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений из Ост и Вест-Индии" и коллекцию анатомических препаратов Ф. Рюйша,..
Физкультминутка:
комплекс упражнений (круговые вращения туловищем и прогибы вперед и назад)
Составляем Фишбоун
Учитель: - С какой целью мы запускаем рыбку – какую тему она поможет нам изучить? - Какие новые явления вы узнали из Указов Петра? (записываем на верхние «косточки» основные понятия темы:  Открытие новых школ  Новый гражданский шрифт  Издание новых учебников и книг  Увеличилось количество грамотных людей  Введение нового гражданского алфавита  Просвещение широких масс народа - Какие явления происходили в духовной жизни общества?  Открылись Навигацкая и Математическая школа,  Открылась Медицинская школа,  Морская школа,  Дворяне, получившие образование, становились преподавателями  Необразованные дворяне не могли жениться  Первая печатная газета «Ведомости»  Открылась первая публичная библиотека  Учреждена Кунсткамера  Дворянские ассамблеи по ходу записей учитель может давать комментарии: С 1701 г. Школа навигацких и математических наук была единственным светским образовательным учреждением. Она готовила кадры для военной и гражданской службы. Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов , « при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Это способствовало расширению печатной продукции. Дворянские ассамблеи приживались с трудом, но скоро полюбились дворянам и членам их семей) Учитель: - Наш Фишбоун готов – не хватает только хвостика. Давайте вернемся к дереву желаний и проверим – все ли ваши предсказания сбылись? - Дети отвечают, что почти всё, не говорили только об обмирщении образования. Учитель: - А как вы считаете, обмирщение станет одной из косточек скелета или направляющим
хвостовым плавником
? Учитель выслушивает ответы и подводит учеников к мысли, что обмирщение образования и культуры в целом стало
главным достижением петровских реформ
. НО! Учитель отмечает, что культура не состоит только из образования, просвещения и науки. - Что еще включает культура народа? Ученики отвечают: искусство – живопись, архитектура, литература.
 - А вам интересно, какие изменения произошли при Петре 1 в искусстве? Над этой темой мы поработаем на следующем уроке! Теперь подведем итоги нашего урока
Стадия РЕФЛЕКСИИ:
Теперь мы с вами по материалам урока напишем Синквейн: это стих из пяти строк 1. Вспоминайте, что поставим в первую строчку – это наша главная тема (Образование, просвещение) 2. Вторая строчка – опишите тему в двумя прилагательными (Светское, научное, нецерковное, ..) 3. Теперь опишем действия, предлагайте глаголы, выберем только три – самых значимых (расширялось, продолжалось, углублялось, развивалось, обмирщалось…) 4. Сейчас составьте фразу из четырех слов – ваше отношение к нашей теме: Образование получало больше людей Просвещение перестало быть религиозным Для государственной службы необходимо образование и т.д. 5. Последнее слово – одно, это синоним нашей темы, главное понятие
Ожидаемый (приблизительный результат) синквейн:
Образование Светское, научное расширялось, углублялось, развивалось Стало необходимым для жизни активной Обмирщение 
Учитель ставит проблему к следующему уроку:
С одной стороны развитие образования было продиктовано новыми задачами создания армии, флота, государственными реформами… С другой стороны образование вызвало рост не только грамотных людей, но и людей, стремящихся познать окружающий мир, природу, общество… Как называют таких людей? Как вы думаете, были ученые в петровское время? О рождении научных направлений, академии наук и работе ученых мы с вами узнаем на следующем уроке. Наш урока подошел к концу, всем спасибо за активную работу!  Подведение итогов (выставление оценок) - Кто отличался активной работой на сегодняшнем уроке? - Какие положительные стороны урока можете отметить? Что было интересно и просто? - Что вызвало сложности? На каких вопросах нужно остановиться на следующем уроке?  При наличии времени класс выполняет задание № 1 к п. 18 в рабочей тетради 
Домашнее задание:
п. 18 пересказ, инд.задание: сообщение о развитии российской науки _____________