" Формирование духовно-нравственного воспитания и его роль в формировании личности умственно отсталого школьника"

Автор: Ячменева Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Школа-интернат №1"
Населённый пункт: г.Киселевск, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование духовно-нравственного воспитания и его роль в формировании личности умственно отсталого школьника"
Дата публикации: 12.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ

ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА»
Одной из основных задач нашей школы – выработать навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья общепринятые нормы поведения. Как же вызвать стремление к духовному развитию, стремление к истине, добру и красоте? Актуальность воспитания духовно нравственности состоит еще и в том, что в современных условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддерживать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять и приумножать народные традиции России. В нашей группе дети, приобретая собственный нравственный опыт, как и любой взрослый, ошибаются, неправильно поступают. И это, на наш взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов, быстрых решений. Мы помогаем детям осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, помогаем ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то, или иное действие. Большой опыт работы помог нам выявить те эффективные приёмы, которые способствуют формированию духовно- нравственной личности. Прежде всего, в нашей работе мы обеспечиваем эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности. Наш опыт работы по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни. На внеклассных мероприятиях, запланированных в плане воспитательной работы: такие как классный час «Моя малая Родина»; час этики «Чтобы достойно жить»; изготовление открытки «День Матери»; «Волшебная кисть» рисование «Кузбасс – в белом кружеве»; заочное путешествие «Мой родной город». Внеклассные чтения в духовно – нравственном воспитании тем выигрышны, что на них мы побуждаем вести разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов. Ребята находят поступки о добре и зле, о дружбе и ненависти в таких произведениях Льва Кассиля «Саперы», сказка –быль Нечаева «Садко», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», Валентина Катаева «Сын полка», Михаила Лермонтова из повести «Герой нашего времени» «Максим Максимыч», Михаила Шолохова «Судьба человека». Задаем такие вопросы, на которые надо сделать правильный выбор. -Правильно ли поступил герой? Почему? -А что бы выбрал ты на его месте? -Что значит «сделать правильный выбор»? Приобщаем детей и к культуре своего народа, что является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности: история России «70 лет Победы над Японией»; страница истории «100 лет начала Первой мировой войны»; беседа – викторина «Символы государства Российского»; игра – викторина «Я люблю тебя Россия»; к 70летию Победы «С поля боя на «Поле чудес» «Защитники Отечества»; часы мужества «Они стояли за Отечество», «Шел солдат во имя жизни» и другие.
Большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет знакомство с иконами. В нашей группе вот уже пятнадцать лет висит икона ЭКОНОМИССА — Домостроительница (образ Богородицы) преподобный Михаил и епископ Синадский (икона благополучия и успеха)- как накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого. Икона о добре и милосердие. Эту икону нам даровала наша церковь (если ее можно так назвать). Традицией нашей группы является посещение детьми церкви в праздновании «Вербного воскресенья». Дети ходят освещать вербу для группы и взрослых. Даем такие понятия детям, что никогда не совершат преступление те люди, которые будут строить жизнь на вечных христианских принципах добра, любви и справедливости. Немалую роль отводим посещению школьной и поселковой библиотек в духовно-нравственном просвещении наших детей. Считаем, библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности, а воспитать такого человека без книг невозможно. В начальных классах в библиотечке группы для свободного чтения находились книги для знакомства с Библией. Дети брали их на пятнадцатиминутное чтение перед уроками. В последствии, мы обговаривали содержание прочитанного. Во внеурочное время классе школьники посетили храм на Красном камне, провели заочное путешествие в места боевой славы. Все это также способствовало формированию духовно-нравственных качеств наших детей. Одним из наиболее действенных путей решения задач по духовно- нравственному воспитанию предоставления детям возможности познакомится с музеями, воспитания у них потребности и интереса к посещению музеев. В декабре месяце, дети побывали в заочном путешествие по Эрмитажу. Это было приурочено к дате истории России «Эрмитажу – 250 лет». Музей для взрослого-это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для наших детей – это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Возрождая народные традиции, мы стараемся преследовать конкретную цель – приобщение наших воспитанников к истокам русской народной культуры. Ведущее место в процессе освоения духовных и нравственных ценностей, приобретение этнокультурных знаний мы отвели фольклорным праздникам, Масленица, проводимая в нашем поселке, праздник Осенины, в числе праздники являются и государственно – гражданские: День защитника Отечества, День Победы, день Знаний, 8 марта, и православные: Рождество и Пасха, Родительский день, Троица. Эти праздники помогают реализовывать цель – быть милосердными к людям. Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, участие в выставках поделок. Которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи. С каким желанием дети просятся участвовать в общешкольных мероприятиях, с восторгом участвуют в городских конкурсах и фестивалях, ждут, чтобы оценили их индивидуальность и творчество. Одним из наших результатов в воспитании духовно - нравственного воспитания являются наши достижения - это призовые места на городских, областных и школьных выставках, грамоты, дипломы, благодарственные письма за активное участие в акциях и конкурсах:  «Улыбка осени»;  «Скажем «нет!» - вредным привычкам»;
 школьная викторина «Мой край родной»;  VII Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященный преподобному Сергию Радонежскому;  городской фестиваль творчества детей «Планета талантов» в номинации «Декоративно- прикладное творчество»;  активное участие на базе «Межшкольного учебного комбината поселка «Краснобродский» в выставке декоративно – прикладного искусства «Пасхальная неделя»;  в городском конкурсе декоративно – прикладного искусства «Пасхальный подарок» посвященный Году культуры в России;  в ежегодном конкурсе социального проектирования «Новое пространство России»;  в городском конкурсе фестивале «Рождественские встречи друзей»;  в городском конкурсе творческих работ «Пасхальный калейдоскоп» посвященный Светлому Христову Воскресению;  в городском конкурсе творческих работ «Пасхальная открытка»;  в городском конкурсе творческих работ «Храмами Русь прекрасна», посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского;  в первом городском фестивале среди воспитанников детских домов и школ – интернатов города; а также:  в городских семинарах – практикумах среди специальных (коррекционных) школ VIII вида; в выступлениях перед жителями поселка поселковой библиотеки:  «День матери»; в выступлениях ДК поселка «Восток»:  «День инвалидов;  празднование «Рождества Христово». Активное участие в народных праздниках мотивирует умственно отсталых детей на дальнейшее развитие и является результатом работы духовно – нравственного воспитания в формировании личности умственно отсталых детей..