"Рисунки на песке". Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе.

Автор: Корсакова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад№60 Приморского района
Населённый пункт: город Санкт- Петербург
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: "Рисунки на песке". Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе.
Дата публикации: 12.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ГБДОУ Детский сад №60 Приморского района Санкт- Петербурга


«Рисунки на песке».
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе. Подготовила и провела воспитатель: Корсакова Е.Н.

Цель
: Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру; Задачи: Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить). Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление. Развивать речевую активность в процессе познания, Словарная работа: активизация словаря: сухой, сыпучий, непрозрачный; Обогащение словаря: рисование песком песочные картины: Развивать тактильную чувствительность мелкую моторику рук. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Воспитывать эстетическое чувство. Воспитывать аккуратность при работе с песком. Формировать коммуникативные навыки.
Материалы и оборудование:
Электронная презентация «Песок и мы» Мультимедийный фильм «Рисунки на песке», компьютер проектор. Стол-планшет с подсветкой для рисования песком, песок. «Волшебная палочка», плотная бумага, клей, цветной песо
к.


Ход занятия:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Представьте на минутку, что у нас есть волшебная палочка. Где бы вы хотели оказаться? ДЕТИ: ОТПРАВИТЬСЯ в путешествие. Воспитатель: Здорово! У меня есть волшебная палочка, и я приглашаю вас на остров чудес и открытий Вокруг себя вы повернитесь на острове чудес вы окажитесь. Музыка, свет, но почему нас никто не встречает, в новой чудесной стране ? Под покрывалом что-то спрятано. Узнать, что здесь, можно, отгадав загадку. Он и желтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей. Если хочешь, можешь брать Целый день в него играть. ДЕТИ: песок Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен песок человеку? ДЕТИ отвечают. Воспитатель: Очень интересные предположения. Совершенно верно, песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды, в песочных часах, им посыпают дорожки зимой. Песком играют дети и даже иногда взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже очень любят рисовать на песке. Сегодня мы попробуем об этом узнать.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРИЗЕНТАЦИИ «ПЕСОК ВЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Презентация составлена воспитателем ГБДОУ Д/С №60 Корсаковой Е.Н. ВОСПИТАТЕЛЬ : А, теперь вставайте, пришло время проверить, что в этом волшебном ящике… ДЕТИ подходят к столу. Воспитатель насыпает песок. Это действительно песок. Ярко солнышко сияет, И ребяток приглашает Поиграть «Песочный дворик» Желтый, тепленький песочек С детства ласковый дружок
Подарить нам радость хочет. Это очень интересно, Удивительно, чудесно. Посмотрите, что из песочка получается, Это очень интересно, Удивительно, чудесно, Даже гости наши Видишь – улыбаются. ВОСПИТАТЕЛЬ: (Рисует на песке солнышко ) Ребята, давайте поздороваемся с песком. Дотронемся до него поочередно пальцами правой руки. Прислушайтесь к своим ощущениям. Какой песок? (Ответы детей). Давайте погреем песок своими руками, дадим ему частичку своего тепла. Для этого будем нажимать по всей поверхности песка своими ладонями. Сделаем песок ровным и гладким, чтобы удобно было на нем рисовать .
Знакомство с песком. Ход игры: На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям Педагог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей) Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей) Далее педагог переворачивает свои руки ладонями вверх Я перевернула руки, мои ощущения изменились Теперь я по – другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? Мне не очень удобно держать так руки. А вам? Что вы чувствуете? Дети обсуждают свои ощущения. Воспитатель: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея - Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения
- Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами - А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры. - Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой . Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками) - Поиграем по поверхности песка как на пианино - А теперь нарисуем с вами солнышко из отпечатков наших рук…… Мы с вами определили, что песок сейчас тёплый, сухой и сыпучий. Я смочу его. Давайте проверим, изменились ли свойства песка? Как и почему? Потрогайте песок. Какой он стал? ДЕТИ: холодный, сырой. Воспитатель. Влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить. Вы сами делали это много раз. Что станет с постройкой, когда песок высохнет? (рассыплется). А ещё на влажном песке хорошо рисовать.
Вставайте в 2 команды мы поиграем в
игру «Песочный телеграф»
. Воспитатель пальцем рисует на спине ребёнка, стоящего последним, изображение домика, для другой команды-солнышка. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку. Тот, кто стоит у ящика с песком, рисует изображение на песке. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая картина у вас получилась. Мне очень хочется поучаствовать в её создании. Катюша, нарисуй, пожалуйста, мне на спине «сообщение» - Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение А, сейчас я включу подсветку, наш песок подсохнет. А, мы с вами сможем нарисовать и увидеть замечательные песочные картины.
Динамическая пауза. Игра «Море волнуется…»
Воспитатель: Понравились вам картины? Давайте, и мы попробуем что-нибудь нарисовать.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой; «Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»

Упражнение «Рисуем фигуры на песке».
Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.
«Волшебные превращения»
Педагог рисует на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем предлагает дорисовать картинку, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг можно превратить в солнышко, шарик, личико, мяч, яблоко, часы и многое другое ВОСПИТАТЕЛЬ . А, теперь попробуйте сами что-нибудь придумать и нарисовать (дети работают самостоятельно) Ритуал «выхода» из Песочной страны Воспитатель: Теперь дети, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:
Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!» По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и собирает всех на ковре. Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получаются. Скажите, пожалуйста, мы можем разместить их на выставке или подарить кому-то? Почему? Дети. Нет. Они рассыплются. Верно, эти работы нельзя сохранить надолго. Но мы с вами знаем один секрет – другой способ работы песком. Кто нам подскажет? Дети: (Надо провести клеевую дорожку, посыпать на неё песок, стряхнуть лишний). Песок задержится на бумаге с помощью клея. Воспитатель: Вы можете продолжить работу с песком уже за столами Попробуйте нарисовать свои картины по силуэтам из клея и тогда они останутся в память нашей встрече.
Рефлексия занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей) Дети рассказывают о своих работах. .
Работы помещаются на выставку.
Заключение:

Как и любое другое занятие ИЗОтворчеством, песочная

живопись (в том числе, как и общение с натуральным

материалом) - развивает тактильную чувствительность и

моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и

внимание, воображение и фантазию - все это вкупе

способствует гармоничному развитию личности ребенка. К

этому списку можно добавить, что при рисовании песком

развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях,

исследовательский интерес,

познавательная активность.