"Млекопитающие и птицы"

Автор: Бирдина Арсина Фаитовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детский эколого биологический центр"
Населённый пункт: Г.Нижнекамск Татарстан
Наименование материала: конспект
Тема: "Млекопитающие и птицы"
Дата публикации: 13.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Республики Татарстан Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого биологический центр»
Конспект занятия

по теме: Млекопитающие и птицы
Рабочая программа «Мир животных»
Раздел программы «Классы животных»
Группа 2 года обучения, возраст воспитанников 10 – 11лет, количество – 12 человек, Бирдина Арсина Фаитовна педагог дополнительного образования I квалификационной категории, февраль 2016 год

Предмет
– «Мир животных» 2 класс ( 9-10 лет)- 12человек.
Тема занятия
– « Млекопитающие и птицы»
Цель:
ознакомить с классами животных и их групповыми признаками; расширять кругозор; учить дружной работе в группе.
Задачи:

Образовательные:
учить безошибочно, распределять животных по классам учить распределять по групповым признакам
Развивающие:
развивать умение классифицировать животных (млекопитающие, птицы) развивать умение определять по основным признакам каждого класса развивать умение работать с атласом определителем и таблицей
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к животным. воспитывать дружелюбие
Ожидаемый результат занятия
: научиться различать классы животных, выделять их характерные признаки, пользоваться с атласом- определителем, таблицей
Время проведения занятия:
45 мин.
Тип занятия
- изучение нового материала.
Основные термины, понятия –
классы животных, групповой признак
Методы обучения:
словесные, наглядные
Оборудование:
атлас определитель, таблицы, иллюстрации
Формы работы:
фронтальная
Использованная литература:
учебник «Энциклопедия о животных»

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

1.Организационный этап (3 мин.)

Цель для педагога:
актуализация знаний
Организационный момент:

Цель для детей
: самостоятельные выполнение заданий
1.Проверка домашнего задания
(ответы на вопросы «Проверяй себя». Фронтальная работа) Невысок и коренаст, Поглядеть решил на вас, Приподнять с утра под елками Лист с прилипшими иголками. (Гриб) 4. Растут на ветках группками, Покрытые скорлупками. (Орехи) 5. Не балует дуб детей. Одевает без затей. Все из его семейки Носят тюбетейки. (Желуди) 6. Каждой весною Лапы еловые Старые лампы Меняют на новые. (Шишки) По вертикали: 1. Чем больше колец, Тем старше жилец. (Дерево) 3. Ловит солнышко лучистое, Зрея на опушке. Покраснеет и, душистая, Попадает в кружки. (Земляника) 2. Нозовите растения первого яруса? 3. Какие растения образуют второй ярус леса? Ответы детей Ответы детей (мох, папортник) (черника, малина) (береза)
Третий ярус?
Самоопределение деятельности
(На доске – рисунки с изображением льва, кошки, комара, груши, чайки) Найдите лишнее? Почему лишнее? Чем похожи все остальные рисунки? А можно перечислить всех представителей к классу млекопитающих и птиц? - Сформулируйте тему урока. Ответы детей (груша) - Они животные -Нет, они все разные - (Млекопитающие и птицы)
2. Изучение нового материала (30мин)

Цель для педагога:
изучение классификаций животных, их групповые признаки
Цель для детей:
запоминать чем отличаются млекопитающие - класс позвоночных животных , основной отличительной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком . По оценкам биологов, известно от 5000 до 5500 современных видов млекопитающих. На территории России обитает до 380 видов. Млекопитающие распространены почти повсеместно. Внешний вид млекопитающих весьма разнообразен. Приспособления млекопитающих к жизни в различных средах обитания весьма разнообразны, их поведение отличается сложностью и многообразием. Они занимают доминирующие позиции среди наземной фауны (в водной среде они уступают лишь лучепёрым рыбам ). Млекопитающие играют большую роль в жизни и хозяйственной
деятельности человека: их используют в животноводстве, в научных исследованиях в качестве лабораторных животных , как ездовых животных и содержат в качестве домашних питомцев. По размерам и внешнему облику млекопитающие очень разнообразны. Хотя у их подавляющего большинства тело, чётко расчленено на голову, шею, туловище, две пары конечностей и хвост, ф орма и соотношение этих частей тела у разных видов варьируют, отражая приспособления к среде обитания и преобладающему характеру движений. Хорошо известны как непропорционально длинная шея жирафа, позволяющая ему срывать листья и молодые побеги с крон деревьев, так и полное отсутствие шейного перехвата у китообразных . Сильно варьирует и относительная длина хвоста: если у длиннохвостого ящера и длинноухого тушканчика он в два раза длиннее туловища, то у даманов, тонкого лори и всех гоминоидов хвост полностью отсутствует. Наиболее сильно по внешнему облику от других млекопитающих уклонились рукокрылые, у которых передние конечности видоизменились в крылья, а а у хкитообразные, передние конечности которых после перехода к водному образу жизни превратились в плавники, а задние исчезли Сильно различаются млекопитающие также по массе и размерам тела. Абсолютные рекордсмены:  карликовая многозубка — самое мелкое из современных млекопитающих: масса 1,2—1,7 г, длина тела 3,8—4,5 см
 саванный слон — самое крупное из современных наземных позвоночных: старые самцы достигают массы 5 т при высоте в плечах 4 м (несколько выше его — за счёт длинной шеи — жираф высота которого от земли до лба достигает 4,8—5,8 м, но масса — около 750 кг  синий кит — крупнейшее из когда-либо существовавших на Земле животных(средние же размеры самок синего кита составляют 24,5 м, самцов — чуть меньше) - Прочитайте, какие классы животных выделяют ученые? - А теперь давайте рассмотрим основные признаки каждого класса и заполним таблицу
Разнообразие животных

Классы

животных

Представители

класса

Признаки

класса
Млекопитающие Лев, зубр Тело покрыто шерстью Детенышей кормит молоком Птицы Орел, чайка Тело покрыто перьями - Рассмотрите иллюстрации. которые лежат на вашем столе и распределите их по классам
Динамическая пауза:
Вышли мышки как –то раз Поглядеть который час Раз-два-три –четыре Мыши дернули за гири Коллективное заполнение таблицы Самостоятельное распределение животных по классам
Вдруг раздался громкий звон Убежали мышки вон
3. Закрепление нового материала (9мин.)

Цель для педагога:
закрепить полученные знания о классах животных - млекопитающие и птицы
Цель для детей
: запоминание и самостоятельное решение кроссворда
Самостоятельная работа.
м л е к о п и т а ю щ и е - Вспомните, какие животные относятся к млекопитающим и птицам и заполните кроссворд. Самостоятельное заполнение кроссворда
1.

Заключительная часть, подведение итогов (3 мин.)

Цель для педагога:
закрепить знания во время работы с атласом определителем и таблицами
Цель для детей
: научиться работать с атласом определителем и таблицами
Рефлексия:
1. Работа с атласом определителем - С помощью атласа определителя приведете примеры млекопитающих и птиц 2. Работа с таблицей - Пользуясь таблицами, расскажите о млекопитающих и о птицах Работа с атласом определителем Работа с таблицей
-Назовите животных, которые относятся к млекопитающим. - Назовите животных. которые относятся к птицам. - Какую роль животные играют в жизни людей?
Домашнее задание:
1. Нарисовать млекопитающего или птицу ( по выбору) Ответы детей